«Башмачник должен шить туфли. А что должен делать режиссер?»

Мастер-класс о секретах профессии проводит Роберт Стуруа

 
В Театральном музее им. Бахрушина состоялся мастер-класс для молодых режиссеров от мэтра отечественной сцены Роберта Стуруа. Роберт Робертович – главный режиссер театра Et Cetera, за свою жизнь он поставил более 150 спектаклей в России, Грузии, Великобритании, Германии, Финляндии, Турции, Израиле и других странах. На встрече режиссер ответил на вопросы начинающих коллег. Модератором беседы выступила критик Марина Токарева. В рамках постоянной рубрики «Мастер-класс» «Театрал» публикует самые интересные высказывания о профессии и жизни.
 
***

Когда меня пригласили провести мастер-класс, я вспомнил монолог Фауста, в котором тот говорит, что учился, познал философию, но все равно у него есть ощущение, что он водит студентов за нос, ведь сам ничего не знает… Грандиозный монолог, который отражает суть и нашей, такой изменчивой и вибрирующей, режиссерской профессии. Как только ты начинаешь думать, что что-то узнал, это конец. Поэтому я могу только рассказать о своем опыте. Не примеряйте мои мысли на себя. Они относятся только ко мне. Не забывайте, что каждый из вас – личность и необыкновенный человек.

***
Изначально я не хотел быть театральным режиссером: мне не нравился театр соцреализма, он вызывал во мне ощущение лжи. Молодые люди, как и сейчас, очень остро чувствовали фальшь. Я хотел стать кинорежиссером, ведь мир тогда буквально вспыхнул от итальянского неореализма и французской «новой волны». Но судьба повернулась иначе, и я попал на режиссерский факультет Тбилисского театрального института.

***
Окончив первый курс, мы осознали, что совершенно не понимаем, в чем заключается суть нашей профессии. Башмачник шьет туфли. Но что должен делать режиссер? До сих пор я не могу объяснить этого до конца.

***
Могу только рассказать вам, откуда взялась эта профессия. Во всяком случае, как я сам представляю себе это в своих фантазиях. Дело было в XVIII в Австрии, когда режиссуры еще не существовало, но среди актеров был просвещенный артист. Он много читал, все время всем что-то советовал, а сам был бездарным. Коллеги его, конечно, слушали, ведь знание пугает: если ты чувствуешь, что кто-то прочел на две книжки больше, чем ты, начинаешь комплексовать. Поэтому актеры посоветовались и сказали: знаешь что, дорогой, у тебя хороший вкус, ты много знаешь, спустись-ка в зал и учи нас. Когда этот человек переступил авансцену, родилась профессия. И это был страшный шаг.

***
И второй случай. Будучи студентом первого курса, я поехал в Петербург. Товстоногов тогда поставил со Смоктуновским «Идиота», рецензии были фантастические. Я остановился у друга моего дяди, и пока жил у него, он постоянно спрашивал меня, что такое режиссура. Он говорил: «Я понимаю, что такое дирижер. Человек машет руками – оркестр играет. А что делаешь ты во время спектакля?». В общем, всю неделю я бился, чтобы объяснить ему, чем занимаюсь. В конце концов, он довел меня до такого состояния, что я сказал: «Ну, понимаете, режиссер нужен, чтобы артисты не сталкивались на сцене».  «А, вот теперь понятно», – ответил он.

***
Еще в юности я почувствовал, что каждый вечер перед сном нужно абсолютно честно наедине с самим собой рассмотреть весь прожитый день, взвешивая все дурные поступки, совершенные и несовершенные.

Любой человек должен помнить, что отличить добро и зло очень сложно. Легко найти способы уговорить свою совесть и свое знание, чтобы они тебе изменили.


Но если ты сам не разберешься с самим собой, ты не сможешь анализировать сложнейшие роли мировой драматургии и, тем более, учить других.

***
В режиссуре есть определенные законы, близкие с законами драматургии, есть установки, которые поддаются описанию и объяснению, но в какой-то момент мы попадаем в сферу, которая, как мне кажется, сближает нашу профессию с философией. Мне бы хотелось, чтобы режиссер этого не забывал. Хотя он и не забудет: раз он выбрал эту профессию, в нем сидит идея, которую он хочет передать людям. Она может касаться жизни, театра, который ему нравится, или театра, который ему не нравится, потому что он создал собственный в своем воображении. Берегите себя и свои качества, потому что человеку, к сожалению, свойственно изменять им. Не превращайтесь в нехорошую серую массу.

***

Я считаю, театр – это территория, где существуют очень свободные и бесстрашные люди. Огромного мужества требует от нас совсем, казалось бы, клоунская профессия… И, кстати, клоун, наверное, еще мужественнее, чем артист или режиссер.


***
Я несколько удивился, когда понял, что все мои спектакли направлены против диктатуры. Даже в спектакле про Марию Каллас звучит голос против директора, выгнавшего из театра эту гениальную певицу.

***
Придется вас расстроить: режиссер должен быть подкованным, знать больше артиста. В силу профессии вам предстоит заставлять артистов что-то делать, и вы должны иметь на это право благодаря своему знанию. Конечно, не обязательно в 17 лет прочесть «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста целиком, но знать что-то об этом произведении надо.

