«За всеми реформами стоят судьбы людей»

Почему театры не спешат переходить на контрактную систему

 
Театр наций еще в советские времена жил по особенным законам, будучи Театром дружбы народов, – здесь никогда не было постоянной труппы. И сегодня Театр наций остается отдельной сценической площадкой, где развивается непопулярный для России тип театра– контрактный. В отличие от него Театр имени Ермоловой является классическим примером русского репертуарного театра. О преимуществах и недостатках репертуарной и контрактной системы рассуждают эксперты номера.
Сергей ЩЕРБАКОВ, директор Театра наций:

–У нас несколько направлений деятельности: собственные спектакли, гастроли, фестивали, отдельные театральные проекты. Для спектаклей, которые являются нашей собственной продукцией, проводятся актерские кастинги, а режиссер нанимается нашим художественным руководителем. Иначе говоря, контрактная система дает максимальную свободу. Мы не обременены долгосрочными обязательствами. Если что-то разладилось– можем пригласить другого артиста. Не удался спектакль– позвали другого режиссера. Однако есть объективная сложность: если репертуарный театр живет по принципу «театр-дом», то у нас этот дом временный. Очень важно собрать всех вовремя. Хотя жаловаться грех: слава Богу, нам ни разу не приходилось применять штрафы или еще каким-то образом призывать артистов к пунктуальности. С Театром наций работают профессионалы, которые отлично знают свои обязанности. А для того, чтобы не было накладок, мы на год вперед формируем репертуар и репетиционное время, задолго объявляем его актерам, чтобы они знали свою занятость. Впрочем, есть еще одно принципиальное отличие от репертуарного театра: работа происходит на основе трудового договора, поэтому мы не несем за артистов никаких социальных, профсоюзных обязательств.

–Если срок жизни ваших спектаклей определяет касса, то получается, что у актера нет четкой уверенности, будет ли он работать здесь через сезон?

–Все зависит действительно от успеха спектакля. Контрактный театр не может позволить себе, чтобы пустовали залы. И тем более это было опасно в минувшие пять лет, пока шла реконструкция и мы выступали на арендованных площадках. А в Москве аренда очень дорогая. Но я философски смотрю на эту проблему: спектакли как люди– кому-то отпущено больше, кому-то– меньше. Мы любим все наши спектакли. К новому году рассчитываем перевести их на обе сцены обновленного Театра наций. Репертуар все эти годы разрастался, было тяжело, но мы справляемся. Согласовать аренду площадок на год вперед– это в Москве азартно и непросто.

–Нужна ли контрактному театру федеральная поддержка для организации гастролей? Или театр способен справляться силами спонсоров?

–Без государства это не потянуть. Наши гастроли в российской глубинке финансировались благодаря федеральной программе поддержки театров малых городов. Надеюсь, это сотрудничество продолжится.

–А спонсорские средства?

–В основном эти деньги идут на подготовку новых спектаклей. Под имя Евгения Витальевича Миронова (худрука Театра наций. – «T») дают деньги, и наша задача – оправдать надежды спонсоров. Мы пока, тьфу-тьфу, достойно выполняем наши обязательства. И когда вернемся в свое помещение (сейчас там заканчивается реконструкция), много денег будет сэкономлено на аренде залов и перевозке декораций.

–Вы как зритель видите разницу в игре актера репертуарного и проектного театра?

–Я по первой профессии актер и могу вам с уверенностью сказать: не важно, сколько актер получает– миллион или сто рублей. Если он хороший актер, он будет хорошо играть всегда и везде, потому что он профессионал.



