Театральный поход

Пять семейных спектаклей

 
Выбрали пять спектаклей, которые будут интересны и детям, и взрослым. Премьеры прошлого и текущего сезона. Не пропустите.
«Лина-Марлина», Театральный проект 27

Питерский «Театральный проект 27» покажет в Москве новый спектакль о подводном мире и водоразделе между «своими» и «чужими», между «как могут все» и «как могу только я» – с фэшн-костюмами Verejа, живой музыкой и песнями Вассы, она же скрипачка Маша в нашумевшем сериале «Король и шут» и актриса Большого театра кукол. «Лина-Марлина» – это погружение в подростковое двоемирие: ты еще не взрослый, но уже не ребенок – и не готов мириться с тем, что надо петь хором, в прямом и переносном; с тем, что под запретом – синие волосы, потому что «яркое привлекает монстров». Прятать свою непохожесть на других, носить серую офисную «униформу» – безопаснее, настаивает папа. Ну а бабушка (в маскулинной маске) – директор музыкальной школы – берется перевоспитывать, подгонять под стандарт.

Это правило – «быть, как все» – и вынуждает Лину бежать. Она переходит границы – «железный занавес», отделяющий русалок от мирового океана – и тут выясняется, что они искусственные, ненужные никому. Другие – не «монстры», и все, кто убеждает, что «сожрут», просто мыслят стереотипами. Рыба-удильщик, рыба-«динозавр» и русалка быстро находят общий язык – объединяются в музыкальную группу: теперь это бас-гитарист, клавишник и солистка (кстати, все в актерской команде – с музыкой на «ты»: играют, сочиняют, поют, как профи, и записывают альбомы). О борьбе со своими внутренними монстрами и искусственными рамками, о поиске себя они говорят со зрителем в формате спектакля-концерта. Песни «Лины-Марлины» растворяют все надуманные страхи, сомнения в себе, «превращают в пену» обиды на тех, кто в тебя не верит. Терапевтический эффект, в самом деле, есть: это почувствуют на себе и взрослые, и зрители 10+.

Где: Арт-платформа, «Новый манеж»
Когда: 6 ноября, в 16:00 и 19:00

«Простодурсен», театр «Практика» 
 

Михаил Плутахин, актер и режиссер Мастерской Брусникина, создатель Театра предмета, сочинил по-скандинавски красивый и нежный спектакль по книге современного норвежского писателя «Простодурсен». Герои Руне Белсвика – существа необычные, похожие, скорее, на духов природы, чем на детей. Хотя очень любят есть коврижки и «засахаренные понарошки», кидать «бульки» в воду и дышать на лед, чтобы «продышать в нем дырку». Простодурсен растит утенка, ищет пропавшую реку, гуляет среди ёлок и горных «стен» по своей маленькой приречной стране – и видит глубину в самых обыкновенных моментах жизни.        

«Тексты Руне Белсвика учат останавливать время, внимательно смотреть вокруг и прислушиваться к окружающим нас людям, – говорит режиссер. – Следуя его заветам, наш спектакль покажет, как открыть новое в привычных вещах, расширить кругозор и натренировать эмпатию». О счастье в мелочах и компании Простодурсена – пекаре Ковригсене, певице Октаве, «неуклёме» Сдобсене, хитреце Пронырсене – в театре «Практика» расскажут с помощью музыки, проекций и клоунады. Детей пригласят присоединиться к игре, а взрослым напомнят, что надо поменьше суетиться и побольше ценить неспешные разговоры. 

Кстати, по версии норвежского Института детской книги, истории о Простодурсене ничуть не уступают лучшим образцам скандинавской литературы для детей, а потому, как и муми-тролли, включены в «Золотую детскую библиотеку».

Где: театр «Практика» 
Когда: 2 и 3 ноября

«Зверский детектив», РАМТ

Детективная история по книге Анны Старобинец в Молодежном театре – абсолютный хит. Сделана она в нуар-стилистике – с неоновой подсветкой бара «Сучок», где «лесные» жители пьют за стойкой мухито – и сыграна с таким драйвом, с такой изобретательностью и юмором, что затягивает в равной мере и взрослых, и детей. В Дальнем лесу не принято есть друг друга, все хищники перешли на веганство, забыли про зверский аппетит и, казалось бы, конфликты в большой семье себя исчерпали. Но вдруг пропал заяц. Съеден?.. Кем?! За дело берется полиция: Барсук (Алексей Мишаков) и его помощник БарсуКот (Владимир Зомерфельд) – «работающий старыми методами, немного уставший сыщик» и очень суетливый молодой напарник.

