Полеты во сне и наяву

Десятый Чеховский фестиваль представил самый опасный и завораживающий спектакль программы

 
Два года назад Матюрен Болз со своей компанией «Руки, ноги и голова тоже» показал в Москве постановку «Тангенс», ставшую сенсацией Чеховского фестиваля. Тренированные тела актеров цирка совершали головокружительные прыжки-полеты, демонстрировали чудеса жонглерской ловкости и чудеса равновесия, а сценические метафоры постановщика озадачивали своей насыщенностью и прозрачностью формы. Для новой работы «Смола и перья» пять актеров-акробатов занимались параболическими полетами, точно так, как тренируются космонавты. И это космическое ощущение невесомости вошло в спектакль.
Литературной основой постановки стал роман Джона Стейнбека «Люди и мыши», отталкиваясь от которого Матюрен Болз и его актеры создали методом импровизаций собственную историю, а точнее – целый набор историй-путешествий. Главным элементом декораций стал подвешенный на тросах помост, свободно парящий над сценой на высоте двух метров. Он раскачивается как качели, создавая ощущение морской бури. Он опасно кренится, и из его внутренностей высыпается куча мусора и строительных отбросов. Он пикирует вниз и взмывает вверх, немного похожий на маленькую одуревшую планету, которая обрушивает на своих жителей один природный катаклизм за другим.

На пресс-конференции актер Эрван Ха Кион Ларше (гуттаперчевый мальчик) пояснял: «Идеи Матюрена всегда строятся на контрасте тяжести и легкости, жестокости – и юмора. В названии «Смола и перья» как раз и есть такой контраст: что-то вязкое и нечто очень легкое, невесомое. К тому же оба эти материала были в списке того, с чем Матюрен хотел поработать. Теперь остался только внутренний смысл». Невесомая легкость человеческого существования, балансирующего на краю вечности. И рядом – пригибающая сила земного тяготения, с которой актеры труппы «Руки, ноги и голова тоже» борются изо всех сил.

Когда наблюдаешь прыжки-полеты актеров Матюрена Болза, тебе начинает казаться, что смотришь какой-то фантастический балет, где каждое движение просчитано до миллиметра и разложено по нотам до секунды. Но вместе с тем перед нами еще и прекрасный наглядный символ жизни-плота в океане вечности и человека-мячика, которым играют невидимые силы.

Каждый трюк в постановке Болза воспринимается метафорой, собранные вместе, они соединяются в поэтическую ткань спектакля-высказывания.

Одна из самых очаровательных сценок спектакля: утреннее умывание склонившегося над водоемом отшельника, каждое движение которого отражается в воде – повисший на ногах артист точно копирует движения коллеги, стоящего с краю помоста: заправляет рубаху, приглаживает волосы, поливает цветы… И понятно, что если перевернуть помост, реальность и отражение поменяются местами…

Воткнутые в помост доски легко станут мачтами, по которым карабкаются дозорные. Или превратятся в стенки кабины, где в качке в самых немыслимых комбинациях пытаются сохранить равновесие два пассажира. На вытянутой на краю помоста пружинящей доске будет совершать немыслимые кульбиты акробат, борясь с силами, уносящими его в неизвестность. В сценке драки актеры азартно будут разламывать на части содержимое помоста, колотя выломанными кусками по головам друг друга и по доскам пола. А в сцене качки помост-плот будет летать под порывами невидимого ветра, и его пассажирам-обитателям придется цепляться за что попало, чтобы не унесло в пустоту. По опасно накренившемуся помосту будут цепочкой передвигаться четверо мужчин и одна женщина, опасно скользя, срываясь и страхуя друг друга…

На пресс-конференции на вопрос об опасности многих трюков в его спектаклях Болз пожал плечами: «Да, мне бывает страшно. Очень даже страшно. Но по-другому делать то, что мы делаем, невозможно»...

Циркач-философ Матюрен Болз настаивает, что в его спектаклях каждый может вычленить свою историю и свою мысль. Кто-то увидит историю плавания, а кто-то кораблекрушения, а кто-то и вовсе жизнь на острове, затерянном в океане…

Спектакль Матюрена Болза можно разгадывать как символические комбинации карт таро. Но можно и просто отдаться потоку его насыщенных и геометрически выверенных образов.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • «Ничего лучше уже не придумать»

    В праздничные дни, по традиции, повторяем материалы, вышедшие в «Театрале» в минувшем году. Сегодня в нашей подборке – закулисье театра «Мастерская Петра Фоменко».  «Когда мы ставили «Бесприданницу» (это была первая премьера в здании Новой сцены), Петр Наумович шутил: Паратов будет приплывать на своей «Ласточке» прямо по Москве-реке и выходить на сцену через окно», – рассказывает «Театралу» главный администратор «Мастерской Петра Фоменко» Вера ЗАВГОРОДНЯЯ. ...
  • Виктор Рыжаков: «Будем вместе думать, каким будет наше завтра»

    В четверг, 9 января, глава московского Департамента культуры Александр Кибовский представил коллективу «Современника» нового художественного руководителя – Виктора Рыжакова. Встреча проходила в  закрытом формате. ...
  • Ушел из жизни автор первой советской рок-оперы

    Либреттист, инсценировщик, переводчик Юрий Димитрин скончался в Санкт-Петербурге на 85-м году жизни. Об этом на своей странице в Facebook сообщил соавтор Юрия Георгиевича композитор Александр Журбин. В 1975 году Димитрин и Журбин написали первую для СССР рок-оперу «Орфей и Эвридика». ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр «У Никитских ворот» отправляется в гастрольный тур по… Москве

    Начиная с 17 января театр под руководством Марка Розовского целый ряд спектаклей текущего репертуара будет играть на других площадках столицы. Таким образом, в пятницу, 17 января, например, «Песни нашей коммуналки» исполнят в Доме ученых, но в тот же вечер на Старой сцене театра состоится спектакль «Ганди молчал по субботам». ...
  • БДТ приедет на гастроли в Москву

    Сразу два спектакля БДТ им. Товстоногова представят в российской столице в конце января. На сцене Театра наций состоится московская премьера спектакля Ивана Вырыпаева «Волнение» с Алисой Фрейндлих в главной роли, а в Театре им. ...
  • Программа «Большие гастроли» завершила шестой сезон

    В понедельник, 23 декабря, на сцене Зимнего театра в Сочи были подведены итоги программы Федерального центра поддержки гастрольной деятельности «Большие гастроли». В 2019 году были достигнуты наивысшие показатели за все время существования проекта – в программе приняли участие 267 театров, было показано более 2 тыс. ...
  • Московский кинофестиваль снова пройдет в апреле

    Руководство Московского международного кинофестиваля (ММКФ) объявило даты проведения 42-го по счету киносмотра.   «42-й Московский международный кинофестиваль пройдет в 2020 году с 22 по 29 апреля», - цитирует ТАСС сообщение дирекции фестиваля. ...
Читайте также