Берлинский кинофестиваль подвел итоги

Пять лучших фильмов Берлинале-2024

 
В Берлине завершился 74-й Берлинский кинофестиваль, который проходил в столице Германии с 15 до 25 февраля. Главная награда – «Золотой медведь» – досталась документальному фильму «Дагомея» француженки сенегальского происхождения Мати Диоп, рассказывающему о возвращении сокровищ некогда существовавшего Королевства Дагомея из Франции в Бенин. 
 
Гран-при жюри получил корейский фильм «Нужды путешественника» берлинского любимца Хон Сан Су,  награду за лучшую режиссуру – Нельсон Карло де Лос Сантос Ариас за один из самых странных фильмов фестиваля – «Пепе», лучшей актерской работой признана роль Сабастьяна Стэна в фильме «Другой человек», за роль второго плана награждена Эмили Уотсон за фильм «Такие мелочи», Специальный приз жюри получила «Империя» Брюно Дюмона, приз за лучший сценарий – германский фильм «Смерть» Маттиаса Гласнера,  приз за художественный вклад – оператор Мартин Гшлахт за фильм «Дьявольская баня», ФИПРЕССИ (Международная ассоциация прессы) и Экуменическое (христианское) жюри наградили картину «Мой любимый пирожок», а «Золотой медведь» за вклад в киноискусство достался великому Мартину Скорсезе. Наш корреспондент Елена Слатина побывала на Берлинале и предлагает вам свою пятерку лучших фильмов конкурса, которая во многом, но не во всем, совпадает с выбором жюри.
 
«Империя»

Одна из главных и самых ярких премьера Берлинале-24 –  новый фильм одного из самых известных французский фестивальных режиссеров Брюно Дюмона («Человечность», «Фландрия», «29 пальм»). От имиджа мрачного авангардиста Дюмон уверенно двигается в сторону чуть ли не комедиографа. Во всяком случае его «Империя» – это комедия про пришельцев, пародия на «Звездные войны». Действие происходит в тихой деревне на севере Франции, где внезапно рождается своеобразный ребенок и это событие запускает некую секретную войну между внеземными силами добра и зла. Но пришельцам еще предстоит познакомиться с традиционными деревенскими кретинами, которые присутствуют в каждой картине Дюмона.
 
Деревни и дюны Нормандии чередуются с космическими и одновременно комическими пейзажами и летающими тарелками в форме Кафедральных Соборов и королевских дворцов.
 
Главный герой этой безумной истории – простой рыбак Джони. У него есть мама, которая воспитывает его двухлетнего ребенка. Но все эти милые на вид люди – демоны тьмы, служащие Империи Нулей. А розовощекий малыш Фредди на самом деле Антихрист, которого необходимо укрыть от Рыцарей Света. Одна из представительниц сил Света и Империи Единиц – красотка Джейн, которая пытается отбить Джони у другой красотки Лин. На самом деле Джейн хочет спасти мир от Армагеддона.
 
Силы добра из зла бьются на лазерных мечах, преклоняют колени друг перед другом, пытаются заниматься сексом, не до конца понимая, как это у землян делается. Все это гомерически смешно и не всегда понятно, где режиссер смеется, а где он говорит всерьез. Но на самом деле эта пародия в духе «Монти пайтон» очень серьезна – в битве добра со злом нет хороших и плохих, обе стороны хотят захватить Землю и победить, уничтожив противника. Поэтому головы летят нещадно, трупы множатся, в попытке захвата и добро, и зло не останавливаются ни перед чем. Хорошо, что это стеб.  Фильм был показан в середине фестиваля, что стало хорошей передышкой в весьма мрачной программе. А вообще этот космический восторг куплен для российского проката.
 
«Нужды путешественников»
Драма еще одного фестивального любимца и теперь уже четырехкратного лауреата Берлинале Хон Сан-Су с Изабель Юппер в главной роли. В 2020-м Хон Сан Су был назван на Берлинале лучшим режиссером за «Женщину, которая убежала», в 2021 – приз за сценарий достался его «Вступлению», в 2022-м  Гран-при жюри – «Фильму писательницы». Теперь у него – спецприз жюри «Серебряный медведь».
 