Марк ГУРВИЧ, директор Театра имени Ермоловой:

–Отмечу два момента. С середины 1980х годов худрук приглашается в театр на контракт с вышестоящим органом культуры. Логичный вопрос: если худрук на контракте, то почему труппа не на контракте? Второй момент– если в театре менять кадровую систему набора людей, то почему мы говорим только об актерах, но не говорим обо всех остальных сотрудниках театра? Начальников цехов тоже можно перевести на контракт, но сегодня сделать это непросто, поскольку для начала нужно изменить Трудовой кодекс. Не менее сложно обстоит дело с актерским составом. В репертуарных театрах множество пожилых артистов, которые не играют спектакли, но и увольнять их нельзя. Они могут подать в суд и дело выиграют, поскольку их занятость в театре зависит исключительно от администрации театра. В суде сработает классический прием: дескать, я готов играть в спектаклях, но режиссеры меня не занимают. То есть юридически они будут правы. Другое дело, что актерская профессия жестокая и целиком зависит от желаний и действий режиссера. Как бы там ни было, даже в репертуарном театре худруку удобнее набирать актеров на контрактной основе: меньше юридических проблем. Хотя, с другой стороны, разрушается понятие «театра-дома»– того места, где служишь всю свою жизнь и на пенсии становишься почетным корифеем труппы.

–Можно ли артиста репертуарного театра перевести на контракт?

–Сейчас нет механизмов социальной защиты при переводе на срочные договоры. Если заниматься этим вопросом серьезно, а предпосылки есть и Минкульт озабочен, то делать это надо с изменением действующего трудового законодательства. Любой театр будет сталкиваться с судебными разбирательствами, если решит затеять перевод на срочные договоры.

–А есть ли какие-то предложения по разработке механизмов?

–Есть исторический опыт. Например, Министерством культуры СССР в середине 1980‑х годов был выпущен приказ, которым вводилась система переизбрания сотрудников театров. Одна пятая часть творческого состава проходила конкурсные процедуры, их отсматривал худсовет и по каким-то параметрам решал, полезен ли этот актер театру или нет. Правда, система просуществовала года три, и о ней благополучно забыли. Критерии можно выработать и сегодня, но любой приказ Минкульта может столкнуться с уложениями Трудового кодекса. А пока нет изменений в нем– все попытки исполнения подобного приказа будут заканчиваться в судах.

–А лично вы поддерживаете контрактную систему?

–В ней много преимуществ, и я думаю, надо постепенно двигаться так, чтобы была возможность набирать сотрудников театра по контракту. Это процесс сложный, от ступеньки к ступеньке. Все должно быть аккуратно и осторожно, потому что за всеми приказами и реформами стоят судьбы людей, рубить сплеча тут непозволительно. Но очевидно, что-то должно меняться в нашей кадровой системе, и касаться это должно всего театрального коллектива, а не только труппы. Контрактную систему следует вводить для всех учреждений культуры и их коллективов в целом.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
  • Инну Чурикову экстренно госпитализировали

    Народную артистку СССР Инну Чурикову госпитализировали вечером в четверг, 18 июля, в Институт им. Склифосовского. Актриса получила травму на сцене театра «Русская песня», где в этот вечер она играла антрепризный спектакль «Старая дева». ...
Читайте также


Читайте также

  • Инну Чурикову экстренно госпитализировали

    Народную артистку СССР Инну Чурикову госпитализировали вечером в четверг, 18 июля, в Институт им. Склифосовского. Актриса получила травму на сцене театра «Русская песня», где в этот вечер она играла антрепризный спектакль «Старая дева». ...
  • Минкульт Чечни усилит контроль над артистами

    Во вторник, 16 июля, Министерство культуры Чеченской республики заявило, что будет выявлять артистов, чьи видеозаписи выступлений публикуются в интернете, а репертуар при этом не согласован с властями. По мнению главы министерства Хож-Бауди Дааева, в Сети возросло количество роликов, которые вредят имиджу чеченского народа. ...
  • Театр «Геликон-опера» объявил о редкой вакансии

    Московский музыкальный театр «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана 16 сентября проведет конкурс, цель которого – отобрать артистов оркестра в группу труб. Как сообщается на официально сайте театра, заявки для участия в конкурсе принимаются до 12 сентября по электронной почте tatatisha@mail. ...
  • Масляева вернулась в театр «У Никитских ворот»

    Экс-бухгалтера «Седьмой студии» Нину Масляеву, обвиняемую в хищении бюджетных средств, отпустили из-под домашнего ареста под подписку о невыезде. По словам ее адвоката Юрия Ефименкова, Масляева уже вышла на работу в театр «У Никитских ворот», где работала незадолго до своего ареста. ...
Читайте также