Городской романс

В фойе и на лестницах театра зазвучали стихи

 
Названия «Шествие» по Иосифу Бродскому пока нет в афише театра «Студия театрального искусства». Билеты не продаются, а на спектакль пускают всего тридцать зрителей из тех, кто успевает первым записаться. Рекламы, естественно, нет никакой, кроме сарафанного радио – самого взыскательного ресурса новостей нашего города. Спектакль возник из занятий сценречью с педагогом Верой Камышниковой, и играется он – в гардеробе, в фойе, на лестничных площадках и пролетах.
Театральная муза – дама капризная. Сколько лет ей втюхивают на всех уровнях, что она должна быть актуальной и политической, социально-озабоченной и протестной. Поощряют денежно. Устраивают фестивали и семинары, читки и встречи с деятелями сцены. Лучшие силы критического цеха из статьи в статью долбят: давай, политизируйся, а то уважать перестанут… Муза в ответ показывает свой длинный нос. Устраивается поудобнее на диване и…начинает листать страницы книг давно ушедшего поэта. На улице – сезон выборов со всеми выборам положенными воспаленными дебатами и акциями. В театре – сезон Бродского. Вот уж точно все по слову поэта: «к постыдному столетию спиной, к любви своей потерянной лицом». Поэтический театр разрастается как роща – самосевом. Тут и там возникают спектакли. И вдруг оказалось, что зритель по ним не просто соскучился – стосковался, как по солнечным лучам за долгие зимние дни.

Написанная в 1961 году поэма-мистерия «Шествие» создавалась в момент увлечения ее автора поэзией Баратынского и других поэтов пушкинского круга. Как писал автор в предисловии: «Идея поэмы – идея персонификации представлений о мире». Эти представления вложены в уста условных персонажей – Арлекина, Коломбины, Дон Кихота, Вора, Торговца, Лжеца, Честняги и др. Каждому из персонажей даны развернутые монологи-романсы. А организует эту смесь ритмов, тем и лиц – Юноша-поэт (Игорь Лизенгевич), вступающий в разговор со своим читателем.

Спектакль начинается у гардероба. Одетые в одинаковые черные футболки артисты скрываются за стойкой и возвращаются – кто в черном драповом пальто, кто с лаковым саквояжем времен прабабушки. А Муза (Ольга Калашникова) и вовсе с пером в кудрявой голове. Все превращения происходят на наших глазах. Актеры меняют платья и образы. Стихи скандируются, выпеваются, их сопровождают музыка контрабаса и ритм, выбиваемых ладошками по коленкам.

Шествие образов, шествие ритмов, шествие лиц и фигур. Мы, зрители, движемся по фойе студии, по ее лестницам и пролетам, то стоя, то сидя на ступеньках, то примостившись на полу, – становимся соучастниками.

Реквизита минимум: винтажные чемоданы, трехлитровые банки в авоськах, белые бумажки, сыплющиеся сверху снегом, зеленые яблоки, фото студийцев в рамке на стене, подойдя к которому, вздохнут: «Актер изображает жизнь и смерть, натягивает бороду, парик». Но каждый предмет отобран и обыгран, как обыгран каждый уголок пространства. Вера Камышникова с юмором и изяществом использует целый арсенал приемов поэтического театра, разработанных прежде всего постановками Ивана Поповски с актерами-фоменками (ряд, начатый цветаевским «Приключением», продолженный «Отравленной туникой» Гумилева).

Среди нынешнего парада постановок по Бродскому, среди которых и моноспектакль «Вальс на прощание» Алексея Девотченко, и «Горбунов и Горчаков» в «Современнике», постановка СТИ предлагает свой, особый путь к поэту, свою интонацию: камерную, интимную, домашнюю. Поэзией здесь делятся с тобой, как чашкой кофе или улыбкой. И ты сам волен выбирать, какие строчки унести:

И только жизнь меж нас легко проходит

И что-то вновь из наших душ уходит,

И шумный век гудит, как пароходик,

И навсегда твою любовь увозит...

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Дмитрий Крымов проведет мастер-класс в Петербурге

    Художник Дмитрий Крымов принял предложение Мастерской Современного Театра провести мастер-класс (28 и 29 октября), посвященный извечной теме театрального искусства «Замысел и его воплощение». «Как рождаются шедевры на сцене? Как подобрать тот самый ключик образного языка, который будет вскрывать смысл пьесы и затрагивать душу зрителя? Мастер-класс Дмитрия Крымова не дает ответы на все вопросы, но позволяет прийти к самостоятельным выводам экспериментальным путем», – говорится в аннотации на странице Мастерской Современного Театра в Вконтакте. ...
  • «Ленком» готовит премьеру последнего спектакля Марка Захарова

    Творческая команда «Ленкома» продолжает работу над спектаклем «Капкан» по произведениям Владимира Сорокина, который не успел закончить Марк Захаров. Первоначально премьера намечалась на 2 декабря. Эту дату дирекция «Ленкома» решила не менять. ...
  • Театр «Практика» обратился к польской драматургии

    Театр «Практика» готовится представить премьеру спектакля «У нас все хорошо» по пьесе польского драматурга Дороты Масловской. Над постановкой работают артисты театра «Июльансамбль» под руководством молодого режиссера Ивана Комарова, известного работами «Баал» и «Абюьз» в Центре им. ...
  • Театр Ленсовета представит просветительский проект «Связь времен»

    Премьера «Гоголь и К°», первый вечер литературно-просветительского проекта «Связь времен», состоится 18 октября на Малой сцене Театра им. Ленсовета. По замыслу авторов, проект, который будет проходить в формате читок, соединит в себе классическую и современную литертуру. ...
Читайте также