Француженка Ирис (героиня Юппер), оказавшись в Корее без средств к существованию, решает преподавать французский богатым кореянкам. Но никакой методики преподавания у нее нет, она на ходу выдумывает странные задания, никогда не отказывается от макколи (рисового вина), а в перерывах между занятиями и выпиванием она просто лежит на камнях, иногда там и засыпает.
 
Мы не знаем, кто она, что у нее в прошлом, что привело ее в Корею, сколько она здесь пробудет и чего она вообще хочет. Она пленяет корейцев своим французским обаянием, и они тут же хотят ей что-то сыграть – то на фортепиано, то на гитаре.  Музыкальные дарования ее учениц оставляют желать лучшего, но ради очередного гонорара можно и послушать.  «Что вы почувствовали, когда играли? Вы, наверное, гордитесь собой», –обсуждает она с ученицами их телесные переживания от музыки. 

Изабель Юппер уже 71 год. Она фантастически выглядит, но не за счет каких-то операций, а именно потому, что не стесняется своего взросления, морщин, рук.  Ее героиня очаровывает местного молодого парня к ужасу его матери, подозревающей, что Ирис аферистка. Но мы так и не узнаем, кто она. Но почувствуем, что женщина в ее возрасте не может оказаться одна в чужой Корее просто от безрассудства, и то, что она притворяется легкой и возвышенной, кокетливо надевая шляпку и подмигивая мужу заказчицы, говорит о чем-то, что она тщательно скрывает, даже после пятого макколи.
Фильм очень аскетично снят.  Камера почти не двигается.  Длинные диалоги происходят на общем плане без монтажа.  Юппер снимается у Хон Сан Су в третий раз, очевидно ей нравится этот непринужденный, казалось бы неизобретательный, но на самом деле тончайший, изящный и легкий киноязык, и умение очень много рассказывать о человеке, не рассказывая почти ничего.
Этот фильм тоже можно будет увидеть в российском прокате.
 
«Дьявольская баня»

Леденящая кровь историческая драма-хоррор, снятая режиссерами Вероникой Франц и Северин Фиала. Продюсер фильма – Ульрих Зайдль. Вероника Франц – его жена, Северин Фиала – его племянник. И они оба – явно творческие наследники самого мрачного и радикального австрийского режиссера.    В основе сюжета – реальные события, которые часто происходили по всей Европе, а особенно – в Австрии, в XVIII веке. Это история о женской депрессии, которую окружающие расценивают исключительно как бесовщину, лечат экзорцизмом и именуют «дьявольской баней». Слова «депрессия» не существует. 

Фильм начинается с жуткой сцены – женщина и младенец в лесу. Младенец плачет, женщина пытается его покормить и как-то успокоить, несет его куда-то. На ее лице – опустошение, из нее будто высосали душу, никакого счастья материнства, она кормит и несет ребенка из последних сил… Подходит к огромному водопаду, падающему на несколько десятков метров вниз. Она на вершине. Переступает по камням, останавливается и… бросает ребенка вниз. После этого она стучится в ворота монастыря. Ей открывают. «Я совершила преступление», – говорит женщина. В следующей сцене мы видим, как ей отрубают голову и оставляют обезглавленное тело на месте казни в лесу, голову здесь же, в коробе из железных прутьев – в назидание всем, кто задумается о преступлении. Это пролог.
 
