Вечно живой…

Русский театр в Молдове

 
Весь последний год Кишиневский государственный русский драматический театр имени А.П. Чехова находится под пристальным вниманием Центра поддержки русских театров за рубежом, организованного Cоюзом театральных деятелей РФ при поддержке администрации президента России. Одним из результатов реальной помощи театру стала новая постановка – «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова. Осуществил ее на молдавской сцене художественный руководитель Воронежского академического театра имени А.В. Кольцова народный артист России Анатолий Иванов.

Спектакль приурочен к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Понятно, что он – дань памяти, однако обращен прежде всего к современникам, и в этом главное его достоинство. В одном из последних интервью Виктор Розов так определил свое понимание российской национальной идеи: «Главное, чтобы духовность у нас имела приоритет перед материальным. В этом суть моего творчества».

История о предательстве и верности, о мужестве и трусости актуальна и сегодня. Написанная в военные годы пьеса заставляет задуматься о вечном – о нравственных ориентирах человека. Бытописание ее – камерное, лишенное героического пафоса. И Анатолий Иванов столь же чужд сценической аффектации и вычурности. Его спектакль – прозаический, но вместе с тем живописно подробный, динамичный рассказ, в центре которого – судьба Вероники. Напуганная, растерянная, слабая женщина предает собственную любовь и чувствует себя заживо погребенной. И только возвращение любви может ее спасти...

Кишиневский спектакль «Вечно живые» заставляет задуматься о том, куда может привести активно, а подчас и агрессивно насаждаемое в наши дни стремление к унифицированной, беспроблемной жизни. Виктор Розов словами одного из своих героев предупреждает: любая война «калечит людей не только физически, она разрушает внутренний мир человека, и, может быть, это одно из самых страшных ее действий». Нынешняя, незримая война выражается, по очень точному определению драматурга, «в истреблении главных нравственных, духовных ценностей, которыми была жива наша страна тысячелетия… Наступает духовное ожирение». Об этом в унисон говорят со зрителями российский режиссер и молдавские актеры. Не это ли итог, к которому в конечном счете стремились создатели Центра поддержки русских театров за рубежом?

Ситуация, в которой оказались русские театры в бывших советских республиках, во многом, если не во всем, схожа. Помимо общих для всех проблем, таких как дефицит добротной современной драматургии и высококлассной режиссуры, они испытывают и колоссальный информационный голод. Лишенные возможности получать российские театральные журналы, сборники современной драматургии, они лишь по скудным телевизионным репортажам и рассказам побывавших в России друзей и коллег могут судить о современном российском театральном процессе как таковом. А ведь это – русские театры, носители русской культуры.

Немалые трудности связаны и с отсутствием российской театральной школы. Актеры теряют навыки сценической речи и пластики. Многие молодые артисты говорят с акцентом. У некоторых напрочь отсутствует культура владения голосом. Многие успешно и, увы, привычно работают в основном в стилистике условного театра (в репертуаре есть прекрасные постановки именно этого направления), столь принципиально не похожего на русский театральный метод подробного, психологически тонкого существования на сцене.

С такого рода проблемами столкнулся и российский режиссер Анатолий Иванов, вынужденный в сжатые сроки, определенные для постановочной работы, втискивать еще и учебный процесс, заново учить молодых актеров вживаться в образ. Это было не единственной трудностью. Не зная труппы театра, ее возможностей, в ситуации цейтнота Иванов вынужден был действовать по принципу киноотбора. Просмотрел выставленные в фойе фотографии актеров и сделал выбор исходя из внешнего соответствия. Надо сказать, что режиссерское чутье его в основном не подвело. Промахнулся он, пожалуй, только с Вероникой (Марина Сташок). Жаль, но образ главной героини оказался невнятным и блеклым. Пожалуй, это единственный серьезный изъян новой постановки.

Зато по-новому раскрылись мастера старшего и среднего поколения актеров Чеховского театра: Всеволод Гаврилов, Нелли Каменева, Раиса Кириллова, Петр Пейчев, прошедшие в свое время именно ту школу реалистического театра, которую исповедует Анатолий Иванов. Неожиданно проявились молодые актеры труппы – Вера Марьянчик, Константин Харет, Евгений Штырбул, Сергей Кирюшкин, Алла Туз.

Наверное, нет нужды объяснять, насколько важен и необходим этот опыт, и прежде всего артистам театра Чехова, каким серьезным подспорьем стали для них мастер-классы по сцендвижению и речи, неоднократно проводимые в театре профессорами московских театральных вузов в рамках Программы государственной и общественной поддержки русских театров стран СНГ и Балтии. Глотком свежего воздуха стали для деятелей Чеховского театра организуемые центром семинары и творческие лаборатории ведущих мастеров российской сцены.

Но главное – импульс, который получили и получают актеры и режиссеры, почувствовавшие себя не на обочине жизни, а в самой ее гуще. Это именно то, что так необходимо сегодня деятелям русских театров в бывших союзных республиках. Их не забыли, они нужны. Только с этим ощущением могут жить и творить люди театра.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Юрий Соломин назначен бессрочным худруком Малого театра

    В субботу, 6 апреля, министр культуры РФ Владимир Мединский вручил художественному руководителю Малого театра, народному артисту СССР Юрию Соломину бессрочный контракт. «Я хотел вам передать подписанный приказ о вашем переназначении. ...
  • «Точки возврата не будет»

    В пятницу, 5 апреля, в Ярославль с рабочим визитом приехал художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин в сопровождении представителей Министерства культуры. Они приняли участие в общественных обсуждениях вопроса об объединении театров в Первый национальный и встретились с коллективом Волковского театра. ...
  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
Читайте также


Читайте также

  • «Театрал» это целый ряд проектов, которые мы ведем»

    Среди участников IV Московского культурного форума, проходящего в эти дни в Манеже, оказался и журнал «Театрал». Утром в субботу, 23 марта, главный редактор издания Валерий Яков и критик Ольга Егошина рассказали о международных проектах «Театрала», а помогла им в этом зам. ...
  • Встретимся на мосту...

    Под стенами Кремля, в Манеже открылся Московский культурный форум. За три дня там можно увидеть и услышать очень много чего - интересного. Из жизни театров, кино, музеев, выставок... И встретить многих известных режиссеров, актеров, художников. ...
  • «Мир русского театра»: программа объявлена!

    С 6 по 9 июня в столице Германии состоится III международный фестиваль «Мир русского театра». По инициативе «Театрала», свои лучшие постановки в Берлине представят русские коллективы из Австрии, Болгарии, Великобритании, Германии, Израиля, Молдовы и Финляндии. ...
  • Со всею пылкостью души

    Друзья, «любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?» Эти строки написал однажды Виссарион Белинский. ...
Читайте также