Тайфун по имени Ирина

 
Когда-то один из известнейших театральных педагогов на очередном прослушивании горько воскликнул: «Где красивые, умные, одухотворенные лица?! Дайте мне такую девушку, и я сделаю из нее актрису!»
Сочетание красоты и ума – это про Алферову. Плюс волшебное чувство юмора, которое не позволяет ей впадать в уныние или предаваться любимому актерскому занятию – зависти. Что такое зависть с большой буквы «З», она знает как никто. Зависть – родная сестра народного признания. Никому не известная студентка ГИТИСа всенародную славу снискала после выхода на экраны ТВ сериала «Хождение по мукам», где она сыграла свою первую и, пожалуй, самую большую роль – Даши. В ее Даше было все то, о чем мечтал тот самый театральный педагог, – красота, свежесть и неискушенность юности, одухотворенность и ум. Казалось, она сама с трудом привыкала к своему лицу, отражающемуся во множестве зеркал, и каждый раз словно спрашивала себя, как и ее героиня: «Кто ты?»

[%5280%]Так странно складывается судьба! Попав в самый лучший, в самый популярный театр Советского Союза – в театр имени Ленинского Комсомола, она в течение 10 (!) лет так и не заинтересовала главного режиссера. Ее лица среди множества других лиц – артисток – статисток из массовки – он не увидел. И напрасно придумывала она новые прически и новые детали для каждого выхода, напрасно придумывала биографии своим бессловесным героиням – ее светящиеся глаза в темноте сцены замечали только близкие и друзья. Это сейчас все молодые знают – Марк Захаров не любит красивых актрис. Он просто не знает, что с ними делать. Тогда, в середине 80-х, такое откровение и в голову никому не могло прийти! Будучи женой главного красавца страны Александра Абдулова, никаких дивидендов от этого союза артистка Алферова не получила. За исключением права называться «самой красивой супружеской парой в советском кино». Они вместе играли очень мало. Но один фильм от того звездного времени стал по-настоящему открытием, хотя в ту пору и он ничего не изменил в творческой судьбе Алферовой. Это фильм «С любимыми не расставайтесь» по пьесе Александра Володина. Оказалось, что красивая девушка с хорошей фигурой и умными глазами умеет то, что доступно немногим, – она умеет играть любовь, она умеет играть настоящее страдание. Тот, кто хоть раз видел этот фильм, вряд ли забудет финальную сцену в больнице – когда Катя – Алферова мечется по растерзанной постели, повторяя и повторяя одну-единственную фразу: «Митя! Я скучаю по тебе! Я скучаю по тебе, Митя!»

10-летнее таскание табуреток по сцене Ленкома, как ни странно, не отвратило ее от театра. Но как человек гордый и знающий себе цену, она ни у кого ничего не просила – довольствуясь тем, что есть. Уже осталась в прошлом история самой красивой пары в советском кино, уже выросла дочь, уже рядом красивый любимый человек – казалось бы, актерские амбиции должны потихоньку угаснуть. И вдруг… О, это волшебное «и вдруг!». Иосиф Райхельгауз, главный режиссер театра «Школа современной пьесы», приглашая Алферову к себе в спектакль, представить себе не мог, какого «джинна» он запускает в свои стены. Он сам потом не раз скажет, что Алферова – это тайфун, это какое-то бесконечное «бешенство риска». Она оказалась на редкость театральной актрисой – эмоционально подвижной, азартной, смешливой и выносливой. В трех «Чайках» – Чехова, Акунина и оперетке Журбина – она, как и остальные артисты, играет одну и ту же роль – конечно, Аркадиной. Все три Аркадины – абсолютно разные и по характеру, и по жанру, и даже внешне. Первая – статная насмешливая и при этом совершенно одинокая страдающая женщина. Вторая – в пародии Бориса Акунина – женщина-вамп с кровавыми чувственными губами и изломанной пластикой. Третья – самая неожиданная – веселая хулиганка, премьерша провинциальной музыкальной оперетки, которая лихо отплясывает канкан и старательно выводит грудным голосом незатейливые мелодии. Такое может себе позволить только очень азартный, склонный к авантюрам человек. Человек, умеющий относиться к себе с иронией. Человек, для которого каждый выход на сцену – счастье. Человек, который никогда не скажет в интервью – «Мое творчество».

А в интервью Ирина Алферова подкупающе откровенна и естественна. Она любит жалеть других и никогда не жалуется про себя. Только очень ждет новых ролей, которых так мало было в ее театральной жизни!


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Наталия Опалева: «Мы придумали особый жанр – «изо-сериал»

    Проект Музея AZ «Свободный полет», посвященный Андрею Тарковскому и художникам неофициального искусства второй половины ХХ века, с успехом прошел в Западном крыле Новой Третьяковки. «Театрал» побеседовал с генеральным директором Музея AZ Наталией Опалевой. ...
  • «Эта великая книга еще не прочитана»

    Молодежный театр на Фонтанке продолжает программу международного сотрудничества. В апреле Шведский театр из города Турку представит на этой сцене спектакль «Женщины – 3» финской писательницы и режиссера Туве Аппельгрен, а недавно здесь состоялась премьера испанского театра «Трибуэнье» «Полет Дон Кихота». ...
  • Сергей Скрипка: «Наше кино движется в правильном направлении»

    В субботу, 5 октября, художественный руководитель и главный дирижер Российского государственного симфонического оркестра кинематографии Сергей СКРИПКА отмечает 70-летие. В преддверии праздника «Театрал» побеседовал с юбиляром. ...
  • Олег Басилашвили: «Товстоногов занимался жизнью человеческого духа»

    В эти дни в БДТ им. Товстоногова всё связано с именем Олега Басилашвили: на фасаде театра появился огромный баннер с фотографией из премьерного спектакля «Палачи», в котором народный артист СССР играет главную роль, а в фойе устроили масштабную выставку, где фотографии из семейного архива, кадры из фильмов, сцены из спектаклей перемежаются с цитатами юбиляра. ...
Читайте также