«Миру нужны рассказчики»

«Театрал» открывает рубрику PROчтение

 
Григорий Служитель, актер Студии театрального искусства Сергея Женовача и автор романа «Дни Савелия», ставшего лауреатом премии «Большая книга», рассказал «Театралу» о трех самых важных книгах в своей жизни и трех современных текстах, которые стоит прочитать. 

«Золотая полка»

Джованни Боккаччо. «Декамерон»
Одна из самых значительных книг в мировой литературе. Десять молодых людей укрываются на вилле от ада, воцарившегося в родной Флоренции, рассказывают друг другу истории, гуляют и веселятся. Их истории – неверное утешение и гимн жизни в преддверии неминуемой гибели: по пятам следует чума. «Декамерон» обретает в наши дни особую актуальность из-за эпидемии известного и пока неизлечимого вируса. «Миру не нужны успешные люди. Миру нужны рассказчики», – сказал Далай-лама. И в этом смысле я буддист.

Антон Чехов. Рассказы
Сложно выделить один рассказ. Весь Чехов после «Сахалина» – это одна из вершин мировой литературы: «Скучная история», «Моя жизнь», «В овраге», «Дама с собачкой», «Три года». Лев Шестов сказал о Чехове – «убийца надежды». Отчасти это так, Чехов – великая Неопределенность. Его тихий, ровный, невероятно поэтичный голос способен совершить переворот в душе, как никакая истерика у иного писателя. Взгляд на уровне горизонта, ни ниже, ни выше, трезвая и ясная проза. Это творчество большого мужества и безграничной красоты.

Сэмюэл Беккет. «Мёрфи»
Беккет – один из самых важных для меня писателей. Горький, остроумный, отчасти безжалостный, но вопреки всему полный веры в человека. Мёрфи – ирландец в Лондоне, интеллектуал-одиночка, которому приносит невыносимые муки любое физическое действие, вплоть до поднятия руки. В каком-то смысле он доведенный до гротеска наш Обломов – маленький человек, от которого всем вокруг почему-то что-то нужно. Книга, полная отменного ирландского юмора и абсурда.

Must reed

Вячеслав Ставецкий «Жизнь А. Г.» (2018)
Повесть о вымышленном диктаторе Испании. Парадоксальная, прекрасно написанная история, где палач и жертва из раза в раз меняются местами, превращая действие в подобие испанского танца.

Сухбат Афлатуни «Поклонение волхвов» (2015)
Трехчастная эпопея, охватывающая полтора столетия жизни России и средней Азии. Блистательно написанный, эклектичный – в лучшем смысле слова – текст, опередивший, на мой взгляд, свое время лет на двадцать. Остроумная, глубокая, выходящая далеко за рамки любого жанра проза.

Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня» (2005)
Не могу не упомянуть «Не отпускай меня», хоть роман и написан довольно давно. Лиричная и бесконечно печальная история о роли людей, выброшенных за границы социальных и моральных норм. О поисках, влюблённости и одиночестве тех, кто изначально обречён – и знает об этом с самого рождения.

Справка
Григорий Служитель учился в Московской киношколе. В 2005 году окончил режиссерский факультет РАТИ-ГИТИС, Мастерскую Сергея Женовача. Играет в спектаклях мастера, в Студии театрального искусства: «Marienbad» (Хаим Сорокер), «Захудалый род» (Граф Функендорф), «Игроки» (Кругель), «Битва жизни» (Мистер Сничи), «Три года» (Иван Гаврилович Ярцев), «Записные книжки» (Путешествующий), «Москва-Петушки» (Черноусый), «Записки покойника» (Рудольфи Илья Рафаилович, Княжевич), «Самоубийца» (Аристарх Доминикович Гранд-Скубик), «Мастер и Маргарита» (Коровьев). Дебютный роман Служителя «Дни Савелия», написанный от лица московского кота, сразу стал бестселлером и лауреатом премии «Большая книга» в 2019 году. 


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

Читайте также