Фабрики звезд

 
Съемки без отрыва (или даже с отрывом) от учебного процесса – неизбежное зло. В советское время за это могли отчислить из института, но сегодня в большинстве вузов к ранней профессионализации относятся с определенной долей смирения
Средний конкурс на актерских факультетах в нынешнем году составляет сто – сто пятьдесят человек на место. Такое столпотворение вокруг театральных вузов дает гарантию: дефицит актеров России не грозит.
Потребности театрального процесса – вещь прихотливая, меняются они молниеносно. Пошло поветрие классических спектаклей – худруки и режиссеры присматривают одни типажи; началась мода на «новую драму» – требуются совсем другие люди. Уж насколько разнообразным был выпуск нынешнего года во всех вузах, а театры все равно жалуются. Хорошо, конечно, если начинающий артист универсален. Но такого практически не бывает. Артистов, способных сыграть ВСЕ, в истории мирового театра можно пересчитать по пальцам.

Самая четкая градация типажности – в Щукинском училище. Здесь обращают серьезное внимание на внешность; неспроста именно отсюда выходят вызывающе красивые юноши и девушки. Однако охотнее, чем героев, в «Щуку» берут ребят и девочек с задатками характерности. Гротеск, буффонада, пародийное мастерство, игра с масочной стихией – всему этому здесь учат очень успешно. В итоге Щукинских выпускников отличает умение вписаться в любую театральную форму.

В РАТИ (ГИТИСе) и Щепкинском несколько другой подход. Во главу угла ставится не амплуа, а степень одаренности. Под какой типаж подходит потенциальный студент, не так важно. Случится, скажем, пять девочек-героинь – возьмут всех. И не будут говорить: «Героиня на курсе уже есть, надо кого-то еще».

Главный змей-искуситель, подстерегающий студентов актерских факультетов, носит имя «ассистент по актерам». Раньше эти люди работали в большом художественном кино, а сейчас в основном ищут «новые лица» для сериалов. Впрочем, сами «лица» тоже не сидят [%3370%]на месте, но параллельно с занятиями по актерскому мастерству бегают с кастинга на кастинг. Поскольку сериальная индустрия разрослась, шанс получить работу есть у многих. Молодежь идет в сериалы не только ради славы, но и банально –заработать. Стипендии везде чисто символические (как обычно говорят, «хватает на два гамбургера с чаем»), для нормального существования не предназначенные, а студентам, в том числе иногородним, надо что-то кушать.

Съемки без отрыва (или даже с отрывом) от учебного процесса – неизбежное зло. В советское время за это могли отчислить из института, но сегодня в большинстве вузов к ранней профессионализации относятся с определенной долей смирения. Наиболее лояльно настроены к снимающимся студентам педагоги Щепкинского: здесь понимают, что молодой человек «может сделать себе судьбу». Строже следят за процессом в Щукинском и в РАТИ: преподаватели стараются просматривать материал, предложенный тому или иному студенту, дабы не допустить откровенной халтуры.

С активно снимающимися случаются и казусы: скажем, Светлана Ходченкова, сыгравшая главную роль в фильме Станислава Говорухина «Благословите женщину» и с тех пор востребованная нарасхват, диплом в «Щуке» так и не получила. Нет, двоечницей ее назвать нельзя, просто у молодой актрисы нет времени, чтобы сдать все экзамены.

Почти во всех вузах в этом году ведут набор мастера с большим педагогическим стажем. Исключение – Школа-студия МХТ: здесь парадом командует только что выпустивший свой первый набор Константин Райкин. Представитель иной театральной школы, в прошлом «щукинец», Райкин, подсознательно или вполне осознанно высматривает в толпе абитуриентов тех, кто вписался бы в будущем в стилистику его театра: подвижных, эффектных, владеющих голосом. Поскольку определенному количеству выпускников наверняка прямая дорога в труппу «Сатирикона». На отстрелявшемся в этом году райкинском курсе нет двух одинаковых ребят. Все разные и по фактуре, и по умениям: кто-то поет, кто-то прекрасно двигается, у одного обаяние характерности, у другого темперамент героя-любовника. Другое дело, что все они чуть-чуть похожи на самого Райкина. Однако это не худший пример для подражания...

