Близкие люди

В Петербурге взглянули на Горького через семейный портрет

 
В Театре на Литейном – очередная премьера. На Малой сцене со всевозможной достоверностью выстроен павильон. Это дом Коломийцевых из горьковских «Последних». Режиссер Александр Кузин переименовал их в «Семейный портрет». Художник Кирилл Пискунов позаботился, чтобы в групповом портрете ни одна деталь не пропала – и столы с полной обеденной экипировкой, и окна с заснеженным рисунком на стеклах, и изразцовая печь, и диван, обитый кожей, и шкафы, двери, буфет…
Дом Коломийцевых – персонаж значительный. Даже обои, потемневшие от времени и скопившейся на них грязи, реквизит говорящий. Подобная правдивость на сцене теперь редкость, и за ней видится замысел режиссера – последних Коломийцевых, людей из русского дореволюционного прошлого, сделать близкими новой и по-новому разгоряченной политическими проблемами стране. Поэтому выбрана Малая сцена, с ее минимальным расстоянием от зала. Поэтому и жанром стал семейный портрет, на котором преобладают крупные планы.

В этом портрете сгруппированы мастера и молодые актеры. Мастера – Татьяна Ткач (Софья), Александр Рязанцев (Иван), Сергей Заморев (Яков), Елена Ложкина (Няня Федосья), вероятно, помнят другие постановки Горького на этой сцене – например, «Чудаков» в режиссуре Ефима Падве. Молодежь – Ася Ширшина (Любовь), Игорь Сергеев (Петр), Анна Арефьева (Вера) впервые встречаются с драматургией реализма и публицистики. Что ж, это тренировка, особенно после ярких, современных по языку спектаклей Театра на Литейном – «Марьино поле», «Ромео и Джульетта»… Но разные поколения актеров мирно уживаются в стилистике проблемного и психологического театра. В спектакле речь идет о развале семьи и о том, что стало тому причиной. Персонажи, точно по Горькому, делятся на плохих и хороших, на прогрессивных и реакционных, на честных и лживых, на справедливых и несправедливых. При этом актеры стараются в схему внести побольше жизненности и тепла. Так, Иван Коломийцев в исполнении Рязанцева – не просто прислужник власти, карьерист и палач, но еще и франтоватый служака, молодящийся отец многочисленного семейства. Татьяна Ткач, актриса обаятельная в ролях любых жанров, на этот раз, играя Софью, сдержанна (пожалуй, чересчур) и делает ударение на ошибках, на прошлом, которое теперь возвращается к Софье пороками детей или их бедами. Сегодняшние страдания и чувство вины перевешивают любые другие переживания Софьи.

Из молодых хороша Ася Ширшина (Люба). Угрюмая и проницательная девушка, оказавшаяся в чужой семье Ивана Коломийцева. Она оказывается суровым судьей, и ее суду подлежат все без исключения.

Автор этих строк не случайно употребила слово «схема» по отношению к горьковским персонажам. Оно справедливо в том случае, если режиссер и актеры относятся к Горькому как к писателю соцреализма, для которого самое важное – классовая борьба. Однако никакие «схемы» совершенно неприемлемы, если в Горьком разглядеть психолога и сатирика. Именно так и пытался сделать Ефим Падве, повторяя школу своего гениального учителя Георгия Товстоногова. Так вот, «Последние», они же «Семейный портрет» в режиссуре Александра Кузина – компромисс между прямолинейным и скучным Горьким из советских учебников и пока что малоизвестным Горьким, сценически богатым и сложным.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Эстонии покажут лучшие российские спектакли

    Лучшие спектакли последних сезонов смогут увидеть жители Эстонии в рамках 15-го юбилейного фестиваля «Золотой маски», который пройдет с 18 по 30 октября в Таллине и городах Нарва, Кохтла-Ярве и Силламяэ.  «Фестиваль позволяет нам приобщиться к высокому театральному искусству, увидеть лучшие российские спектакли, дает богатую пищу для чувств и размышлений, - цитирует РИА слова мэра Таллина Михаила Кылварта. ...
  • «Русское слово и тот самый русский дух»

    С 18 по 28 октября Тбилисский государственный русский драматический театр им. Грибоедова покажет спектакли «Холстомер. История лошади» и «Шинель» в четырех российских городах – Казани, Йошкар-Оле, Нижнем Новгороде и Владимире. ...
  • От комикса до «кукольного балета»

    Сергей Безруков и Губернский театр собрали лучшее, что есть сегодня в театре для детей в Москве, Петербурге и десяти городах за пределами двух столиц. В обширной мультижанровой программе «Театрал» рекомендует не пропустить как минимум пять спектаклей. ...
  • В Германии стартовали гастроли Вахтанговского театра

    Накануне вечером, 16 октября, в Германии начались гастроли Театра им. Вахтангова. Труппа представляет постановку Римаса Туминаса «Дядя Ваня» в трех городах страны в рамках программы международного культурного проекта «Русские сезоны». ...
Читайте также