Что такое «Новая драма»

 
Порой создается ощущение, что «новая драма» – персонаж одушевленный. Имеющий возраст, биографию, взгляд, одновременно наивный и нагловатый. А главное – чрезвычайно активную жизненную позицию. С ее появлением российский театральный процесс стал неумолимо меняться.

Всякая ли пьеса, созданная у нас за последние десять–пятнадцать лет, вписывается в понятие «новой драмы»? Еще недавно можно было подумать – именно так. Ибо пьес было немного, а обнародованных и напечатанных – и того меньше. Теперь ситуация изменилась. «Новой драмой» называют сочинения актуальные с точки зрения как тематики, так и предполагаемых выразительных средств. Причем «актуальная» не всегда означает про «здесь и сейчас»: попадаются уклоны и в фэнтези, и в абсурд, и в исторические глубины. Однако герои этих историй непременно сегодняшние по системе мыслей и поступков люди.

Еще недавно у пьесы современного российского автора практически не было шансов увидеть свет рампы. Самыми «новыми» считались Александр Вампилов, Алексей Арбузов, Виктор Розов, величины безусловные, но все же не завершившие собой эволюцию отечественной драматургии. Сочинители пьес продолжали рождаться на свет и после них. Великих пока нет, но уже есть достойные, умные, очень сценичные авторы. Как ни странно, москвичей в их числе немного, хотя именно Москва сегодня один из основных потребителей «новой драмы». Зато мощные десанты формируются в Екатеринбурге и Тольятти, в Грузии и Прибалтике. Стали появляться целые театры, ориентированные исключительно на новую драматургию, и как следствие, на поиск нового театрального языка. И хотя Центр драматургии и режиссуры Казанцева–Рощина или Театр.DOC (российский прародитель популярного на Западе направления verbatim) пока не являются обладателями роскошных зданий с колоннами, билеты у них обычно распроданы на несколько месяцев вперед. Свежеоткрытый театр «Практика» под руководством идеолога фестиваля «Новая драма» Эдуарда Боякова тоже ориентирован исключительно на премьеры пьес и позиционируется как «театр драматургов». Да и столичные «академики» все чаще решаются на репертуарные кульбиты. Впереди планеты всей МХТ им. Чехова: здесь рядом с Островским и Булгаковым существуют и братья Пресняковы («Терроризм», «Изображая жертву»), и братья Дурненковы («Последний день лета»), и Василий Сигарев («Пышка»). Доходит до того, что коллектив, принципиально открещивающийся от современных текстов, вызывает опасения как оторвавшийся от реальности. Еще активнее в процесс освоения новой пьесы включилась провинция. В Казани ставят Александра Архипова, в Кемерово – Лауру-Синтию Черняускайте, в знаменитой Рижской драме – Ингу Абеле, а в Перми возникает целый театр под названием «Новая драма».

Дабы привести в некое подобие системы хаотичное движение драматургических орбит, стали придумываться фестивали. В начале девяностых возникла «Любимовка»: там представлялись новые пьесы иногда самими авторами, иногда – режиссерами и актерами. Несколько позже появилась «Новая драма», в чьей программе поначалу возникали даже опусы Надежды Птушкиной. Сегодня НД работает только с качественными текстами и их сценическими воплощениями. Но при этом его никак нельзя назвать стабильно-скучным мероприятием: по степени создаваемого шума и по атмосфере он напоминает рок-фестиваль типа «Нашествия». НД имеет статус международного, в программе все чаще появляются зарубежные спектакли. От польских и сербских работ до постановок из Ирана и США.

Разумеется, не каждый «новодрамовский» текст является безупречным образцом искусства. Бывают среди них и неловкие, и странные, и совсем неудобоваримые. «Новая драма» и как фестиваль, и как театральное направление – это в большей степени процесс, нежели результат. Однако сегодня можно говорить о существовании ряда авторов, к которым следует прислушиваться и на которых ориентироваться. Это и сверхпопулярные братья Пресняковы, и драматурги «Тольяттинской школы» Юрий Клавдиев и братья Дурненковы, и недавно появившиеся Александр Архипов, Данила Привалов, Сергей Решетников.

Вполне вероятно, что такой бум «новой драмы» не был бы возможен, если бы инициатива была односторонней, исходящей лишь от авторов. Но в какой-то момент спохватился режиссерский цех: нужны очередные новые формы, а откуда черпать вдохновение – непонятно. Сложно сказать, как бы сегодня выглядел столичный театральный процесс, не случись, скажем, знаменитого «Пластилина» Василия Сигарева и Кирилла Серебренникова. Возникла реальная потребность в новых текстах. А спрос, как известно, рождает предложение.

[%4148%]Михаил УГАРОВ

Драматург, режиссер, сценарист, прозаик. Один из главных идеологов отечественной новой драмы. Выпускник Литературного института им. Горького. Один из основателей Фестиваля молодой драматургии «Любимовка». Вместе с Еленой Греминой – основатель и художественный руководитель Театр.DOC. Автор пьес «Оборванец», «Голуби», «Правописание по Гроту», «Зеленые щеки апреля», «Газета «Русскiй инвалидъ» за 18 июля…», «Смерть Ильи Ильича» (спектаклем «Облом off» по этой пьесе в Центре драматургии и режиссуры Казанцева-Рощина дебютировал как режиссер).

