Гоголь вне юбилея

В Москве поставили очередную «Шинель»

 
Разумеется, не забыты и «Игроки», не остается без внимания и проза – от «Сорочинской ярмарки» до «Мертвых душ». И не только, кстати, в столице и не обязательно в драме, но и в музыкальных и кукольных театрах тоже заметно возрос интерес к творчеству автора «Шинели», которую примерили сперва в «Современнике», затем в ЦАТРА, а теперь в Художественном театре.

Подобный интерес, вероятно, объясняется не столько юбилеем, сколько скорее актуальностью самих сочинений Гоголя, которые, к сожалению и стыду нашему, ничуть не утратили своей злободневности за минувшие 200 лет: и взяточники, и коррупционеры благоденствуют, и произвол творится, и никому нет дела до нужд титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина, трагедию которого с таким сочувствием передал классик.

Автор сценической версии в МХТ – он же режиссер – Антон Коваленко с помощью художника Олега Головко решил придать своему повествованию особую монументальность, хотя представление идет в небольшом зале, где вряд ли умещается сто зрителей. У начинающих режиссеров подобное случается довольно часто: все свои замыслы, наработки студенческих лет и даже цитаты из чужих спектаклей они спешат реализовать в первой же постановке, то ли от щедрости душевной, то ли из желания сразу же взять быка за рога.

К достоинству спектакля следует отнести прежде всего работы актеров, которые поставлены режиссером в достаточно жесткие условия: Валерия Малинина, Артема Быстрова и Валерия Трошина. Они беспрекословно выполняют волю режиссера, представляя то хор, то чиновников разного уровня, то грабителей, с помощью нехитрых аксессуаров обозначая род занятий своих персонажей. Режиссер не стремится к их индивидуализации, а напротив, полагает, что они составляют единообразное, неодушевленное, механическое существо, движущееся по заранее заданным параметрам. Но в таком случае число их может быть безболезненно сокращено или, наоборот, увеличено до бесконечности.

В более выгодном положении оказались Авангард Леонтьев – Башмачкин и Валерий Хлевинский – Григорий Петрович, он же Будочник. Им предоставлена свобода, и они ею сполна воспользовались. Есть неторопливость и деловитость в поведении хитроватого Петровича, располагающая к нему Акакия Акакиевича. Он не выглядит скупердяем и жмотом, но при этом знает себе цену и любит свое дело.

Что же касается Башмачкина, то он сперва был огорчен и озадачен несговорчивостью портного. Но позже, когда все-таки удалось наскрести средства на новую шинель и он уже даже примерил ее, у Акакия Акакиевича как-то сразу изменилось не только настроение, выражение лица, но и голова перестала вытягиваться в плечи, он прибавил в росте, и походка стала совсем другой, более уверенной, что ли. Зато когда разбойники ограбили несчастного, он от отчаяния, не помня себя, начал метаться от Будочника до высокого чиновника в надежде найти, если не шинель, то хотя бы сочувствие, пока не осознал всю тщетность своих усилий. И тогда у Акакия Акакиевича сломался хребет, и он окончательно рухнул и был погребен, что, впрочем, никто в Петербурге не заметил, будто и не было его никогда…

Правда, я не уверен, что спектакль должен начинаться с конца, с вопля Башмачкина, который сейчас воспринимается как эпиграф. Сомнение вызывают и назойливые повторы текста, будто театр не доверяет нашему слуху и вколачивает какие-то фразы, как гвозди, по нескольку раз, отчего он длится дольше, чем должен был бы длиться, создавая ощущение некоторой многословности, в которой автор вовсе не повинен.

Впрочем, наберемся терпения: все-таки это дебют режиссера на сцене Художественного театра. Я ведь предупреждал: дебютантам часто бывает трудно себя ограничить, а хотят получить все сразу. Будем же к ним снисходительны, учитывая, какая это драгоценная профессия.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ничего лучше уже не придумать»

    В праздничные дни, по традиции, повторяем материалы, вышедшие в «Театрале» в минувшем году. Сегодня в нашей подборке – закулисье театра «Мастерская Петра Фоменко».  «Когда мы ставили «Бесприданницу» (это была первая премьера в здании Новой сцены), Петр Наумович шутил: Паратов будет приплывать на своей «Ласточке» прямо по Москве-реке и выходить на сцену через окно», – рассказывает «Театралу» главный администратор «Мастерской Петра Фоменко» Вера ЗАВГОРОДНЯЯ. ...
  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • Виктор Рыжаков: «Будем вместе думать, каким будет наше завтра»

    В четверг, 9 января, глава московского Департамента культуры Александр Кибовский представил коллективу «Современника» нового художественного руководителя – Виктора Рыжакова. Встреча проходила в  закрытом формате. ...
  • «Она писала просто, ясно и безукоризненно точно»

    Наталья Крымова была камертоном не только театральной жизни. Многие годы ее статьи и телепередачи были одной из редких возможностей услышать живое слово, звучащее «поверх барьеров». Вместе с «Театралом» ее сегодня вспоминают коллеги. ...
Читайте также


Читайте также

  • В МХТ представят забытый спектакль

    В Московском Художественном театре продолжается цикл вечеров «Память места» (театр реконструирует наиболее знаковые постановки, листает страницы истории). Очередной главой этой театрализованной историографии станет спектакль «Сверчок на печи» по Диккенсу, которым в 1912 году с успехом заявила о себе 1-я Студия МХТ. ...
  • В Театре Олега Табакова – премьера сказки

    Театр Олега Табакова 25, 26 января и 2, 16 февраля впервые представит детский спектакль.    В музыкальном спектакле «Голубой щенок» режиссера Никиты Владимирова, который  будет идти  на Сцене на Сухаревской,  прозвучат любимые по одноименному мультфильму песни Юрия Энтина и Геннадия Гладкова, а петь, танцевать и играть будут ведущие артисты Театра Олега Табакова. ...
  • Евгений Арье представит спектакль «Папа»

    Режиссер Евгений Арье готовится представить в «Современнике» премьеру «Папа» по пьесе Флориана Зеллера. Показы пройдут 24 и 25 января. Главные роли сыграют Сергей Гармаш и Виктория Толстоганова.   «Папа» – одна из самых известных пьес французского писателя Флориана Зеллера, получившего признание уже в возрасте 22 лет. ...
  • Михаил Ефремов: «Сажают людей, а надо бы деревья»

    Премьера спектакля Марины Брусникиной «Посадить дерево» по пьесе современного драматурга Алексея Житковского состоялась на сцене театра «Практика» в понедельник, 13 января. Это совместный проект театра и продюсера Леонида Робермана, впоследствии постановка будет идти на целом ряде московских площадок. ...
Читайте также