Монолог

«Это иллюзия, будто искусством можно руководить»

 
– У меня сегодня не очень часто получается ходить в театр, но все-таки я стараюсь следить за процессом, представлять себе, что происходит. Мне кажется, именно театр противостоит всеобщим тенденциям упрощения и клиширования, которые полностью захватили сферу массовых искусств. Другое дело, что и в самом театре немало коммерческого, рассчитанного на самые простые реакции публики. Нельзя сказать, что сегодня на всех сценах преобладают явления, обжигающие душу, но если говорить о Додине, Фоменко, отдельных работах МХТ – их спектакли показывают, насколько сложна жизнь.

Театр по природе своей – искусство ручного производства. Его можно поставить на поток, на конвейер, это и делается иногда, но свое изначальное – ремесленное, ручное – происхождение театр сохранил. В пору высоких технологий это необычайно важно. Мы улыбаемся, нам кажутся избитым клише слова Станиславского о «жизни человеческого духа на сцене», но действительно, русский театр, больше чем какой-либо иной, всегда стремился к раскрытию человека.

Меня беспокоит, что у нас сегодня мало социальных спектаклей. Театр избегает правды жизни, анализа социальных отношений, он не говорит серьезно и вдумчиво о том, что происходит в обществе. Я не имею в виду «чернуху». Бытовой натурализм в нашем театре, особенно в современной драматургии, есть, нет попытки разобраться.

Наш театр недостаточно смел в политическом отношении. Я говорю не про агитпроп, потому что даже самый эффективный агитпроп – это не искусство. Я говорю опять же про правду жизни. Мне кажется, эпоха асоциального театра уходит или уже ушла. Быть социальным – значит думать не только о себе, о людях, иных, чем ты, о людях, живущих иначе, чем ты.

Власть в этой ситуации может помочь театру только двумя способами – дать денег и не вмешиваться в творческий процесс. Это иллюзия, будто искусством можно руководить. Более того, иллюзия, будто можно заказать спектакль. Искусство за деньги не делается. Искусство делается по душевной потребности, по любви, а за деньги профессионал может только обслужить. Власть должна обеспечить самым разным художникам равенство возможностей. И если есть деньги, отдать их тем, чьи планы – по оценке экспертов и профессионального сообщества, наиболее интересны.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Дмитрий Крымов проведет мастер-класс в Петербурге

    Художник Дмитрий Крымов принял предложение Мастерской Современного Театра провести мастер-класс (28 и 29 октября), посвященный извечной теме театрального искусства «Замысел и его воплощение». «Как рождаются шедевры на сцене? Как подобрать тот самый ключик образного языка, который будет вскрывать смысл пьесы и затрагивать душу зрителя? Мастер-класс Дмитрия Крымова не дает ответы на все вопросы, но позволяет прийти к самостоятельным выводам экспериментальным путем», – говорится в аннотации на странице Мастерской Современного Театра в Вконтакте. ...
  • «Ленком» готовит премьеру последнего спектакля Марка Захарова

    Творческая команда «Ленкома» продолжает работу над спектаклем «Капкан» по произведениям Владимира Сорокина, который не успел закончить Марк Захаров. Первоначально премьера намечалась на 2 декабря. Эту дату дирекция «Ленкома» решила не менять. ...
  • Театр «Практика» обратился к польской драматургии

    Театр «Практика» готовится представить премьеру спектакля «У нас все хорошо» по пьесе польского драматурга Дороты Масловской. Над постановкой работают артисты театра «Июльансамбль» под руководством молодого режиссера Ивана Комарова, известного работами «Баал» и «Абюьз» в Центре им. ...
  • Театр Ленсовета представит просветительский проект «Связь времен»

    Премьера «Гоголь и К°», первый вечер литературно-просветительского проекта «Связь времен», состоится 18 октября на Малой сцене Театра им. Ленсовета. По замыслу авторов, проект, который будет проходить в формате читок, соединит в себе классическую и современную литертуру. ...
Читайте также