Итоги театрального сезона подводит Павел Руднев

 
«Таланты и поклонники»
1. СОБЫТИЕ СЕЗОНА
Три спектакля – важнейшие. «Таланты и поклонники» Миндаугаса Карбаускиса в Театре им. Маяковского, «Иллюзии» Ивана Вырыпаева в «Практике» и «Бесы» Юрия Любимова в Театре им. Вахтангова. Карбаускис ставит спектакль про театр эпохи актерских бунтов, реагируя на вызов времени, делает из пьесы об артистах настоящее проклятие театру, который развращает и сжигает душу. Талант здесь уподоблен хищническому берсерку, который во имя тщеславия и гордыни раздавливает все на свете. Но талант здесь – и единственная ценность в мире, которая только и способна осветить бессмысленную скучную жизнь. У таланта нет морали, но только талант, сокрушительный и обезоруживающий, способен запустить пружину бытия.

В «Иллюзиях» Иван Вырыпаев достигает буддистской простоты, гармонии и покоя. Две пары пожилых любовников (их монологи за кафедрой читает четверка чудеснейших молодых артистов) говорят о любви друг к другу и об иллюзиях вокруг любовных отношений. Каждый новый монолог обнаруживает лживость предыдущего, и эта луковичная композиция пьесы доводит зрителя до настоящего экстаза: чем глубже мы погружаемся в человека, тем больше перед нами разверстывается глобальная пустота его душа. Но в этой звенящей пустоте постепенно набираются новые смыслы. И спектакль об отрицании любви, об иллюзорности любви кончается ее обратным утверждением. Если два часа мы только и говорим о любви, о том, что любовь – это пустота, значит, эта любовь и эта пустота – это все, что нас наполняет и наделяет смыслом. 

«Бесы» Юрия Любимова в Театре им. Вахтангова – серьезное антилиберальное высказывание, на которое оказались не способны все, кто открыто поддерживал режим Путина. Здесь антилиберализм глубинный, антилиберализм Достоевского, умный и точный. Бунт бесов – это коллективная акция. Любимов – с теми, чей протест носит исключительно индивидуальный характер невмешательства и оторопи от коллективного психоза. Либерализма в театре – сколько угодно. На антилиберальный поступок – повторюсь, на умный антилиберализм – решился только великий Юрий Любимов в свои-то годы.

2. РАЗОЧАРОВАНИЕ СЕЗОНА 
Бить по мелочи – малоэффективно. Поэтому разочаровал все-таки проект амбициозный и звездный – спектакль Томаса Остермайера «Фрекен Жюли» в Театре наций. Пьеса Августа Стриндберга, как Самсон после парикмахерской, потеряла свою силу, облегчилась, ее агрессивно-эротическая острота погасла, и мы увидели богатую элитарную антрепризу, где два крупных артиста сыграли роли значительно меньшего масштаба, чем их мощные индивидуальности. Конфликт двух космосов – мужчины и женщины – разбился об анекдот о чувстве классового неравенства.

3. ТЕНДЕНЦИЯ СЕЗОНА 
Тенденция есть, она отрадная и печальная одновременно. Если не брать театры-крупняки, умеющие следить за пульсом времени («Современник» или РАМТ, для примера), то репертуарный театр резко теряет умного, энергичного, неслучайного зрителя. Театральные образования новой формации – на «Винзаводе» и в «Мастерской Алексея Паперного», на «Фабрике» и на открытых площадках, в Политеатре и «Практике» и так далее – начали борьбу за зрителя. И сегодня он там – самый активный, самый взволнованный, умеющий выбирать. Там ему дают современные формы подачи, там доступный маркетинг, там зрителю дают возможность почувствовать себя современником. Таких театров – без удобных плюшевых кресел, в неприспособленных для театра, индустриальных зонах и лофтах – будет в Москве все больше и больше. И это уже становится проблемой для бесчисленной армии репертуарных театров Москвы – сперва энергия ушла со сцены, теперь – из зрительного зала. Пассионарность новых театральных структур очевидна и сокрушительна.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Точки возврата не будет»

    В пятницу, 5 апреля, в Ярославль с рабочим визитом приехал художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин в сопровождении представителей Министерства культуры. Они приняли участие в общественных обсуждениях вопроса об объединении театров в Первый национальный и встретились с коллективом Волковского театра. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Я наблюдал, как разрушают наш театр»

    В Союзе театральных деятелей состоялось совещание с участием председателя Александра Калягина и министра культуры Московской области Нармин Ширалиевой, на котором обсудили ситуацию в Мытищинском театре «ФЭСТ». ...
  • Директора Большого театра кукол отправили в СИЗО на два месяца

    Дзержинский районный суд Петербурга 19 апреля заключил под стражу директора Большого театра кукол Александра Калинина, обвиняемого в получении взятки. «В качестве меры пресечения избрано содержание под стражей сроком до 17 июня», - сообщили в объединенной пресс-службе судов Петербурга. ...
  • Директор театра кукол проведет ночь в СИЗО

    После проведенного обыска директора Санкт-Петербургского Большого театра кукол Александра Калинина отправили в СИЗО, в связи с подозрением в получении взятки. В отношении директора возбуждено уголовное дело. «Директора отправили в «большой дом», ночь он проведёт в СИЗО,- написала на свой странице в Facebook начальник отдела развития театра Наталья Сергеевская. ...
  • Директора Большого театра кукол подозревают в получении взятки

    Директор Большого театра кукол в Санкт-Петербурге Александр Калинин подозревается в получении взятки в 1,2 млн рублей, в отношении него возбуждено уголовное дело. «Следственными органами СК России по Санкт-Петербургу возбуждено уголовное дело в отношении директора СПб ГБУК «Санкт-Петербургский  Большой театр кукол» по признакам преступления, предусмотренного ч. ...
Читайте также