Дальше мы видим сцену свадьбы – молодую Агнес (Аня Пляшг) выдают замуж за Вольфа (Дэвид Шейд), они похожи на нормальную пару. Вольф приводит ее в дом, который он приготовил для их совместной жизни. Этот дом в глухом лесу, вокруг никого. Но его мать (Мария Хофштаттер) живет где-то неподалеку, частенько наведывается в гости и пилит Агнес за неумелое ведение хозяйства.  Это дело обычное. Хуже другое – Агнес хочет ребенка, но Вольф, ложась с юной женой в кровать, отказывает ей в близости. Агнес постепенно замыкается в себе и впадает в депрессию, сначала она просто грустит и теряет интерес к жизни, потом пытается сбежать в материнский дом, потом уже не может встать. Никто вокруг не понимает, что просиходит с Агнес, и никто не может ей помочь – даже любящие мать с братом. Жить ей невыносимо, но она очень набожна, поэтому не может покончить с собой. Пару дней назад в одном из соседних домов парень повесился, и его тело было выброшено в поле – религиозные законы беспощадны. И решается на тяжкое преступление, чтобы ее тоже казнили на глазах у толпы.
 
Режиссерский дуэт уже изрядно поднабил руку в хоррорах («Справочник зла», «Сторож», «Дом с прислугой»). Здесь мы имеем дело с драмой, но куда более ужасающей, чем самая страшная пугалка. В финальных титрах написано, что фильм сделан на основе множества исторических документов и судебных протоколов, собранных американской исследовательницей Кэри Стюарт. Известно о как минимум 400 случаях, когда люди – в основном женщины – решались на смертный грех, пребывая в тяжелых психологических состояниях.
 
Очень интересна исполнительница главной роли Аня Пляшг. Она не актриса, а известный музыкант. После смерти отца она переживала тяжелую депрессию, которая вылилась в музыкальный альбом. Этим альбомом заинтересовались режиссеры будущего фильма и предложили Ане написать музыку для «Дьявольской бани», а в процессе этой работы Аня так погрузилась в историю, что в результате именно ее и утвердили на главную роль. Эта роль вполне заслуживала актерской награды на Берлинале, жюри решили иначе, но работа Ани насколько мощная, но едва ли не каждый зритель, когда-либо встречавшийся с депрессией, узнает в героине себя.
 
Конечно, тема депрессии для кинематографа не нова, но в данном случае мы имеем дело с временами, когда такого слова никто не знал.  Но глядя сегодня на чувства людей, с которыми нас разделяет без малого три века, понимаешь, что мало что изменилось. Что психика человека очень уязвима, и, несмотря на уже изученный диагноз, наличие специалистов и всевозможные препараты, человек все равно нуждается в поддержке, внимании и чуткости окружающих. Сегодня, во времена, когда количество психиатрических заболеваний растет в геометрической прогрессии, этот фильм более, чем актуален.

«Другой человек»
Центральными персонажами в подавляющем большинстве фильмов конкурса Берлинале были женщины, и тем удивительнее, что жюри выбрало победителем мужчину (как известно, уже несколько лет на Берлинале вручают только один актерский приз, без гендерного разделения). Лауреат актерского «Медведя» Себастиан Стэн – американец румынского происхождения. В его фильмографии много известных фильмов, среди которых «Рэйчел выходит замуж» Джонатана Демми с Энн Хэтэуэй в главной роли, «Черный лебедь» Даррена Арронофски, «Удача Логана» Стивена Содерберга, «Тоня против всех» Крейга Гиллеспи, но по настоящему его прославил персонаж Баки Барнс (напарник Капитана Америка во вселенной MARVEL).  В «Другом человеке» Стэн играет начинающего актера Эдварда, который страдает нейрофиброматозом – это такое редкое заболевание, сильно деформирующее лицо. Как назло его соседка – очаровательная девушка Ингрид (Ренате Реинсве), она начинающая сценаристка, и она – одна из немногих, кто не отворачивается от Эдварда с брезгливостью, и он, конечно, в нее влюбляется без какой-либо надежды на взаимность. Это что-то вроде любви Кваземодо к Эсмеральде. Эдвард грустит, наблюдая в глазок, как к ней пришел бойфренд, и очень рад, когда она приходит перебинтовать его, Эдварда, порезанную руку.  И однажды, чтобы продолжить карьеру, а может быть и завоевать ее сердце, Эдвард решается на экспериментальную операцию, обретает новое лицо и решает инсценировать свою смерть, чтобы никто не понял, что новый и бывший Эдвард – это один и тот же человек.  Теперь он красив и успешен у женщин, и вдруг он узнает, что его бывшая соседка готовит театральную постановку про его судьбу. И Эдвард отправляется на кастинг, но Ингрид предпочитает ему актера с настоящим нейрофиброматозом (его играет Адам Пирсон, который в реальности страдает этой болезнью и перенес уже множество операций).  И похоже, что Эдвард потерял не только роль своей мечты, но и интерес Ингрид к себе – она не прочь с ним переспать, но ничего больше. В результате он осознает, что внешние изменения не помогают ему начать новую жизнь, все в ней остается по-старому: он снова тот, кто есть, а не тот, кем хочет быть. «Другой человек»  – это мрачный и в то же время остроумный триллер о разнице самовосприятия и тем, как нас видят другие.
 
