Театральный телеграф

 
«Общих правил не бывает»

На публикацию «Стриптиз Мельпомены» (см. «Театрал» №2, 2012 г.), посвященную эпатажу на сцене, откликнулся режиссер Владимир Агеев:


– Если зрители уходят со спектакля – это нормально. У меня тоже есть спектакли с эпатажем, просто важно учитывать одно обстоятельство: такие постановки ориентированы на подготовленную аудиторию, их нельзя выставлять где попало. Например, если человек приходит в Малый театр, то точно может рассчитывать на классический стиль. Но это не значит, что другие театры должны избегать эпатажа. Москва огромный город, и у каждого спектакля найдутся зрители. Пусть растут все цветы – обязательно должна быть и классическая форма, и экспериментальная, и эпатирующая. Значительно сложнее провинциальному городу, где, допустим, всего один театр, и зритель может быть дезориентирован, потому что после «Горя от ума» там вдруг поставили эпатирующую современную драму, к которой публика еще не готова.

Впрочем, провокации бывают разные. Культурный шок тоже ведь можно вызвать эпатажем, как случилось в свое время на спектакле «Пленные духи», поскольку никто из зрителей не ожидал, что на сцене будут ниспровергать всевозможных идолов. Первоначально это расценивалось как святотатство. Но со временем спектакль стал почти культовым, он шел десять лет, и люди его посещали по многу раз. У меня есть спектакль в театре «Практика», который эпатирует зрителей. Это – «Коммуниканты», там актеры полностью обнажены все первое действие. Билеты на него достать довольно сложно, но все равно часто находится пара зрителей, которая встает и уходит посреди спектакля, и это нормально.

Нарушение табу – всегда очень индивидуально для каждого, у всех нас есть собственные пределы, ниже которых мы спуститься не сможем. Так что общих правил не бывает никогда.

Но главное – публика не должны быть однородной. Некоторые люди существуют в старорежимных отношениях с театром, признают только классику. Постоянных зрителей в театре, как утверждает статистика, три-пять процентов, остальные ходят раз в год и даже раз в несколько лет. Достали такому зрителю билет в модный театр, он пошел и столкнулся с современной драмой, о которой представления не имел, и спектакль пошел вразрез с его пониманием. Но театр все равно должен развиваться, иначе мы будем ходить в «мавзолеи».

Поделиться своим мнением об эпатаже на сцене можно на форуме журнала – teatral-online.ru

Лев Додин – новосёл

В ближайшие годы у Малого драматического театра появится новое здание, выстроенное, впрочем, в стиле XIX века. Правительство Петербурга предоставило для строительства земельный участок на пересечении Звенигородской улицы с улицей Марата. Вице-губернатор Василий Кичеджи просил коллег ускорить оформление всех необходимых документов и начать строительство. Предполагается, что здание будет международным центром театрального искусства, где будут проводиться творческие семинары, мастер-классы ведущих режиссеров мира, гастроли зарубежных коллективов. «По своему внешнему стилю это должно быть помещение интеллигентной петербургской архитектуры, без помпезности, без подавления масштабом и признаков хайтека, – отметил Лев Додин. – Важно создать пространство, в котором все настраивает зрителя на максимальную погруженность и готовность к серьезной работе его души».

Барышникова наградили

Легендарный танцовщик Михаил Барышников стал обладателем премии Vilcek, которая вручается одноименным фондом гражданам иностранного происхождения за вклад в развитие американской культуры и науки. Барышников получил денежное вознаграждение в размере 100 тыс. долларов. В сообщении фонда отмечается, что премия присуждена ему как величайшему танцовщику своего поколения. В текущем году премия фонда, учрежденного супругами Яном и Марикой Вилчек, вручается в седьмой раз. Ян Вилчек, ученый-биомедик, родившийся в Братиславе, иммигрировал со своей женой в США в 1965 году.

Перепеть Витаса

Инопланетянка Дива Плавалагуна поразила своим голосом героя «Пятого элемента». Но оказывается, ее высокие ноты – не предел. Молодой певец из Петербурга Сергей Сорокин (ныне солист московского Театра мюзикла) берет еще выше, а именно – верхнее ля в четвертой октаве. Сергей лауреат многих международных конкурсов как оперных, так и эстрадных, но свой «высокий талант» открыл благодаря Витасу.

– В одной из юмористических программ я решил выступить с пародией на певца, – рассказал Сергей «Театралу». – И вдруг оказалось, что мне удается не только его пародировать, но я могу и весьма продолжительно петь в такой тональности. Причем самую верхнюю ноту я беру стабильно, в каком бы физическом состоянии ни находился. Сначала, правда, я не пользовался этим даром, а пел обычным оперным тенором, но и благодаря нему становился лауреатом международных конкурсов.

