Наша русская Ницца

На Лазурном берегу прошел VII фестиваль российского искусства

 
«Кракатук», режиссер Андрей Могучий
Переводя фразу директора этнографического ансамбля «Кукушка»: «Наши бабушки сюда приехали со своими рыжиками и брусникой», переводчица нашла понятный публике эквивалент: «Мы сюда приехали со своими шампиньонами». И стало понятно, что если даже такая мелочь, как «рыжики», сопротивляются переводу, то как переложить на французский явления куда более сложные: театр, музыку, кино, быт.
Уже семь лет на Лазурный берег Франции высаживается русский культурный десант. Начавшись со скромной ретроспективы русского кино на Каннском фестивале, дни русской культуры во Франции постепенно набрали обороты. Переехав из «кинематографических» Канн в Ниццу, фестиваль аккуратно потеснил «важнейшее из искусств» на обочину программы. В нынешней афише российское кино представлено ретроспективой фильмов Владимира Наумова. А театральные площадки главного курорта Франции будут отданы фольклорным группам русского Севера и театральным коллективам двух столиц.

Наиболее экзотическим для французов стало знакомство с этнографическим ансамблем из Коми-Пермяцкого автономного округа. Средний возраст участниц этого ансамбля – 80 лет. Все это жительницы села Кукушка, начавшие петь для собственного удовольствия. То во время стирки белья в реке Сепулька (в деревне так и нет водопровода: колодцы и река), то во время вечерних посиделок. Сейчас их активно зовут на выступления в разные города Севера, но за границу пригласили впервые. Бабушки приехали со своими припасами – брусникой, рыжиками. И, угощая французов деревенской снедью: картошечкой с селедкой, пельмешками под водочку, – знакомят их с раздольными деревенскими припевами. Апофеозом выступления становится приглашение зрителей на общий танец, как и положено на «посиделках». Надо сказать, французы не сразу включаются в игру, но, включившись, уже стараются вовсю.

[%4413%]Пока в фестивальном кафе зрители радуются коми-пермяцкому фольклору, в малом зале Театра Ниццы разворачивается настоящее священнодействие: выступление уникальной этно-джазовой певицы Саинхо Намчылак с группой Сергея Летова «ТриО». В ее пении действительно живет «не свобода, а воля». И дети усталой цивилизации, ее слушатели могут прожить с ней и гудение степи, и нарастание страсти, и томление женской плоти, и взлет души. Начинавшая как исполнительница тувинского фольклора (в программе ее сольное исполнение под бубен), Саинхо сейчас поет и free jazz.

Однако главная часть программы – русский театральный десант. Решительно отвергая театральный мейнстрим, организаторы фестиваля из года в год знакомят французов с именами режиссеров-маргиналов, предпочитающих собственные тропинки и околицы театра.

Свою первую вылазку в Ниццу совершит московский театр Юрия Погребничко «ОКОЛО». Переживший в прошлом сезоне пожар и переезд, Погребничко представил на фестивале два своих спектакля – дивертисмент на темы «Моя Марусечка» – «Перед киносеансом» и «Где тут про воскресение Лазаря?» – спектакль, объединивший в гремучую смесь роман Достоевского «Преступление и наказание» и пьесу Александра Володина «С любимыми не расставайтесь».

Молодой режиссер Василий Сенин, в последние время поменявший Москву на Петербург, показал новую версию своего дипломного спектакля по прозе Андрея Платонова с выпускниками Санкт-Петербургской академии театрального искусства. Тягучая, усложненная, многоуровневая проза Платонова с трудом поддается любому переводу. Бегущая строка над головами зрителей в Ницце скорее обозначала, что было сказано, чем реально переводила текст. Да и как передать оборот вроде: «вся сошла на дерьмо!» История томления молодой жены, тоскующей по уехавшему мужу, в «питерском варианте» стала более приземленной и плоской. Яростное стремление тел передано приемами вполне грубыми. И даже лучшая сцена спектакля «Осенний фокстрот» – сцена любви Фро и ее вернувшегося мужа – потеряла трепетность и лиричность «московской» трактовки. Хотя само выражение любви-страсти через брызги воды, которыми плещутся друг в друга из жестяных тазов Фрося и Федор, по-прежнему «заводит» зрительный зал.