Владимир и Олег ПРЕСНЯКОВЫ

Олег Пресняков – кандидат филологических наук, драматург, прозаик и режиссер. Владимир Пресняков закончил аспирантуру Уральского государственного университета им. Горького по специальности «педагогика высшей школы». При Екатеринбургском государственном университете Пресняковы создали Театр имени Кристины Орбакайте. Постоянные участники фестивалей «Любимовка» и «Новая драма». Авторы пьес «Половое покрытие», «Сет-1», «Сет-2», «Пленные духи», «Изображая жертву», «Терроризм», «Европа-Азия», «Воскресение. Супер» и других.

Вадим ЛЕВАНОВ

Основная фигура Тольяттинского драматургического движения. Выпускник Литературного института. Участник оргкомитета фестиваля и альманаха «Майские чтения». Основатель Театрального центра «Голосова-20». Автор пьес «Ах, Йозеф Мадершпрегер – изобретатель швейной машинки», «Парк культуры имени Горького», «Артемида с ланью», «Шар братьев Монгольфье», «Отель «Калифорния», «Славянский базар», «Сто пудов любви» и других.

Вячеслав и Михаил ДУРНЕНКОВЫ

Представители «Тольяттинского драматургического феномена». Вячеслав Дурненков – постоянный участник фестивалей «Любимовка», «Майские чтения», «Новая драма». Автор пьес «Голубой вагон», «Шкатулка», «Медный пряник», «Спички», «В черном-черном городе», «Три действия по четырем картинам», «Культурный слой» (в соавторстве с Михаилом Дурненковым) и других.

[%4147%]Василий СИГАРЕВ

Выпускник Екатеринбургского театрального института (драматургический семинар Николая Коляды). Самая известная пьеса – «Пластилин»: за нее Сигарев получил премии литературные премии «Антибукер» и «Дебют». Первый из российских драматургов удостоен британской театральной премии Evening Standart в номинации «Самый перспективный драматург». Также автор пьес «Семья вурдалака», «Гупешка», «Фантомные боли», «Божьи коровки возвращаются на землю», «Детектор лжи», «Черное молоко», «Агасфер», «Метель», «Русское лото», «Пышка».

Юрий КЛАВДИЕВ

Еще один тольяттинский феномен. Выходит на сцену столь же экспрессивно и талантливо, как и пишет. Автор пьес «Анна», «Я – пулеметчик», «Собиратель пуль», «Лето, которого мы не видели вовсе», «Пойдем, нас ждет машина…» и других.

Максим КУРОЧКИН

Закончил исторический факультет Киевского университета и Литературный институт им. Горького. Автор пьес «Истребитель класса «Медея», «Аскольдов Дир», «Девять легких старушек», «Право капитана «Карпатии», «Стальова воля» (премия «Антибукер» – «За поиск новых путей в драматургии»), «Глаз», «Кухня», «Цуриков».

Екатерина НАРШИ

Окончила Иркутский государственный университет и Литературный институт им. Горького. Драматург, журналист, фотохудожник. Автор пьес «Двое поменьше», «Автор в зале», «Тихо накрапывает дождь (Урбанистический миф)», «Тень дерева», «Москва – Владивосток (Звезда пассажиров)», «Дикий Рунет», «Лучшие!», «МОЯ (Я – дочь моей матери)», «Погружение», «Правила выживания леопардов в городских условиях».

[%4149%]Иван ВЫРЫПАЕВ

Родом из Иркутска. Актер, драматург, режиссер. Постановщик собственных пьес на столичных и провинциальных сценах. Автор нашумевшей пьесы «Кислород». Выпущенный в Театр.DOC, «Кислород» собрал невиданный урожай премий на российских и зарубежных фестивалях, включая «Золотую маску» в номинации «Новация». Также автор пьес «Сны», «Город, где я», «Валентинов день», «Бытие № 2» (в соавторстве с Антониной Великановой).


  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Инну Чурикову экстренно госпитализировали

    Народную артистку СССР Инну Чурикову госпитализировали вечером в четверг, 18 июля, в Институт им. Склифосовского. Актриса получила травму на сцене театра «Русская песня», где в этот вечер она играла антрепризный спектакль «Старая дева». ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
Читайте также


Читайте также

  • Хлеб и зрелища

    В воздухе витает аромат свежей выпечки, стол засыпан мукой, пекарь в белом колпаке ловкими движениями замешивает тесто. Нет, это не утро в кулинарной лавке. Это спектакль «Семейная пекарня» нового резидента «Практики» –Театра Вкуса. ...
  • Съедобное искусство

    На фото: Станислав Любшин, лауреат «Звезды Театрала»-2018 в номинации «Легенда сцены» На этот раз мы решили отступить от традиции и провести мастер-класс по ремеслу, которое не имеет прямой связи с театром. ...
  • Моне для «чайников»

    Если вы думаете, что Моне от Мане отличается только буквой, самое время идти в музей. Может ли искусство быть доступно дилетанту? Мастер-класс ведет заведующая отделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. Пушкина Сурия САДЕКОВА. ...
  • Будь в авангарде

    Фото: Кадр из спектакля Тимофея Кулябина  «Три сестры» Публикуем еще один архивный текст, вышедший в «Театрале» в минувшем году – мастер-класс от режиссера Тимофея Кулябина о том, как научиться понимать современное искусство. ...
Читайте также