В РАТИ, на режиссерском факультете сейчас набирает курс Сергей Женовач. Человек со сложившейся репутацией традиционалиста и тонкого режиссера.

Можно предположить, что успешно сложится профессиональная судьба тех, кто поступит в этом году на актерский факультет РАТИ к Алексею Бородину. Худрук Российского Молодежного по праву считается одним из самых внимательных и чутких педагогов. Он формулирует свою основную задачу как раскрытие индивидуальности, а, кроме того, старается развивать своих студентов в общегуманитарном плане, требует, чтобы они много читали и вообще расширяли кругозор. Кроме того, уже на втором-третьем курсе студенты Бородина проходят практику у него в театре: играют эпизоды в спектаклях текущего репертуара. А если повезет, то и небольшая роль достанется

Интересный набор в нынешнем году в Щукинском училище. Актерско-режиссерским курсом совместно будут рулить Марина Пантелеева (актерская группа) и Валерий Фокин (режиссерская группа). А на актерском отделении ведет набор еще один постоянный педагог «Щуки» Галина Сазонова.

Не предвидится педагогических дебютов и в «Щепке». Набор ведут педагоги, выпустившие в нынешнем году очередную партию «готового артиста»: давняя пара Владимир Бейлис – Виталий Иванов. Здесь неожиданностей не будет: попавшим на курс грозит крепкое, профессиональное обучение в русле традиционного театра. С одной стороны, это верный кусок хлеба, потому что классику будут ставить всегда, но с другой – к хрестоматийным текстам все чаще и чаще подходят с отнюдь не классическими трактовками...


  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончался актер Денис Кмит

    В воскресенье, 21 июля, в возрасте 59 лет скончался актер Денис Кмит. Об этом сообщил его племянник актер Дмитрий Дубровский. «Ушёл из жизни мой дорогой любимый дядя, замечательный, мужественный человек и актёр Денис Кмит. ...
  • «Так умеет далеко не каждая актриса»

    Она всегда знала, что будет артисткой. Ещё в школе снялась в нескольких картинах, а в студенческие годы сыграла в Ленинградском ТЮЗе Джульетту (лучшего старта и не придумать). В Москве актрисе тоже сопутствовал успех: ее приняли в Театр им. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Инну Чурикову экстренно госпитализировали

    Народную артистку СССР Инну Чурикову госпитализировали вечером в четверг, 18 июля, в Институт им. Склифосовского. Актриса получила травму на сцене театра «Русская песня», где в этот вечер она играла антрепризный спектакль «Старая дева». ...
Читайте также


Читайте также

  • Хлеб и зрелища

    В воздухе витает аромат свежей выпечки, стол засыпан мукой, пекарь в белом колпаке ловкими движениями замешивает тесто. Нет, это не утро в кулинарной лавке. Это спектакль «Семейная пекарня» нового резидента «Практики» –Театра Вкуса. ...
  • Съедобное искусство

    На фото: Станислав Любшин, лауреат «Звезды Театрала»-2018 в номинации «Легенда сцены» На этот раз мы решили отступить от традиции и провести мастер-класс по ремеслу, которое не имеет прямой связи с театром. ...
  • Моне для «чайников»

    Если вы думаете, что Моне от Мане отличается только буквой, самое время идти в музей. Может ли искусство быть доступно дилетанту? Мастер-класс ведет заведующая отделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. Пушкина Сурия САДЕКОВА. ...
  • Будь в авангарде

    Фото: Кадр из спектакля Тимофея Кулябина  «Три сестры» Публикуем еще один архивный текст, вышедший в «Театрале» в минувшем году – мастер-класс от режиссера Тимофея Кулябина о том, как научиться понимать современное искусство. ...
Читайте также