Интонация современников

 
«Современник» отмечает свое 50-летие. Точнее, наше 50-летие, поскольку, как сказал лидер театральной общественности Александр Калягин, «все мы имеем к этому отношение». Да, «Современник» – это наша «Шинель». Это поворот в истории советского, а в итоге – и всего российского театра. Именно тогда, в конце 50-х, люди на сцене заговорили человеческим голосом, который тут же окрестили «шептальным реализмом». Именно тогда школярский термин «подтекст» из учебника Станиславского превратился в новую идеологию, предвосхитив эпоху гласности и перестройки. Именно тогда рождался наш русский «неореализм», который вывел на сцену обыкновенного человека с необыкновенными мечтами. Интонация – вот что оказалось самым опасным для власти. И это внутреннее, почти бессознательное диссидентство угадывалось в каждой строчке и в каждой паузе. В зал приходили даже не за правдой – а за утерянным чувством собственного достоинства. «Современник» открыл занавес для Виктора Розова, Александра Володина, Евгения Шварца, Василия Аксенова, Михаила Рощина. «Современник» превратил проверенных Горького, Гончарова, Чехова и Салтыкова-Щедрина в писателей подозрительных. «Современник» освободил человеческие чувства от идеологии и вдохнул жизнь в актерские души – так появились Евстигнеев и Кваша, Толмачева и Ахеджакова, Неелова и Райкин, Табаков и Покровская, Гафт и Козаков. Без «Современника» не было бы ни Фокина, ни Райхельгауза, ни Коляды, ни Галина. А Олег Ефремов и Галина Волчек в умах потомков обречены на вечную родственную связь, как Маркс и Энгельс, как Станиславский и Немирович.

«Современник» не портит излишняя эмоциональность. В нем силен дух всепрощения. «Современником» многие пользовались как бомбоубежищем и исчезали оттуда в ясную погоду. Конечно, он не безгрешен. Кого-то не увидел, кого-то пропустил – но и сам наполучал немало. Принимая условия игры, соблюдай их и не блефуй со своими – этот закон соблюдается свято.

Главная победа Галины Волчек, подхватившей когда-то павшее знамя из рук Ефремова, – это победа над временем. Мост, перекинутый через сцену в чеховских «Трех сестрах», соединил века и тысячелетия, в который раз убеждая нас в том, что человечество не стало лучше, но и не потеряло веры в то, что когда-нибудь оно все-таки станет лучше.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Министром культуры назначена Ольга Любимова

    Пост министра культуры в сформированном Михаилом Мишустиным правительстве заняла правнучка великого актера Василия Качалова - Ольга Любимова, ранее возглавлявшая департамент кино Минкультуры. Ольга Любимова закончила факультет журналистики МГУ и факультет театроведения ГИТИСа (РАТИ). ...
  • Театр им. Вахтангова отменил премьеру

    Первой премьерой 2020 года в Театре им. Вахтангова должен был стать спектакль по киносценарию Ингмара Бергмана «Седьмая печать» в постановке Михаила Станкевича (первый показ был намечен на18 февраля на Новой сцене).   Однако во вторник, 22 января, администрация театра известила зрителей, что премьера не состоится. ...
  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • Умер артист «Содружества актеров Таганки» Данила Перов

    «Сегодня ночью, 22 января, скоропостижно скончался наш друг, товарищ и брат, Заслуженный артист России Данила Перов», - говорится на сайте «Содружества актеров Таганки». По предварительным данным, Данила Перов умер в результате оторвавшегося тромба. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Чайка» — это молодая пьеса, которая жива всегда»

    29 января, в день рождения А.П. Чехова, в музее МХАТ состоятся бесплатные мероприятия, посвященные 160-летию знаменитого писателя и драматурга: лекция «Загадка «Чайки» и спектакль «Медведь». Легендарную пьесу «Чайка» сегодня ставят и играют по-разному. ...
  • В Губернском театре поставили кабаре

    Губернский театр 13 февраля представит премьеру спектакля «Серебряное зеркало» в новом для себя жанре – поэтическое кабаре. В основе постановки Ольги Матвеевой – женская поэзия начала XX века. «Работая над спектаклем, нам хотелось восстановить забытые страницы истории русской поэзии, – рассказала Ольга Матвеева. ...
  • Александр Морфов выпускает премьеру в ТЮЗе им. Брянцева

    Болгарский режиссер Александр Морфов представит свою версию шекспировской «Ромео и Джульетты». Как сообщает пресс-служба театра, в его интерпретации «эта история для современного поколения – поколения YouTube и социальных сетей». ...
  • Сорокин-трип

    Живой классик Владимир Сорокин не склонен доверять театру (и однажды чуть было не подал в суд на Андрея Могучего, категорически не приняв постановку «Дисморфомании»). Но три театра – «Практика», Театр на Малой Бронной и «Ленком» – почти синхронно взялись за сорокинские тексты, и автор, похоже, остался доволен. ...
Читайте также