«Коломба» возвращается

Минувшей осенью объявленная премьера Театра на Малой Бронной «Коломба, или Марш на сцену!» не состоялась. На завершающих репетициях решено было доработать спектакль, прежде чем выпускать его на суд зрителям. 7 и 8 марта долгожданная премьера, наконец, состоится. Спектакль по пьесе Жана Ануя поставил худрук театра Сергей Голомазов. «Это замечательное произведение о театре с точки зрения фабулы, а с точки зрения каких-то смыслов, я для себя его прочитал так: это пьеса о человеческом сиротстве, о том, как люди через театр пытаются постичь смысл жизни», – сказал Голомазов. Также в ближайших планах театра – «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова с Юлей Пересильд в главной роли и спектакль по роману Анатолия Кима «Белка».

Роберт Стуруа снова удивит

В качестве главного режиссера театра Et Сetera Роберт Стуруа выпускает первую работу – спектакль по пьесе современного французского драматурга Тарика Нуи «Хорошее место для выгула собак». Действующих лиц трое – продавец оружия, парень, который задался целью покончить с собой, и девушка, жаждущая мести. Причем продавца оружия сыграет худрук театра Александр Калягин. Отметим, что целый ряд произведений Тарика Нуи военной тематики, поскольку француз десять лет провел в Алжире.

«Геликон-оперу» отреставрируют

В этом году завершится реконструкция музыкального театра под руководством Дмитрия Бертмана – «Геликон-опера», расположенной в усадьбе на Большой Никитской улице. Реставрационные работы начались пять лет назад, однако протесты общественного движения «Архнадзор» приостановили реконструкцию. В марте минувшего года был утвержден новый проект, согласно которому на месте комплекса зданий усадьбы должна появиться и новая сцена театра. Ее строительство также будет закончено в 2012 году. Руководитель столичного Департамента культуры Сергей Капков подчеркнул, что особое внимание при этих работах уделяется созданию комфортных условий для зрителей.

Ульянову поставят памятник

Идея поставить памятник на родине Михаила Ульянова возникла у жителей города Тара еще год назад. На конкурсе лучших проектов победила работа скульптора Андрея Балашова. Теперь средства на установку собирают всем городом, что делает проект по-настоящему народным. Например, в городских магазинах установлены пластиковые урны, в которые любой желающий может опустить деньги. Не остался в стороне и Фонд Михаила Ульянова, перечислив на проект 200 тыс. рублей. Памятник будет установлен в ноябре перед Северным драматическим театром, который носит имя Ульянова. «Это будет бронзовая скульптура на гранитном постаменте: Михаил Александрович присел на краешек скамейки, – говорит его дочь Елена, глава Фонда Михаила Ульянова. – Причем такая поза очень характерна для отца – он не любил засиживаться на месте, всегда куда-то торопился: театр, съемки, общественная работа».

Длиною в 8 часов

Американская труппа Elevator Repair Service поставила спектакль по мотивам романа Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби». Сами актеры называют спектакль «эпическим театральным пересказом романа Фицджеральда»: для того чтобы досмотреть его до конца, зрителям придется провести в театральном зале ни много ни мало 8 часов. Однако режиссер Джон Коллинз к такому «хронометражу» относится спокойно, поскольку организовал между действиями увеличенные антракты, в одном из которых будет перерыв на ужин.

Нестандартный Чехов

На сцене нью-йоркского ArcLight Theater состоялась премьера Chekhovec – двухчасового спектакля из 14 действий, поставленного по мотивам девяти рассказов Антона Чехова. Начинается новая работа режиссера Меланьи Левицкой «Дамой с собачкой», а продолжается «Черным монахом», «Аптекаршей», «Смертью чиновника» и другими. В спектакле участвуют всего пять актеров, и этому ансамблю, по мнению американской критики, удалось создать столь типичную для творчества Чехова атмосферу грусти и неопределенности.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • Минкульт планирует повысить безопасность музеев

    Министерство культуры РФ рассчитывает, что дополнительное финансирование на обеспечение систем безопасности музеев будет продолжено.   «В этом году нас поддержало правительство и выделило дополнительное финансирование на обеспечение систем безопасности музеев, 350 млн рублей выделено в этом году. ...
  • В Москве открыли мемориальную доску Алексею Баталову

    Во вторник, 15 октября, в Москве состоялась церемония открытия мемориальной доски в честь народного артиста СССР Алексея Баталова. Памятный знак установлен на фасаде Дома на набережной, где в течение нескольких десятилетий жил и работал актер. ...
  • Кирилл Серебренников стал командором Ордена искусств и литературы

    Кириллу Серебренникову вручили французский Орден искусств и литературы высшей степени (командора). Церемония награждения состоялась накануне вечером в Москве, в резиденции посла Франции Сильви Берманн. «Вы представляете культуру сегодняшнего и завтрашнего дня. ...
  • Фестиваль Дианы Вишневой стартовал в Гоголь-центре

    9 октября стартовала основная программа фестиваля Context. Diana Vishneva, первым событием которой стал Вечер молодых хореографов в Гоголь-центре.   В первой части вечера состоялся финал конкурса молодых хореографов, на котором были представлены пять работ, созданных специально для фестиваля. ...
Читайте также