Гоголь вне юбилея

В Москве поставили очередную «Шинель»

 
Разумеется, не забыты и «Игроки», не остается без внимания и проза – от «Сорочинской ярмарки» до «Мертвых душ». И не только, кстати, в столице и не обязательно в драме, но и в музыкальных и кукольных театрах тоже заметно возрос интерес к творчеству автора «Шинели», которую примерили сперва в «Современнике», затем в ЦАТРА, а теперь в Художественном театре.

Подобный интерес, вероятно, объясняется не столько юбилеем, сколько скорее актуальностью самих сочинений Гоголя, которые, к сожалению и стыду нашему, ничуть не утратили своей злободневности за минувшие 200 лет: и взяточники, и коррупционеры благоденствуют, и произвол творится, и никому нет дела до нужд титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина, трагедию которого с таким сочувствием передал классик.

Автор сценической версии в МХТ – он же режиссер – Антон Коваленко с помощью художника Олега Головко решил придать своему повествованию особую монументальность, хотя представление идет в небольшом зале, где вряд ли умещается сто зрителей. У начинающих режиссеров подобное случается довольно часто: все свои замыслы, наработки студенческих лет и даже цитаты из чужих спектаклей они спешат реализовать в первой же постановке, то ли от щедрости душевной, то ли из желания сразу же взять быка за рога.

К достоинству спектакля следует отнести прежде всего работы актеров, которые поставлены режиссером в достаточно жесткие условия: Валерия Малинина, Артема Быстрова и Валерия Трошина. Они беспрекословно выполняют волю режиссера, представляя то хор, то чиновников разного уровня, то грабителей, с помощью нехитрых аксессуаров обозначая род занятий своих персонажей. Режиссер не стремится к их индивидуализации, а напротив, полагает, что они составляют единообразное, неодушевленное, механическое существо, движущееся по заранее заданным параметрам. Но в таком случае число их может быть безболезненно сокращено или, наоборот, увеличено до бесконечности.

В более выгодном положении оказались Авангард Леонтьев – Башмачкин и Валерий Хлевинский – Григорий Петрович, он же Будочник. Им предоставлена свобода, и они ею сполна воспользовались. Есть неторопливость и деловитость в поведении хитроватого Петровича, располагающая к нему Акакия Акакиевича. Он не выглядит скупердяем и жмотом, но при этом знает себе цену и любит свое дело.

Что же касается Башмачкина, то он сперва был огорчен и озадачен несговорчивостью портного. Но позже, когда все-таки удалось наскрести средства на новую шинель и он уже даже примерил ее, у Акакия Акакиевича как-то сразу изменилось не только настроение, выражение лица, но и голова перестала вытягиваться в плечи, он прибавил в росте, и походка стала совсем другой, более уверенной, что ли. Зато когда разбойники ограбили несчастного, он от отчаяния, не помня себя, начал метаться от Будочника до высокого чиновника в надежде найти, если не шинель, то хотя бы сочувствие, пока не осознал всю тщетность своих усилий. И тогда у Акакия Акакиевича сломался хребет, и он окончательно рухнул и был погребен, что, впрочем, никто в Петербурге не заметил, будто и не было его никогда…

Правда, я не уверен, что спектакль должен начинаться с конца, с вопля Башмачкина, который сейчас воспринимается как эпиграф. Сомнение вызывают и назойливые повторы текста, будто театр не доверяет нашему слуху и вколачивает какие-то фразы, как гвозди, по нескольку раз, отчего он длится дольше, чем должен был бы длиться, создавая ощущение некоторой многословности, в которой автор вовсе не повинен.

Впрочем, наберемся терпения: все-таки это дебют режиссера на сцене Художественного театра. Я ведь предупреждал: дебютантам часто бывает трудно себя ограничить, а хотят получить все сразу. Будем же к ним снисходительны, учитывая, какая это драгоценная профессия.
  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

  • Названа причина смерти Дмитрия Марьянова

    Скоропостижный уход из жизни Дмитрия Марьянова медэкспертиза связывает с оторвавшимся тромбом. Такие сведения появились на лентах информагентств в ночь на понедельник, 16 октября, через несколько часов после гибели актера. ...
  • «Нам объявлена война»

    Басманный суд Москвы продлил арест фигурантам дела «Седьмой студии». До 19 января основатель студии, худрук «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников, бывший гендиректор студии Юрий Итин и бывший главный бухгалтер Нина Масляева останутся под домашним арестом, бывший генеральный продюсер Алексей Малобродский – в СИЗО. ...
  • Актер Дмитрий Марьянов скончался на 48-м году жизни

    Вечером в воскресенье, 15 октября, по дороге в лобненскую больницу, скончался актер Дмитрий Марьянов. По сведениям «Интерфакса», Дмитрий Юрьевич, почувствовал резкое недомогание. Его доставили в больницу города Лобня, однако медикам спасти жизнь артиста не удалось. ...
  • Римас Туминас: «Поставлю что-нибудь хулиганское»

    Художественный руководитель Театра им. Вахтангова на днях вернулся из Германии, куда ездил на лечение, и уже приступил к следующим работам. – В ноябре Симоновскую сцену открываем, – сказал он «Театралу». – Поэтому мысли сейчас только об этом. ...
Читайте также


Читайте также

  • Сергей Безруков: «Современные драматурги готовы поразмышлять на эту тему»

    Спектакль «Восемь» по пьесе современного драматурга Владимира Зуева представляет к 100-летию Октябрьской революции Московский губернский театр. Над постановкой работала режиссер Анна Горушкина, премьера состоится 20 октября. ...
  • Вениамин Смехов поставил спектакль о революции

    Актер театра и кино Вениамин Смехов поставил спектакль по документальной пьесе «Прошу слова! Год 1917». Постановка приурочена к 100-летию Октябрьской революции и будет показана в Санкт-Петербурге на сцене Большого зала Санкт-Петербургской филармонии имени Шостаковича лишь дважды – 11 и 12 ноября. ...
  • Театр «МОСТ» начинает сезон с «Молитвы»

    «Поминальная молитва» Григория Горина станет первой премьерой нового сезона в театре «МОСТ». Спектакль выпускает Георгий Долмазян. По словам режиссера, для него это знаковая постановка, поскольку посвятить свою жизнь театру он решил именно благодаря тому, что побывал в 1993 году на знаменитом спектакле Марка Захарова в «Ленкоме». ...
  • Александр Морфов приступил к репетициям «Декамерона»

    Спектакль по произведению Бокаччо «Декамерон» пополнит репертуар театра Et Cetera уже в декабре. На днях режиссер Александр Морфов (на фото – слева) приступил к репетициям, а во вторник, 17 октября, он вместе со сценографом Александром Горенштейном представил руководству театра макет будущего спектакля. ...
Читайте также