Вечно живой…

Русский театр в Молдове

 
Весь последний год Кишиневский государственный русский драматический театр имени А.П. Чехова находится под пристальным вниманием Центра поддержки русских театров за рубежом, организованного Cоюзом театральных деятелей РФ при поддержке администрации президента России. Одним из результатов реальной помощи театру стала новая постановка – «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова. Осуществил ее на молдавской сцене художественный руководитель Воронежского академического театра имени А.В. Кольцова народный артист России Анатолий Иванов.

Спектакль приурочен к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Понятно, что он – дань памяти, однако обращен прежде всего к современникам, и в этом главное его достоинство. В одном из последних интервью Виктор Розов так определил свое понимание российской национальной идеи: «Главное, чтобы духовность у нас имела приоритет перед материальным. В этом суть моего творчества».

История о предательстве и верности, о мужестве и трусости актуальна и сегодня. Написанная в военные годы пьеса заставляет задуматься о вечном – о нравственных ориентирах человека. Бытописание ее – камерное, лишенное героического пафоса. И Анатолий Иванов столь же чужд сценической аффектации и вычурности. Его спектакль – прозаический, но вместе с тем живописно подробный, динамичный рассказ, в центре которого – судьба Вероники. Напуганная, растерянная, слабая женщина предает собственную любовь и чувствует себя заживо погребенной. И только возвращение любви может ее спасти...

Кишиневский спектакль «Вечно живые» заставляет задуматься о том, куда может привести активно, а подчас и агрессивно насаждаемое в наши дни стремление к унифицированной, беспроблемной жизни. Виктор Розов словами одного из своих героев предупреждает: любая война «калечит людей не только физически, она разрушает внутренний мир человека, и, может быть, это одно из самых страшных ее действий». Нынешняя, незримая война выражается, по очень точному определению драматурга, «в истреблении главных нравственных, духовных ценностей, которыми была жива наша страна тысячелетия… Наступает духовное ожирение». Об этом в унисон говорят со зрителями российский режиссер и молдавские актеры. Не это ли итог, к которому в конечном счете стремились создатели Центра поддержки русских театров за рубежом?

Ситуация, в которой оказались русские театры в бывших советских республиках, во многом, если не во всем, схожа. Помимо общих для всех проблем, таких как дефицит добротной современной драматургии и высококлассной режиссуры, они испытывают и колоссальный информационный голод. Лишенные возможности получать российские театральные журналы, сборники современной драматургии, они лишь по скудным телевизионным репортажам и рассказам побывавших в России друзей и коллег могут судить о современном российском театральном процессе как таковом. А ведь это – русские театры, носители русской культуры.

Немалые трудности связаны и с отсутствием российской театральной школы. Актеры теряют навыки сценической речи и пластики. Многие молодые артисты говорят с акцентом. У некоторых напрочь отсутствует культура владения голосом. Многие успешно и, увы, привычно работают в основном в стилистике условного театра (в репертуаре есть прекрасные постановки именно этого направления), столь принципиально не похожего на русский театральный метод подробного, психологически тонкого существования на сцене.

С такого рода проблемами столкнулся и российский режиссер Анатолий Иванов, вынужденный в сжатые сроки, определенные для постановочной работы, втискивать еще и учебный процесс, заново учить молодых актеров вживаться в образ. Это было не единственной трудностью. Не зная труппы театра, ее возможностей, в ситуации цейтнота Иванов вынужден был действовать по принципу киноотбора. Просмотрел выставленные в фойе фотографии актеров и сделал выбор исходя из внешнего соответствия. Надо сказать, что режиссерское чутье его в основном не подвело. Промахнулся он, пожалуй, только с Вероникой (Марина Сташок). Жаль, но образ главной героини оказался невнятным и блеклым. Пожалуй, это единственный серьезный изъян новой постановки.

Зато по-новому раскрылись мастера старшего и среднего поколения актеров Чеховского театра: Всеволод Гаврилов, Нелли Каменева, Раиса Кириллова, Петр Пейчев, прошедшие в свое время именно ту школу реалистического театра, которую исповедует Анатолий Иванов. Неожиданно проявились молодые актеры труппы – Вера Марьянчик, Константин Харет, Евгений Штырбул, Сергей Кирюшкин, Алла Туз.

Наверное, нет нужды объяснять, насколько важен и необходим этот опыт, и прежде всего артистам театра Чехова, каким серьезным подспорьем стали для них мастер-классы по сцендвижению и речи, неоднократно проводимые в театре профессорами московских театральных вузов в рамках Программы государственной и общественной поддержки русских театров стран СНГ и Балтии. Глотком свежего воздуха стали для деятелей Чеховского театра организуемые центром семинары и творческие лаборатории ведущих мастеров российской сцены.

Но главное – импульс, который получили и получают актеры и режиссеры, почувствовавшие себя не на обочине жизни, а в самой ее гуще. Это именно то, что так необходимо сегодня деятелям русских театров в бывших союзных республиках. Их не забыли, они нужны. Только с этим ощущением могут жить и творить люди театра.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Театр кукол им. Образцова просит о помощи

    В редакцию «Театрала» поступило письмо от коллектива Театра кукол им. Образцова: - Дорогие друзья, 12 июня в 14.30, в День России, куклы Театра Образцова вместе с коллективом выходят на улицу. Под символом нашего театра, под знаменитыми часами мы собираемся записать театрализованное обращение на горячую линию президента. ...
  • Умер актер Александр Кузнецов

    Актер театра и кино, театральный педагог Александр Кузнецов скончался в четверг, 6 июня, на 60-м году жизни после продолжительной болезни. Широкому зрителю он известен по главной роли в фильме «Джек Восьмеркин – "Американец"». ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Ушел из жизни режиссер Башкирского театра оперы и балета Рустэм Галеев

    В воскресенье, 2 июня, в Уфе после продолжительной болезни скончался один из ведущих театральных деятелей Башкирии – режиссер Рустэм Галеев, ставший постановщиком многих прославленных спектаклей, в числе которых – «Севильский цирюльник», «Мадам Баттерфляй», «Любовный напиток», «Секрет любимых оперетт» и др. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Фестиваль стал «точкой сборки»

    В Берлине прошел уже ставший традиционным III Международный фестиваль «Мир русского театра», организованный журналом «Театрал». Восемь театральных коллективов  из разных стран  съехались в столицу Германии, где с 6 по 9 июня представили свои спектакли. ...
  • В Берлине завершился фестиваль «Мир русского театра»

    В воскресенье, 9 июня, в Берлине закончился lll фестиваль «Мир русского театра».  Все коллективы, принявшие участие в форуме, получили почетные дипломы и подарки от журнала «Театрал».   Заключительный, четвертый, день фестиваля начался с показа спектакля финского театра «Арт-Мастер» по пьесе современного автора Елены Исаевой «Про мою маму и меня» в постановке  Екатерины Пастуховой. ...
  • «Сцена – это территория свободы»

    Третий день фестиваля «Мир русского театра», можно сказать, стал «Днем защиты детей». Утренний спектакль показал детский театральный коллектив «Апрелик», а вечером в творческом вечере актрисы Вахтанговского театра Ольги Тумайкиной приняла участие ее дочка Маша. ...
  • «Мир русского театра». Программа четвертого дня

    9 июня в Берлине завершается III международный фестиваль «Мир русского театра». Впереди заключительный день, однако расставанье будет недолгим: уже в сентябре несколько спектаклей театров русского зарубежья «Театрал» привезет в Москву. ...
Читайте также