Конечно, задача непростая. Тем более, сейчас, когда люди мало читают. Но Конфуций говорил: если у тебя есть план на год – посей рис, если у тебя есть план на десять лет – посади дерево, а если у тебя есть план на сто лет – отдай детей учиться.

***
Когда я ставил в Англии «Три сестры», Ванесса Редгрейв спросила меня, что такое «бригадный генерал». Я не знал, но, чтобы не терять авторитет, тут же придумал какую-то версию. Уловка не удалась: артисты все поняли. Хотя и сделали вид, что поверили мне. Когда я пришел домой и нашел информацию, оказалось, что я был близок к истине. Но это не важно, важно то, что я не знал, а они увидели, что я импровизирую, и мой авторитет споткнулся. Вы можете попытаться обмануть людей, но вряд ли это у вас получится.

***
Очень сложно ответить на вопрос, как правильно выбирать актеров. Это похоже на любовный акт. Ты видишь человека и вдруг понимаешь, что он будет твоим верным, будет делать все, что ты хочешь. В нашем театре набор артистов проходит каждые три-четыре года, и это очень болезненно для всех. Вспомните, сколько мне лет, и вы поймете, что за это время в театр пришло десять новых поколений. Я всегда говорю, что пережил десять бескровных революций.

***
К сожалению, уже ушло поколение выдающихся педагогов, а с ними исчезла школа. Помните последнюю новеллу в картине «Андрей Рублев»? Некому отлить колокол… Также и мы остались без людей, которые могли бы нам помочь. Сейчас актеры, в основном, в силу способностей и таланта создают себя сами. Это очень трудно, практически невозможно. Тебя как будто бросили в бушующий океан и сказали: выплывай сам.

***
Театр завернут в несколько слоев. Первый слой – это государство, второй – зритель, а внутри – глухая бедность. В Грузии много театров, но актеры живут очень плохо. Это невыносимо. Мне кажется, страна думает, что искусство никому не нужно.

***

Я не такой идеалист, чтобы думать, что Ричард III придет на мой спектакль, посмотрит и исправится. Но я знаю, что в тот момент, когда он будет смотреть, он будет другим. И этого запала хватит до утра. А утром он снова начнет убивать. По большому счету, искусство и не создано, чтобы менять мир. Но оно его меняет. Каким-то здравым смыслом, я бы сказал, какой-то магией, которая заставляет нас не забывать то, что мы увидели.


***
Каждый народ воспринимает Шекспира так, как ему нужно. Например, среди кавказских народов очень популярна пьеса «Отелло». Шекспир, в конце концов, великий поэт, он сумел перевести театр в область поэзии, и первый долг режиссера, я думаю, попасть в эту область.

Говорят, у Шекспира все пьесы – одинаковые, но это не так, они абсолютно разные. Я думаю, каждый режиссер прав по отношению к Шекспиру. Он такой всеобъемлющий, что любой может найти себе место в его творчестве.

***
Мир стал сложным и одновременно простым. Поэтому нам нужно сочетание игры и серьезности. Чарли Чаплин и Бастер Китон – великие клоуны, но они говорили о конце мира.

***
Советское литературоведение ввело в обиход такие странные понятия, как оптимизм и пессимизм в искусстве. Я считаю, их не существует. Если я ставлю антиутопию, это не значит, что я говорю: будет вот так. Это значит, я говорю: так не должно быть.

***
Режиссура для меня – это такая вещь, которую ты вроде бы знаешь, но, приходя в театр, каждый раз сталкиваешься с чем-то значимым для жизни. И уходишь немножко обалдевшим, потому что увидел мир не таким, каким себе его представлял. Ты сталкиваешься с иным взглядом на жизнь, он правдив, и в нем есть истина.

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Где купить «Театрал»: журнал увеличил охват

    В редакцию чаще стали обращаться читатели с вопросом: где в условиях самоизоляции приобрести апрельский «Театрал»? В самом деле, интерес закономерен, поскольку театры закрыты, невозможно получить журнал и в редакции, а также у целого ряда наших партнеров (например, в ресторанах, где журнал выставляется на стойках, или в книжных магазинах). ...
  • Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» расскажет о тайной жизни Петра Первого

    Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» 27 мая ко дню города планирует вновь представить зрителям шутливую мелодраму Доницетти «Петр Первый, или невероятные приключения русского царя». Еще до карантина специально для «Театрала» создатели спектакля открыли двери своего театра, чтобы наши читатели могли увидеть фрагменты репетиций и интервью с режиссером Юрием Александровым. ...
  • Театр им. Сац в День театра покажет онлайн балет и оперу

    В пятницу, 27 марта, Детский музыкальный театр им. Наталии Сац отметит Международный день театра показом двух спектаклей, но на этот раз - онлайн: на платформе культура.рф и в соцсетях театра. В 14.00 зрители смогут посмотреть балет Кирилла Симонова «Синяя птица» на музыку Ильи Саца и Ефрема Подгайца. ...
  • «Сатирикон» готовит подарок ко Дню театра

    Премьерный спектакль «Дорогая Елена Сергеевна» выйдет онлайн. Бесплатная трансляция начнётся в 19:30, 27 марта на сайте театра.   Несмотря на карантин, в театре «Сатирикон» выход премьеры решили не откладывать, поэтому новую постановку «Дорогая Елена Сергеевна», по культовой пьесе 80-х, сыграют без зрителей. ...
Читайте также