«Как хорошо мы плохо жили»

Томас Стоппард предложил музыкальную версию истории

 
В РАМТе прошла московская премьера новой пьесы Томаса Стоппарда «Рок’n’ролл». На спектакле, поставленном Адольфом Шапиро, присутствовал автор пьесы, а также ее герои – чешская группа Plastic People of the Universe, чей арест в 1976 году подвигнул Вацлава Гавела и его сторонников написать знаменитую «Хартию 77» с требованием соблюдать права человека в социалистической Чехословакии.
Легко себе представить, что творилось бы в связи с приездом культового английского драматурга в нашей столице, случись это даже не в конце шестидесятых (время начала действия «Рок’n’ролла» – ввод советских танков в Чехословакию), а в начале 1990-х (пьеса заканчивается концертом Rolling Stones на пражском стадионе). Легко представить переполненный зал и толпу, штурмующую вход и пресловутую конную милицию, которая у нас долго являлась мерилом экстрасобытия. С тех пор и приезды именитых иностранцев, и концерты рок-звезд не то чтобы надоели, но стали привычным фоном жизни.

Общая интонация пьесы и рамтовской постановки отнюдь не едкая, а скорее ностальгически-сентиментальная: «как хорошо мы плохо жили»... Да и как может быть иначе, если Томас Стоппард написал, а Адольф Шапиро поставил историю из лучших лет собственной жизни, историю времен своей молодости…

«Рок’n’ролл» – пьеса, где действие разворачивается то в Кембридже в семье преподавателей, в которой жена – специалист по древнегреческой литературе («лесбиратуре», – как шутит хиппующая дочка), а муж – убежденный марксист-экономист, то в Праге, среди чешских диссидентов, в стране, где Стоппард родился и посетил которую уже во времена Вацлава Гавела. Впрочем, сам Гавел, равно как и Маргарет Тэтчер, Михаил Горбачев, Густав Гусак и прочие лидеры эпохи, в сюжете не участвуют, а являются предметами и двигателями разговоров действующих лиц. Томас Стоппард часто делает своими героями людей обочины, по-своему оценивающих происходящие события и на свой лад в них задействованных. Историю Гамлета Стоппард показывает глазами Гильденстерна и Розенкранца, а двадцать лет европейской истории уведены через судьбы чешского аспиранта, засланного в Англию чешским комитетом госбезопасности, Яна (Петр Красилов) и его кембриджского наставника, «красного» профессора Макса (Илья Исаев). Европейские интеллектуалы, чешские диссиденты, журналисты «желтой» английской прессы и советские гэбэшники – круг действующих лиц. А надо всем (в буквальной вертикали сцены) английский рокер Сид Баррет и чешская группа Plastic People of the Universe.

Сценограф Александр Шишкин создал на сцене огромный ржавый «железный занавес», чуть-чуть напоминающий кукольный домик в разрезе – с квадратиками квартир, убегающими железными лестницами, путаницей гулких переходов. В одном из квадратиков стоит надувной желтый танк с нарисованным злобным оскалом. Все как бы страшно и ужасно, но страшно и ужасно немного понарошку. Тень насмешки над происходящим есть и в излишне громких и излишне частых музыкальных комментариях – примерно раз в пятнадцать минут лирические сцены сменяются децибелами рока, а на железном экране возникает кинохроника концертов Rolling Stones или Plastic People of the Universe.

Соблазнительный тезис – политика преходяща, а музыка вечна – Томас Стоппард доказывает с энергией явно избыточной. В уста Яна вкладывается любимая мысль автора о том, что диссиденты и власти говорили на одном языке, протестанты и госбезопасность парадоксальным образом нуждались друг в друге, а рок-музыканты были людьми «не отсюда», язычниками (по аналогии с еретиками и Церковью). Хотя, как показывает пример Яна, увлечение роком вовсе не спасало от сотрудничества с госбезопасностью.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр Ленсовета представит просветительский проект «Связь времен»

    Премьера «Гоголь и К°», первый вечер литературно-просветительского проекта «Связь времен», состоится 18 октября на Малой сцене Театра им. Ленсовета. По замыслу авторов, проект, который будет проходить в формате читок, соединит в себе классическую и современную литертуру. ...
  • Лоран Илер расскажет о Нурееве и «Дон Кихоте»

    В преддверии премьеры балета «Дон Кихот» в версии Рудольфа Нуреева, Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко устраивает встречу с руководителем балетной труппы, учеником Нуреева Лораном Илером. ...
  • «Одна из моих любимых работ в "Табакерке"»

    Губернский театр 19 и 20 октября представит возобновленную версию спектакля Олега Табакова «На всякого мудреца довольно простоты». Легендарная постановка с успехом шла на сцене «Табакерки» более 15 лет (1997-2014). ...
  • В «Сфере» поселился «Затейник»

    Главный режиссер театра «Сфера» Александр Коршунов работает над новой постановкой – спектаклем «Затейник» по одноименной пьесе Виктора Розова. Премьера запланирована на 22 декабря. «Затейник» - это история о любви и самопожертвовании, о верности и предательстве, о решениях, которые могут изменить судьбу сразу нескольких человек, - напомнили в пресс-службе театра. ...
Читайте также