Итоги театрального сезона подводит Павел Руднев

 
«Таланты и поклонники»
1. СОБЫТИЕ СЕЗОНА
Три спектакля – важнейшие. «Таланты и поклонники» Миндаугаса Карбаускиса в Театре им. Маяковского, «Иллюзии» Ивана Вырыпаева в «Практике» и «Бесы» Юрия Любимова в Театре им. Вахтангова. Карбаускис ставит спектакль про театр эпохи актерских бунтов, реагируя на вызов времени, делает из пьесы об артистах настоящее проклятие театру, который развращает и сжигает душу. Талант здесь уподоблен хищническому берсерку, который во имя тщеславия и гордыни раздавливает все на свете. Но талант здесь – и единственная ценность в мире, которая только и способна осветить бессмысленную скучную жизнь. У таланта нет морали, но только талант, сокрушительный и обезоруживающий, способен запустить пружину бытия.

В «Иллюзиях» Иван Вырыпаев достигает буддистской простоты, гармонии и покоя. Две пары пожилых любовников (их монологи за кафедрой читает четверка чудеснейших молодых артистов) говорят о любви друг к другу и об иллюзиях вокруг любовных отношений. Каждый новый монолог обнаруживает лживость предыдущего, и эта луковичная композиция пьесы доводит зрителя до настоящего экстаза: чем глубже мы погружаемся в человека, тем больше перед нами разверстывается глобальная пустота его душа. Но в этой звенящей пустоте постепенно набираются новые смыслы. И спектакль об отрицании любви, об иллюзорности любви кончается ее обратным утверждением. Если два часа мы только и говорим о любви, о том, что любовь – это пустота, значит, эта любовь и эта пустота – это все, что нас наполняет и наделяет смыслом. 

«Бесы» Юрия Любимова в Театре им. Вахтангова – серьезное антилиберальное высказывание, на которое оказались не способны все, кто открыто поддерживал режим Путина. Здесь антилиберализм глубинный, антилиберализм Достоевского, умный и точный. Бунт бесов – это коллективная акция. Любимов – с теми, чей протест носит исключительно индивидуальный характер невмешательства и оторопи от коллективного психоза. Либерализма в театре – сколько угодно. На антилиберальный поступок – повторюсь, на умный антилиберализм – решился только великий Юрий Любимов в свои-то годы.

2. РАЗОЧАРОВАНИЕ СЕЗОНА 
Бить по мелочи – малоэффективно. Поэтому разочаровал все-таки проект амбициозный и звездный – спектакль Томаса Остермайера «Фрекен Жюли» в Театре наций. Пьеса Августа Стриндберга, как Самсон после парикмахерской, потеряла свою силу, облегчилась, ее агрессивно-эротическая острота погасла, и мы увидели богатую элитарную антрепризу, где два крупных артиста сыграли роли значительно меньшего масштаба, чем их мощные индивидуальности. Конфликт двух космосов – мужчины и женщины – разбился об анекдот о чувстве классового неравенства.

3. ТЕНДЕНЦИЯ СЕЗОНА 
Тенденция есть, она отрадная и печальная одновременно. Если не брать театры-крупняки, умеющие следить за пульсом времени («Современник» или РАМТ, для примера), то репертуарный театр резко теряет умного, энергичного, неслучайного зрителя. Театральные образования новой формации – на «Винзаводе» и в «Мастерской Алексея Паперного», на «Фабрике» и на открытых площадках, в Политеатре и «Практике» и так далее – начали борьбу за зрителя. И сегодня он там – самый активный, самый взволнованный, умеющий выбирать. Там ему дают современные формы подачи, там доступный маркетинг, там зрителю дают возможность почувствовать себя современником. Таких театров – без удобных плюшевых кресел, в неприспособленных для театра, индустриальных зонах и лофтах – будет в Москве все больше и больше. И это уже становится проблемой для бесчисленной армии репертуарных театров Москвы – сперва энергия ушла со сцены, теперь – из зрительного зала. Пассионарность новых театральных структур очевидна и сокрушительна.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «Это станет сенсацией в театральном мире»

    19 февраля в зале правления Центробанка России состоялось первое заседание Оргкомитета по празднованию 100-летия Театра Вахтангова (Оргкомитет образован распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2020 года как исполнение Указа Президента от 2 августа 2019 года), – говорит Кирилл Крок. ...
  • Третьяковка приглашает в русскую сказку

    В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась интерактивная выставка-путешествие «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». На экспозиции представлено более 70 произведений – живопись, графика, скульптура, инсталляция и видеоарт. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
  • Министр культуры встретилась с директорами театров

    17 февраля состоялось первое в этом году заседание в Директорской ложе театров Москвы. Впервые ее гостем стала новый министр культуры РФ Ольга Любимова.  Мероприятие по традиции началось в неформальной обстановке. За полчаса до открытия официальной части начали собираться постоянные участники заседаний и почётные гости – генеральный консул Италии Франческо Форте и чрезвычайный полномочный посол Индонезии в России Вахида Суприяди. ...
Читайте также


Читайте также

  • Министр культуры встретилась с директорами театров

    17 февраля состоялось первое в этом году заседание в Директорской ложе театров Москвы. Впервые ее гостем стала новый министр культуры РФ Ольга Любимова.  Мероприятие по традиции началось в неформальной обстановке. За полчаса до открытия официальной части начали собираться постоянные участники заседаний и почётные гости – генеральный консул Италии Франческо Форте и чрезвычайный полномочный посол Индонезии в России Вахида Суприяди. ...
  • АТК собирает подписи по «Делу «Сети»

    Ассоциация театральных критиков (АТК) открыла сбор подписей против так называемого «Дела «Сети» и призывает своих коллег, журналистов, а также режиссеров, актеров, драматургов, художников, менеджеров и всех деятелей театра присоединиться к протесту. ...
  • Суд на месяц отложил процесс по делу «Седьмой студии»

    Мещанский суд Москвы отложил до 13 марта рассмотрение дела «Седьмой студии», в связи с тем, что еще не завершена третья экспертиза.   Третью экспертизу по делу суд поручил экспертному центру при министерстве юстиции, в качестве экспертов выбрав театрального критика Ольгу Королеву (Галахову) и замдиректора МХАТ им. ...
  • В Шахтинском драматическом театре произошел пожар

    В ночь с 15 на 16 февраля произошел пожар в драматическом театре города Шахты в Ростовской области. На сайте театра сообщается, что в 02.30 в театре сработала автоматическая пожарная сигнализация. «Согласно инструкции, пожарно-сторожевая служба театра приступила к проверке сигнала и обнаружила задымление на втором этаже возле камерного зала». ...
Читайте также