Станция «Патриаршие пруды»

Булгаковские герои спустились в подземку

 
В МХТ– громкая премьера. Культовый роман Булгакова «Мастер и Маргарита» поставил венгерский режиссер Янош Сас. К этому произведению он прежде уже обращался у себя на родине. У нас же Сас более известен своими кинокартинами, в частности, его «Мальчики Витман» получили приз на XX ММКФ.
Олег Табаков на сборе труппы, предварившем вечернюю премьеру, сказал: «Художественный театр задолжал Михаилу Афанасьевичу Булгакову. Немало радостей, но немало и страданий принес ему этот театр. Надо платить по счетам. Видимо, это выпало на наше время. У нас есть возможность это сделать».

Итак, первый долг отдан. Инсценировку романа режиссер сделал сам и отнесся к работе столь бережно, что спектакль длится три с половиной часа, в течение которых зритель в принципе может восстановить все основные линии и перипетии оригинала. Прежде всего, по признанию режиссера, спектакль адресован тем, кто романа не читал. Эта, увы, не столь малочисленная категория публики получает возможность подробно проследить эволюции героев: от первой, роковой встречи на Патриарших литераторов Михаила Берлиоза (Игорь Золотовицкий) и Ивана Бездомного (Виктор Хориняк) с Воландом (Дмитрий Назаров) и до финального «Свободен!», провозглашенного Мастером (Анатолий Белый) за пределами земного существования.

Спектакль Яноша Саса лишен каких-либо специально акцентированных Булгаковым тем. Особенно это касается сталинских реалий, которыми пронизан роман. На сцене разыгрываются истории любви и предательства, истории взаимоотношения смертных с высшими силами зла. Но все это лишено привязки– равно к советской Москве эпохи социалистического строительства и к библейским временам. Действие будто происходит здесь и сейчас. Персонажи (в том числе и Иешуа– Игорь Хрипунов, и Понтий Пилат– Николай Чиндяйкин) одеты в современные костюмы. На мониторы, висящие над сценой, проецируется суета московских улиц. Главный образ спектакля, придуманный художником Николаем Симоновым– это метро: безликие застекленные двери, урбанистические входы в никуда и выходы из ниоткуда. Голос объявляет не существующую в реальности станцию «Патриаршие пруды», и режиссеру легко можно простить подобный вымысел. Над порталом светит буква «М» (знак Мастера? Маргариты? Мефистофеля?), которая к сцене бала у Сатаны переворачивается, превращаясь в зловещее «W». В глубь сцены уходят рельсы, по которым бредет, балансируя на тонкой грани, хрупкая Маргарита (Наташа Швец). Прямо на зал движется управляемый какими-то инфернальными силами, вагон, временами это лишь остов вагона, населенный нежитью.

Сцены жгучей любви сменяются скорбными сценами психушки, весьма зрелищными картинами варьете и бала. Ушлый конферансье Жорж Бенгальский (Игорь Верник) общается с публикой, подсадные дамы толпой бегут из зала на сцену за новыми платьями, а в нижнем белье появляются уже только на экранах. Бал напоминает разудалое шоу, где Коровьев– Михаил Трухин и Гелла– МарияЗорина ведут себя как заправские шоумэн и шоудива. Сам Воланд, слегка усталый и импозантный, напоминает очень успешного бизнесмена. В тот момент, когда он толкует о божественном равновесии добра и зла, на мониторах сменяют одна другую сцены современного военного и политического насилия. Там же возникают изможденное лицо распятого Иешуа и отрешенное– Маргариты, летящей в гости к Сатане.

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Художественный театр готовит цикл встреч с артистами

    На Новой сцене МХТ им. Чехова стартует проект, героями которого станут артисты прославленной сцены. Первая такая встреча, получившая название «Мхатовские пятницы», состоится 22 ноября, и будет посвящена Наталье Теняковой. ...
  • Елена Цыплакова поставила спектакль «Мать Иисуса»

    В ряду произведений Александра Володина (1919-2001) «Мать Иисуса» - пьеса неожиданная. Взяться за Евангельскую тему в советское атеистическое время, пытаться воссоздать историю его смерти и воскресения… Не каждый мог себе это позволить в тогдашней литературной среде. ...
  • Уильям Лейси готовит для москвичей вечер оперетты

    Британский дирижер Уильям Лейси (на фото) совместно с режиссером Александром Тителем представят в Московском музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко премьеру спектакля «Зимний вечер в Шамони», основу которого составляют фрагменты из популярных оперетт. ...
  • Выходит в свет декабрьский «Театрал»

    На страницах первого зимнего номера (см. подписка) вы прочтете: - Что ценит Александр Калягин в «Театрале»: письмо к 15-летию журнала; - Чем Владимир Сорокин заинтересовал Максима Диденко; - Как в Санкт-Петербурге создают единое культурное пространство: интервью с замглавы Комитета по культуре Александром Воронко; - Какой будет жизнь Театра им. ...
Читайте также