Что бы там ни говорили судмедэксперт Гриф и Сычи-адвокаты, «отжимая» волчье логово в пользу многодетной зайчихи, – детектив уверен: всё не то, чем кажется. Не стоит поддаваться на манипуляции, хватаясь за то, что лежит на поверхности и кажется очевидным. Версии он отрабатывает разные – не на Волка же сразу вешать «убийство» – и в погоню пускается, и в западню попадает, пока не убеждается, что в дела семейные вмешался «квартирный вопрос». Детективная интрига тут держится в кулачке «жертвы» до самого финала, и зрителей ждет неожиданная развязка. Молодой режиссер Ирина Васильева в итоге выводит захватывающую игру в «кто виноват» на недетский разговор о предательстве, которое убивает доверие и рушит хрупкое равновесие, саму экосистему отношений.

Где: РАМТ
Когда: 6 ноября

«Дневник ласточки», Большой театр кукол

Этот монолог маленького, хрупкого существа о путешествии через полмира сделан по научпоп книге «На крыльях над Землей: дневник ласточки», но орнитологии тут гораздо меньше, чем красоты божественного замысла. Рассказ о первом полете от деревушки в Ирландии до Африки переполнен открытиями – о том, как всё устроено: и крыло птицы, и маршруты, которыми стаи летают каждый год, и сама жизнь с её «программными кодами». Странички дневника актриса Екатерина Ложкина развешивает на проводах (рассядутся тут и бумажные птички), они же – струны, которые зазвучат, как музыка небесных сфер. Еще на сцене есть теплая солома, камни, которые нагреваются под жарким африканским солнцем и светятся в темноте, деревянная сфера, похожая на астрономический прибор. На её окружностях пробегают Биг-Бен и Эйфелева башня, едет велосипедист и машины, кружит человечество и весь этот безумный мир. 

«Лететь» к своей цели несмотря ни на что. Сохранять в себе ощущение свободного полета, знакомое детям, не только птицам, воспринимать каждое испытание как высший промысел и не сдаваться, даже если остался один на один с миром и, кажется, никто не может помочь. Это транслирует маленькая птичка вместе со своими наблюдениями и «первозданными» эмоциями. В «Дневнике ласточки» они значат куда больше, чем набор знаний о разновидности птиц или перьев, от тех, что прикрывают глаза, как ресницы, до маховых и рулевых, без которых невозможен полёт.       

Где: театр «Практика», Большой зал
Когда: 5 ноября в 19:00 и 6 ноября в 12:00 и 15:00

«Поиск продолжается», Театр им. Маяковского 

Режиссёр Дмитрий Крестьянкин и молодые артисты «Маяковки» сочинили эту историю совместно с поисково-спасательным отрядом «ЛизаАлерт» – каждый показ завершается тем, что их инструктор отвечает на вопросы и дает советы. Живой разговор об опасностях – обязательная часть замысла. Текст трех новелл написан на основе реальных событий – о пропавших подростках. Проблема одна, но причины, по которым эти трое приняли решение уйти из дома, разные. Гиперопека и ложный аккаунт в соцсетях, школьная травля и нежелание травмировать маму, первая несчастная любовь и дистанцированность от занятых родителей. Поиск ведут четверо актеров, они же становятся рассказчиками и перекидывают друг другу роли, светят в темноте поисковыми маячками и, бывает, задают вопросы зрителям.   

«Поиск продолжается» – возможность поговорить с подростком о том, что его триггерит, и увидеть ситуацию со стороны. «Отказываясь говорить, мы теряем контакт и начинаем исчезать не только для своих близких, но и для самих себя, – напоминает режиссер. – Нам бы хотелось играть этот спектакль и для родителей. С этого может начаться важный разговор внутри семьи, на который страшно решиться просто так».

Где: Театр Маяковского, Малая сцена
Когда: 4 ноября


Поделиться в социальных сетях: