Интонация современников

 
«Современник» отмечает свое 50-летие. Точнее, наше 50-летие, поскольку, как сказал лидер театральной общественности Александр Калягин, «все мы имеем к этому отношение». Да, «Современник» – это наша «Шинель». Это поворот в истории советского, а в итоге – и всего российского театра. Именно тогда, в конце 50-х, люди на сцене заговорили человеческим голосом, который тут же окрестили «шептальным реализмом». Именно тогда школярский термин «подтекст» из учебника Станиславского превратился в новую идеологию, предвосхитив эпоху гласности и перестройки. Именно тогда рождался наш русский «неореализм», который вывел на сцену обыкновенного человека с необыкновенными мечтами. Интонация – вот что оказалось самым опасным для власти. И это внутреннее, почти бессознательное диссидентство угадывалось в каждой строчке и в каждой паузе. В зал приходили даже не за правдой – а за утерянным чувством собственного достоинства. «Современник» открыл занавес для Виктора Розова, Александра Володина, Евгения Шварца, Василия Аксенова, Михаила Рощина. «Современник» превратил проверенных Горького, Гончарова, Чехова и Салтыкова-Щедрина в писателей подозрительных. «Современник» освободил человеческие чувства от идеологии и вдохнул жизнь в актерские души – так появились Евстигнеев и Кваша, Толмачева и Ахеджакова, Неелова и Райкин, Табаков и Покровская, Гафт и Козаков. Без «Современника» не было бы ни Фокина, ни Райхельгауза, ни Коляды, ни Галина. А Олег Ефремов и Галина Волчек в умах потомков обречены на вечную родственную связь, как Маркс и Энгельс, как Станиславский и Немирович.

«Современник» не портит излишняя эмоциональность. В нем силен дух всепрощения. «Современником» многие пользовались как бомбоубежищем и исчезали оттуда в ясную погоду. Конечно, он не безгрешен. Кого-то не увидел, кого-то пропустил – но и сам наполучал немало. Принимая условия игры, соблюдай их и не блефуй со своими – этот закон соблюдается свято.

Главная победа Галины Волчек, подхватившей когда-то павшее знамя из рук Ефремова, – это победа над временем. Мост, перекинутый через сцену в чеховских «Трех сестрах», соединил века и тысячелетия, в который раз убеждая нас в том, что человечество не стало лучше, но и не потеряло веры в то, что когда-нибудь оно все-таки станет лучше.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Алексей Кузнецов представит «Случайно затянувшуюся связь»

    Актер Театра им. Вахтангова, педагог Щукинского театрального института Алексей Кузнецов подготовил инсценировку спектакля «Случайно затянувшаяся связь», посвященного судьбам Осипа Мандельштама и Бернарда Шоу. Спектакль сыграют в театральном лофте «Компас» 22 и 24 октября. ...
  • В «Театре.doc» выходит премьера по стихам современного поэта

    Премьера спектакля «Мелиемелинам» по стихам современного поэта Всеволода Емелина состоится 22 октября в «Театре.doc». Постановку осуществила Мастерская Руслана Маликова, режиссера, хорошо известного постоянным зрителям театра по спектаклям «Манагер», «Синий слесарь», а также «Война молдаван за картонную коробку», «Трансфер» и «Сентябрь. ...
  • В Театре на Малой Бронной появится «Норма»

    Спектакль Максима Диденко по роману Владимира Сорокина «Норма» станет первой премьерой Театра на Малой Бронной в новом сезоне (показы пройдут 6 и 7 ноября) во «Дворце на Яузе». Как сообщал «Театрал», в связи с предстоящей реконструкцией, свои ближайшие премьеры театр выпускает на временной площадке (окончательно переезд состоится во второй половине сезона). ...
  • Миндаугас Карбаускис готовит премьеру

    Первой премьерой сезона Театра им. Маяковского (Сцена на Сретенке) станет спектакль по роману Уильяма Фолкнера «Когда я умирала». В сценической версии театра произведение получило название «Йокнапатофа» – в честь вымышленного округа на юге США, в котором разворачиваются события большинства произведений Фолкнера. ...
Читайте также