Наша русская Ницца

На Лазурном берегу прошел VII фестиваль российского искусства

 
«Кракатук», режиссер Андрей Могучий
Переводя фразу директора этнографического ансамбля «Кукушка»: «Наши бабушки сюда приехали со своими рыжиками и брусникой», переводчица нашла понятный публике эквивалент: «Мы сюда приехали со своими шампиньонами». И стало понятно, что если даже такая мелочь, как «рыжики», сопротивляются переводу, то как переложить на французский явления куда более сложные: театр, музыку, кино, быт.
Уже семь лет на Лазурный берег Франции высаживается русский культурный десант. Начавшись со скромной ретроспективы русского кино на Каннском фестивале, дни русской культуры во Франции постепенно набрали обороты. Переехав из «кинематографических» Канн в Ниццу, фестиваль аккуратно потеснил «важнейшее из искусств» на обочину программы. В нынешней афише российское кино представлено ретроспективой фильмов Владимира Наумова. А театральные площадки главного курорта Франции будут отданы фольклорным группам русского Севера и театральным коллективам двух столиц.

Наиболее экзотическим для французов стало знакомство с этнографическим ансамблем из Коми-Пермяцкого автономного округа. Средний возраст участниц этого ансамбля – 80 лет. Все это жительницы села Кукушка, начавшие петь для собственного удовольствия. То во время стирки белья в реке Сепулька (в деревне так и нет водопровода: колодцы и река), то во время вечерних посиделок. Сейчас их активно зовут на выступления в разные города Севера, но за границу пригласили впервые. Бабушки приехали со своими припасами – брусникой, рыжиками. И, угощая французов деревенской снедью: картошечкой с селедкой, пельмешками под водочку, – знакомят их с раздольными деревенскими припевами. Апофеозом выступления становится приглашение зрителей на общий танец, как и положено на «посиделках». Надо сказать, французы не сразу включаются в игру, но, включившись, уже стараются вовсю.

[%4413%]Пока в фестивальном кафе зрители радуются коми-пермяцкому фольклору, в малом зале Театра Ниццы разворачивается настоящее священнодействие: выступление уникальной этно-джазовой певицы Саинхо Намчылак с группой Сергея Летова «ТриО». В ее пении действительно живет «не свобода, а воля». И дети усталой цивилизации, ее слушатели могут прожить с ней и гудение степи, и нарастание страсти, и томление женской плоти, и взлет души. Начинавшая как исполнительница тувинского фольклора (в программе ее сольное исполнение под бубен), Саинхо сейчас поет и free jazz.

Однако главная часть программы – русский театральный десант. Решительно отвергая театральный мейнстрим, организаторы фестиваля из года в год знакомят французов с именами режиссеров-маргиналов, предпочитающих собственные тропинки и околицы театра.

Свою первую вылазку в Ниццу совершит московский театр Юрия Погребничко «ОКОЛО». Переживший в прошлом сезоне пожар и переезд, Погребничко представил на фестивале два своих спектакля – дивертисмент на темы «Моя Марусечка» – «Перед киносеансом» и «Где тут про воскресение Лазаря?» – спектакль, объединивший в гремучую смесь роман Достоевского «Преступление и наказание» и пьесу Александра Володина «С любимыми не расставайтесь».

Молодой режиссер Василий Сенин, в последние время поменявший Москву на Петербург, показал новую версию своего дипломного спектакля по прозе Андрея Платонова с выпускниками Санкт-Петербургской академии театрального искусства. Тягучая, усложненная, многоуровневая проза Платонова с трудом поддается любому переводу. Бегущая строка над головами зрителей в Ницце скорее обозначала, что было сказано, чем реально переводила текст. Да и как передать оборот вроде: «вся сошла на дерьмо!» История томления молодой жены, тоскующей по уехавшему мужу, в «питерском варианте» стала более приземленной и плоской. Яростное стремление тел передано приемами вполне грубыми. И даже лучшая сцена спектакля «Осенний фокстрот» – сцена любви Фро и ее вернувшегося мужа – потеряла трепетность и лиричность «московской» трактовки. Хотя само выражение любви-страсти через брызги воды, которыми плещутся друг в друга из жестяных тазов Фрося и Федор, по-прежнему «заводит» зрительный зал.

Потрясший публику Ниццы в прошлом году своей постановкой «Между собакой и волком» по прозе Саши Соколова питерский режиссер Андрей Могучий в этот раз привез масштабный проект «Кракатук» по сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Впрочем, сюжет Гофмана, препарированный режиссером, мало похож на себя и трудно опознаваем. Как музыка Чайковского в современной электронной обработке питерских диджеев и композиторов Олега Гитаркина и Игоря Вдовина. Объединившись с художником Александром Шишкиным, Андрей Могучий создал спектакль на стыке театра и цирка. Персонажи занимаются жонглированием, эквилибристикой, воздушной гимнастикой. Сражение мышей и кукол происходит под куполом цирка. Сами куклы превращены в пугающих монстров, и в общем понятно, почему в финале Щелкунчик с Принцессой не остаются среди сторонников, а улетают в небеса на бумажном кораблике. Что смотрится весьма эффектно. В Ницце «Кракатук» обогатился новым светом, который приведен в соответствие с европейскими стандартами качества. В финале зрителей приглашают на арену, залитую специальной «снежной» пастой, что многие с удовольствием и риском для обуви и одежды делают.

Два века назад человека, предложившего познакомить Францию с русской культурой, сочли бы ненормальным. Век назад «дягилевские сезоны» стали для Франции культурным шоком и открытием нового континента. Сейчас дни русской культуры на Западе превратились в ежегодное статусное мероприятие.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Точки возврата не будет»

    В пятницу, 5 апреля, в Ярославль с рабочим визитом приехал художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин в сопровождении представителей Министерства культуры. Они приняли участие в общественных обсуждениях вопроса об объединении театров в Первый национальный и встретились с коллективом Волковского театра. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Театрал» это целый ряд проектов, которые мы ведем»

    Среди участников IV Московского культурного форума, проходящего в эти дни в Манеже, оказался и журнал «Театрал». Утром в субботу, 23 марта, главный редактор издания Валерий Яков и критик Ольга Егошина рассказали о международных проектах «Театрала», а помогла им в этом зам. ...
  • Встретимся на мосту...

    Под стенами Кремля, в Манеже открылся Московский культурный форум. За три дня там можно увидеть и услышать очень много чего - интересного. Из жизни театров, кино, музеев, выставок... И встретить многих известных режиссеров, актеров, художников. ...
  • «Мир русского театра»: программа объявлена!

    С 6 по 9 июня в столице Германии состоится III международный фестиваль «Мир русского театра». По инициативе «Театрала», свои лучшие постановки в Берлине представят русские коллективы из Австрии, Болгарии, Великобритании, Германии, Израиля, Молдовы и Финляндии. ...
  • Со всею пылкостью души

    Друзья, «любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?» Эти строки написал однажды Виссарион Белинский. ...
Читайте также