Театр в ладонях

 
Для того чтобы попасть в театр, не всегда нужно выходить из дома. При желании можно просто сделать свой собственный. И будет у вас выводок мальвин и артемонов не хуже, чем у Карабаса-Барабаса.
Домашний театр вошел в моду с середины XIX века, и его разновидностей насчитывалось великое множество. Нынче все говорят о необходимости возрождать традиции, а уж hand made и вовсе считается вершиной стиля. О двух направлениях «ручного» домашнего театра – несложных по исполнению – и пойдет речь.

Теневой театр вообще для ленивых: ничего, кроме темноты, натянутой белой простыни и сильной лампы, не понадобится. Если у вас сохранился проектор для диафильмов, вообще счастье. Его круглый яростный луч в самый раз подходит для этой затеи. Секрет теней прост: источник света должен располагаться ЗА экраном, а зрители – ПЕРЕД ним. Артисты работают, укрывшись от зала за простыней так, чтобы попадать в свет. Особой популярностью всегда пользовался спектакль «В мире животных»: ваши руки могут превратиться в великое множество фигур. Попробуйте, переплетя большие пальцы, плавно помахать ладонями: на освещенном экране у вас получится гордый орел. Не намного сложнее показать страуса: правая рука с собранными в щепотку пальцами – это шея и голова, а растопыренные пальцы левой руки изображают хвост…

Когда фантазия иссякнет, можно вместо рук использовать вырезанные из картона плоские фигурки. Главное – не забывать, что глазки и улыбки должны быть прорезными: иначе никто из зрителей их просто не увидит. Дальше – больше: у картонных человечков могут на тонких лесках двигаться руки и ноги, Бабка начнет качать головой, Дедка – плакать и зарывать лицо руками, а Колобок – потому что больше ничего он не сможет – открывать и закрывать рот.

Не забудьте про прозрачную цветную бумагу, она обладает эффектом светового фильтра. Солнышко станет желтым, елка – зеленой, а огонь – красным. Серпантин – вьюга, елочный «дождик» – ливень, конфетти – снег. Даже молнию показать просто: вспышка фотоаппарата будет видна даже в свете лампы, а на память останется изображение «кулис».

Второй вариант домашнего театра из разряда «ширмовых» – кукольный.

Знаменитый ярмарочный Петрушка – отец всех театральных кукол. Такая игрушка, надевающаяся на руку, называется «би-ба-бо». Это одно из самых живых и веселых, а главное, простых человеческих изобретений. Матерчатый чехол и голова создают образ. Для домашнего кукольного театра нужно немного – несколько игрушечных артистов и ширма.

За ширму может сойти даже покрывало, растянутое между двумя стульями, но лучше из деревянных реек сколотить раму на устойчивых ножках – такой высоты, чтобы скрывала всех кукловодов по макушку. Потом на раму можно натягивать ткань или разрисованный ватман.

Над самой би-ба-бошкой придется поработать. Чехольчик состоит из двух половинок с шейкой и двумя «ручками», которые лучше набить ватой для большей реалистичности. Дно, конечно, зашивать не нужно, ведь это отверстие для руки кукловода. Самое интересное и сложное – собственно голова и лицо куклы. Решений – великое множество, но наиболее популярны два. С шариком из трикотажного полотна, набитым резаным синтепоном, можно развлекаться до умопомрачения: нашивать толстые щечки, носик картошкой, глазки-пуговички, расписывать его женской косметикой (конечно, сухими тенями и пудрой) или гуашью. Парики можно купить готовые либо нашить на голову кусочки меха или нитки. Куклам-мужчинам из тех же материалов делают усы и бороду.

Элитой среди би-ба-бо считаются куклы с головами из папье-маше. Главный секрет этой техники заключен в приготовлении клейстера. Затем лепим пластилиновый шар и слоев в десять оклеиваем его мелкими кусочками газетной бумаги. Поверх – слой белой бумаги. Когда все высохнет, аккуратно разрезаем папье-маше, вынимаем пластилин и, снова склеив две половинки, получаем голову персонажа. Теперь необходимо нарисовать глаза, рот, уши, да и вообще – затонировать белую поверхность.

Если уж говорить о всех секретах изготовления папье-маше, то необходимо упомянуть и грунтовку левкасом. Левкас – это раствор из мела, воды, осетрового клея и несвежих яиц. Звучит не очень, зато краски на такую основу ложатся великолепно. Об этом знали древние иконописцы, потому и возились с дурно пахнущей смесью...

Расписывая лицо куклы, не нужно забывать об одной изюминке, которая называется «блик»: в зрачке глаза белой краской нужно поставить точку. От этого картинка оживет и чуть ли не начнет подмигивать.


  • Нравится


Самое читаемое

  • В новогодние праздники музеи Москвы работают бесплатно

    Несколько десятков музеев москвичи и гости столицы смогут бесплатно посетить в период со 2 по 8 января. Выбор широк – от усадеб и мемориальных квартир до исторических, краеведческих и литературных музеев. Новогодним игрушкам посвящена выставка в Центре Гиляровского. ...
  • Зрители выбрали лучший спектакль сезона

    В номинации зрительской премии «Звезда Театрала» были представлены спектакли «Как важно быть серьезным» Виктора Шамирова (Театр им. Моссовета), «Макбет» Антона Яковлева (Театр на Малой Бронной), «Сережа» Дмитрия Крымова (МХТ им. ...
  • «Я бы хотела, чтоб это был захаровский спектакль»

    В «Ленкоме» – 2 и 3 декабря состоится премьера спектакля «Капкан», вольной сценической фантазии по мотивам сочинений Владимира Сорокина, сценарных разработок Марка Захарова и документальных источников. Накануне премьеры Александра Захарова, которая завершает начатую ее отцом постановку, рассказала о том, как шла работа над этим спектаклем. ...
  • Владимир Машков готовит «Ночь в отеле»

    Первая постановка Владимира Машкова в статусе художественного руководителя Театра Олега Табакова увидит свет 25 декабря (сцена на Чистых прудах). Режиссер выбрал пьесу современного британского драматурга Терри Джонсона Insignificance («Незначительность»), однако спектаклю дали другое название – «Ночь в отеле». ...
Читайте также


Читайте также

  • «Эта история про время, которое ломает человека»

    Валерию Зазулину 22 года. Это его первое интервью – по поводу первой в его биографии  главной роли. В начале декабря на Малой сцене МХТ им. Чехова прошла премьера спектакля Уланбека Баялиева «Сахарный немец» по роману Сергея Клычкова. ...
  • «Выдающаяся актриса и потрясающий нежный человек»

    Широкая популярность пришла к Алисе Фрейндлих после выхода на экраны фильма «Служебный роман», хотя театралы Ленинграда знали и любили актрису задолго до этого события. Творческий путь начинала в Театре им. Комиссаржевской, затем были Театр им. ...
  • «За жизнью ее героинь можно наблюдать бесконечно»

    У великой Алисы Фрейндлих - юбилей! Обычно я остерегаюсь называть даже самых выдающихся артистов великими — и слово обносилось от частого употребления не по делу, и, на мой взгляд, великих — единицы, даже не единицы, а один или два. ...
  • «Первая скрипка»

    «Первая скрипка» петербургской сцены. Миниатюрная и безупречно «настроенная». Она лицедействовала с малолетства, обустроив первый театр между тремя ножками рояля. Она дирижировала все симфонии и пела все оперы, стоя на табуретке у радиоточки. ...
Читайте также