Потрясший публику Ниццы в прошлом году своей постановкой «Между собакой и волком» по прозе Саши Соколова питерский режиссер Андрей Могучий в этот раз привез масштабный проект «Кракатук» по сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Впрочем, сюжет Гофмана, препарированный режиссером, мало похож на себя и трудно опознаваем. Как музыка Чайковского в современной электронной обработке питерских диджеев и композиторов Олега Гитаркина и Игоря Вдовина. Объединившись с художником Александром Шишкиным, Андрей Могучий создал спектакль на стыке театра и цирка. Персонажи занимаются жонглированием, эквилибристикой, воздушной гимнастикой. Сражение мышей и кукол происходит под куполом цирка. Сами куклы превращены в пугающих монстров, и в общем понятно, почему в финале Щелкунчик с Принцессой не остаются среди сторонников, а улетают в небеса на бумажном кораблике. Что смотрится весьма эффектно. В Ницце «Кракатук» обогатился новым светом, который приведен в соответствие с европейскими стандартами качества. В финале зрителей приглашают на арену, залитую специальной «снежной» пастой, что многие с удовольствием и риском для обуви и одежды делают.

Два века назад человека, предложившего познакомить Францию с русской культурой, сочли бы ненормальным. Век назад «дягилевские сезоны» стали для Франции культурным шоком и открытием нового континента. Сейчас дни русской культуры на Западе превратились в ежегодное статусное мероприятие.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Театр кукол им. Образцова просит о помощи

    В редакцию «Театрала» поступило письмо от коллектива Театра кукол им. Образцова: - Дорогие друзья, 12 июня в 14.30, в День России, куклы Театра Образцова вместе с коллективом выходят на улицу. Под символом нашего театра, под знаменитыми часами мы собираемся записать театрализованное обращение на горячую линию президента. ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Умер Франко Дзеффирелли

    Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли ушел из жизни в возрасте 96 лет. Об этом сообщил мэр Флоренции Дарио Нарделла. «Я хотел, чтобы этот день никогда не наступил, – написал Нарделла в своем блоге в Twitter. – Франко Дзеффирели ушел сегодня утром». ...
  • Юрий Шерлинг уволен из Театра им. Образцова

    Заместитель директора Театра кукол им. Образцова Юрий Шерлинг был уволен днем в пятницу, 14 июня. Приказ о его увольнении подписал директор театра Владимир Бакулев.   «Я рассмотрел обращение коллектива и, разобравшись по существу высказанных претензий к первому заму, прекратил действие трудового договора с Юрием Борисовичем Шерлингом», – цитирует РИА слова директора театра. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Фестиваль стал «точкой сборки»

    В Берлине прошел уже ставший традиционным III Международный фестиваль «Мир русского театра», организованный журналом «Театрал». Восемь театральных коллективов  из разных стран  съехались в столицу Германии, где с 6 по 9 июня представили свои спектакли. ...
  • В Берлине завершился фестиваль «Мир русского театра»

    В воскресенье, 9 июня, в Берлине закончился lll фестиваль «Мир русского театра».  Все коллективы, принявшие участие в форуме, получили почетные дипломы и подарки от журнала «Театрал».   Заключительный, четвертый, день фестиваля начался с показа спектакля финского театра «Арт-Мастер» по пьесе современного автора Елены Исаевой «Про мою маму и меня» в постановке  Екатерины Пастуховой. ...
  • «Сцена – это территория свободы»

    Третий день фестиваля «Мир русского театра», можно сказать, стал «Днем защиты детей». Утренний спектакль показал детский театральный коллектив «Апрелик», а вечером в творческом вечере актрисы Вахтанговского театра Ольги Тумайкиной приняла участие ее дочка Маша. ...
  • «Мир русского театра». Программа четвертого дня

    9 июня в Берлине завершается III международный фестиваль «Мир русского театра». Впереди заключительный день, однако расставанье будет недолгим: уже в сентябре несколько спектаклей театров русского зарубежья «Театрал» привезет в Москву. ...
Читайте также