В борьбе за зрителя

Чему российский театр может поучиться у зарубежного

 
Недавний опрос среди англичан показал, что каждый четвертый ребенок Соединенного Королевства никогда не был в театре, поскольку родители считают это излишней тратой денег. Тем не менее столь печальные факты не вгоняют Запад в уныние. Напротив, деятели сцены с еще большим рвением пытаются отстоять свое право на существование, придумывая всевозможные методы для привлечения аудитории.
Пока худруки российских театров сетуют на недостаточное финансирование со стороны государства, их иностранные коллеги пожинают плоды своей сметливости. Дело в том, что за рубежом любой зритель может стать спонсором, причем эта нехитрая процедура занимает всего лишь пару минут (правда, на Западе, в отличие от России, есть закон о меценатстве).

На сайтах большинства европейских театров существует раздел «Стать меценатом». Суммы пожертвований принимаются любые. Но при наиболее солидных вкладах театр благодарит своих добродетелей. Например, чешский Национальный театр Narodnidivadlo разработал целую систему и делит почитателей по таким категориям: «Друг», «Покровитель», «Меценат», «Серебряный спонсор» или «Золотой спонсор».

«Друг», чей вклад составляет не менее 1500 крон в год (2300 рублей), имеет право посещать открытые репетиции и встречи с дирекцией. А «Золотому спонсору», который жертвует на театр 250 тыс. крон (392 тыс. рублей), стабильно предоставляются два билета на премьеры с бесплатным бокалом шампанского в антракте.

В крупных театрах Британии в честь спонсора могут назвать зрительный зал, а в Нью-Йорке и целый театр. Так, в 2007 году американский театр на Мэдисон-сквер-гарден был переименован в честь своего спонсора – банка Washington Mutual, став the WaMu Theater at Madison Square Garden. Некоторое время на спектаклях шла активная реклама банка, в фойе стояли банкоматы Washington Mutual. Однако новое имя продержалось недолго, поскольку год спустя спонсор обанкротился и в 2009 году театр вернул себе прежнее название.

Пройти в гримерку

Большинство театров с многовековой историей регулярно устраивают экскурсии по закулисью. Например, для зрителей Covent Garden культпоход проходит четыре раза в день. Причем стоит сравнительно недорого. Так, посетить гримерки легендарных артистов, понаблюдать за репетициями, побывать в костюмерном цехе и пообщаться с режиссерами стоит от 8 до 10,5 фунта (в рублевом эквиваленте это 380–490 рублей). Для детей, пенсионеров и инвалидов предусмотрены скидки.

Экскурсии есть не только в легендарных театрах, но и в весьма рядовых, поскольку работает золотое правило: если однажды зритель попал в «святая святых», то память об этом визите сохранится на долгие годы и будет работать лучше всякой рекламы. Поэтому в почете любое проявление зрительского интереса. Много ли в России театров, в которых читаются лекции об истории и архитектуре здания? Корреспондент «Театрала» не обнаружил ни одного. А вот лондонский Royal Opera House такие лекции проводит с завидным постоянством. Длятся они всего лишь 45 минут, но этого достаточно, чтобы публика узнала не только о легендарных спектаклях.

Что такое любовь?

Руководители европейских театров с малолетства воспитывают своего зрителя. Причем дело не ограничивается детским репертуаром и скидками на билеты. Любой ребенок может в сопровождении родителей пройти за кулисы, а подросткам разрешается присутствовать и на «круглых столах», посвященных проблемам искусства.

В лондонском National Theatre и вовсе разработали спецпроект. Здесь в дополнение к школьным урокам литературы запустили программу Digital Classroom («Цифровой класс»), которую можно скачать на официальном сайте театра. Программа состоит из фрагментов классических постановок Национального театра, интервью с режиссерами и артистами, фотографий и видео репетиций, а также перечня вопросов для обсуждения в классе. Задача школьников – просмотреть видео и вместе с преподавателем обсудить спектакль, выявить преимущества и недостатки, определить его общую проблематику. Например, в видеокурсе по пьесе Шекспира «Двенадцатая ночь» дети должны решить, что же такое любовь. А в другой программе, посвященной «Гамлету», должны обсудить влияние стресса на человека.

Спектакль в подарок

Дарить билеты – занятие довольно опасное. Невозможно угадать реакцию человека на тот или иной спектакль, особенно если искушенный зритель. Куда проще приобрести подарочный сертификат, который предоставляет обладателю право самостоятельно выбрать интересующую его постановку. Цена вопроса обычно разнится в зависимости от театра. Дрезденская опера предлагает подарочные «ваучеры» стоимостью от 20 до 50 евро (780–2000 рублей), английский «Глобус» – от 8 до 35 фунтов (375 – 1700 рублей). Срок действия такого сертификата составляет, как правило, пару лет.

Кстати, в европейских театрах (в том числе и в маститой Grand Opera) разработана система возврата билетов. Причем более демократичные условия трудно себе представить. Например, в день спектакля зритель может зайти на сайт театра и, заполнив специальную форму, выставить свой билет на продажу. Покупатель, оказавшийся в этот момент возле кассы, купит билет, а кассир перечислит деньги зрителю. Комиссия при этом не взимается.

Каждому по Моцарту

Выгодные абонементы или специальные предложения, позволяющие не нанести особого удара по кошельку, рассчитаны прежде всего на постоянных зрителей. Например, этой зимой Covent Garden предлагал театралам сэкономить 25%, купив разом билеты на три оперы Моцарта, написанные в содействии с итальянским либреттистом Лоренцо да Понте. Эти спектакли на данный момент – одни из самых востребованных в Royal Opera House, достать на них хорошие билеты не так уж и просто.

Еще одно специальное предложение действует в Covent Garden для студентов. За 10 фунтов (470 рублей) молодые люди могут купить «стоячие» места на четыре любых спектакля: две оперы и два балета.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр «Арт-мастер» готовит много премьер

    Русскоязычный театр «Арт-мастер» из финского города Ювяскюля открыл юбилейный, 10-й по счету, сезон. По просьбе «Театрала» руководитель коллектива Кира Мирутенко рассказала о планах на предстоящий творческий год. ...
  • «На Парижской волне»

    После успешных гастролей в Москве, прошедших в сентябре в рамках фестиваля «Мир русского театра», театр «Диалог» (Нью-Йорк) готовится представить на Бродвее новую постановку. На сей раз основатель и художественный руководитель коллектива Ирина Волкович работает над спектаклем по рассказам Ивана Бунина и современного писателя Елены Дубровиной. ...
  • Лондонский «Хамелеон» поставил спектакль про Пеппи

    Русский театр «Хамелеон» поставил в Лондоне новый спектакль по мотивам повести Астрид Лингрен «Пеппи Длинныйчулок». Премьера состоится 27 октября.  «Это спектакль-кукарямба для всей семьи, – рассказала «Театралу» художественный руководитель и основатель театра Влада Лемешевская. ...
  • Рустем Галич: «Театрал» открыл нам перспективу»

    Уроженец Казани Рустем Галич с 2000 года живет в Нью-Йорке, снимается в кино, ведет передачи на радио и ставит спектакли. В спектакле «Поверх барьеров» театра «Диалог» из США он играет Бориса Пастернака. ...
Читайте также