«Архитектон»
Петербуржец Виктор Косаковский – очень известный российский документалист в мире. Его «Да здравствуют антиподы!» о людях, живущих в противоположных точках земного шара, громко прозвучали на Венецианском фестивале, главным героем его уникальной «Акварели», так же показанной в Венеции, были не люди, а вода (лед Байкала, водопады Венесуэлы, айсберги Атлантики и др), его «Гунда», представленная в Берлине и получившая множество призов по миру, – это разрывающая сердце в клочья история про многодетную свинью, продюсером той картины, кстати, был Хоакин Феникс. Его новый фильм – про камни, про архитектуру и руины, про прошлое и настоящее.
 
Несмотря на российское происхождение режиссера «Архитектон» – совсем не российский фильм. Это германо-франко-американский проект, сделанный Косаковским на знаменитой студии А24. Студия поверила в гения-визионера после фильма «Акварель» и пообещала финансирование на новую картину, у которой даже замысел на тот момент не был сформулирован. С тех пор замысел изменился несколько раз, и вместо комедии об архитектуре, родилась трагедия о разрушении. Фильм начинается с кадров, где камера летает между разбомбленными домами и церквями. Никаких слов нет – только изображение. Но мы видим, как руками человека уничтожено все, что было им же создано для жизни. Этот эпизод был снят уже после завершения всех съемок, но продюсеры согласились, что он в этой истории необходим.  Дальше мы видим величественную гору, которая вдруг врывается и распадается на тысячи мелких камней, которые долго и красиво летят сверху вниз, а потом долго едут в длиннющем поезде навстречу своему недолгому будущему – им суждено стать небоскребами или торговыми центрами, или еще какими-то ужасающего вида постройками, которые простоят около 40 лет и будут снесены ради таких же новых. После мы переносимся в древний Баальбек, и видим руины храмового комплекса, построенного в I-III веках до нашей эры. Эти стены все еще стоят.  Как стоит посреди турецкой пустыни удивительная стена с полигональной кладкой (это такая кладка, когда камни разной формы идеально притерты друг к другу). Этой стене примерно 2 тысячи лет, и находится она в том районе Турции, который полностью разрушен землетрясением 2023 года.  Все современные постройки рухнули, стена осталась.  История Косаковского – попытка осмыслить прошлое и увидеть будущее. В фильме есть только один человеческий персонаж – итальянский архитектор Микеле де Лукки. В своем личном саду он под проливным дождем выкладывает «круг жизни» – просто круг из камней, внутрь которого не должен заходить человек – какие-то пространства не Земле должны оставаться нетронутыми. 
 
Это поэтическое видеоэссе Виктора Косаковского – на самом деле важное социальное высказывание: человечество уничтожает само себя даже без оружия. Ориентируясь на сегодняшнюю конъюнктуру и мнимый комфорт, строительные корпорации стараются экономить, а после них – хоть потоп. Теперь нет смысла строить красиво, если можно некрасиво. Но ведь должно быть наоборот.  Благодаря камере Косаковского и музыке Евгения Гальперина «Архитектон»  – абсолютно завораживающее и магическое зрелище, в котором камни летят, текут, танцуют и говорят. Говорят о том, что человек способен в прямом смысле свернуть гору, но совсем не умеет ценить «круги жизни».


Поделиться в социальных сетях: