«Башмачник должен шить туфли. А что должен делать режиссер?»

Мастер-класс о секретах профессии проводит Роберт Стуруа

 
В Театральном музее им. Бахрушина состоялся мастер-класс для молодых режиссеров от мэтра отечественной сцены Роберта Стуруа. Роберт Робертович – главный режиссер театра Et Cetera, за свою жизнь он поставил более 150 спектаклей в России, Грузии, Великобритании, Германии, Финляндии, Турции, Израиле и других странах. На встрече режиссер ответил на вопросы начинающих коллег. Модератором беседы выступила критик Марина Токарева. В рамках постоянной рубрики «Мастер-класс» «Театрал» публикует самые интересные высказывания о профессии и жизни.
 
***

Когда меня пригласили провести мастер-класс, я вспомнил монолог Фауста, в котором тот говорит, что учился, познал философию, но все равно у него есть ощущение, что он водит студентов за нос, ведь сам ничего не знает… Грандиозный монолог, который отражает суть и нашей, такой изменчивой и вибрирующей, режиссерской профессии. Как только ты начинаешь думать, что что-то узнал, это конец. Поэтому я могу только рассказать о своем опыте. Не примеряйте мои мысли на себя. Они относятся только ко мне. Не забывайте, что каждый из вас – личность и необыкновенный человек.

***
Изначально я не хотел быть театральным режиссером: мне не нравился театр соцреализма, он вызывал во мне ощущение лжи. Молодые люди, как и сейчас, очень остро чувствовали фальшь. Я хотел стать кинорежиссером, ведь мир тогда буквально вспыхнул от итальянского неореализма и французской «новой волны». Но судьба повернулась иначе, и я попал на режиссерский факультет Тбилисского театрального института.

***
Окончив первый курс, мы осознали, что совершенно не понимаем, в чем заключается суть нашей профессии. Башмачник шьет туфли. Но что должен делать режиссер? До сих пор я не могу объяснить этого до конца.

***
Могу только рассказать вам, откуда взялась эта профессия. Во всяком случае, как я сам представляю себе это в своих фантазиях. Дело было в XVIII в Австрии, когда режиссуры еще не существовало, но среди актеров был просвещенный артист. Он много читал, все время всем что-то советовал, а сам был бездарным. Коллеги его, конечно, слушали, ведь знание пугает: если ты чувствуешь, что кто-то прочел на две книжки больше, чем ты, начинаешь комплексовать. Поэтому актеры посоветовались и сказали: знаешь что, дорогой, у тебя хороший вкус, ты много знаешь, спустись-ка в зал и учи нас. Когда этот человек переступил авансцену, родилась профессия. И это был страшный шаг.

***
И второй случай. Будучи студентом первого курса, я поехал в Петербург. Товстоногов тогда поставил со Смоктуновским «Идиота», рецензии были фантастические. Я остановился у друга моего дяди, и пока жил у него, он постоянно спрашивал меня, что такое режиссура. Он говорил: «Я понимаю, что такое дирижер. Человек машет руками – оркестр играет. А что делаешь ты во время спектакля?». В общем, всю неделю я бился, чтобы объяснить ему, чем занимаюсь. В конце концов, он довел меня до такого состояния, что я сказал: «Ну, понимаете, режиссер нужен, чтобы артисты не сталкивались на сцене».  «А, вот теперь понятно», – ответил он.

***
Еще в юности я почувствовал, что каждый вечер перед сном нужно абсолютно честно наедине с самим собой рассмотреть весь прожитый день, взвешивая все дурные поступки, совершенные и несовершенные.

Любой человек должен помнить, что отличить добро и зло очень сложно. Легко найти способы уговорить свою совесть и свое знание, чтобы они тебе изменили.


Но если ты сам не разберешься с самим собой, ты не сможешь анализировать сложнейшие роли мировой драматургии и, тем более, учить других.

***
В режиссуре есть определенные законы, близкие с законами драматургии, есть установки, которые поддаются описанию и объяснению, но в какой-то момент мы попадаем в сферу, которая, как мне кажется, сближает нашу профессию с философией. Мне бы хотелось, чтобы режиссер этого не забывал. Хотя он и не забудет: раз он выбрал эту профессию, в нем сидит идея, которую он хочет передать людям. Она может касаться жизни, театра, который ему нравится, или театра, который ему не нравится, потому что он создал собственный в своем воображении. Берегите себя и свои качества, потому что человеку, к сожалению, свойственно изменять им. Не превращайтесь в нехорошую серую массу.

***

Я считаю, театр – это территория, где существуют очень свободные и бесстрашные люди. Огромного мужества требует от нас совсем, казалось бы, клоунская профессия… И, кстати, клоун, наверное, еще мужественнее, чем артист или режиссер.


***
Я несколько удивился, когда понял, что все мои спектакли направлены против диктатуры. Даже в спектакле про Марию Каллас звучит голос против директора, выгнавшего из театра эту гениальную певицу.

***
Придется вас расстроить: режиссер должен быть подкованным, знать больше артиста. В силу профессии вам предстоит заставлять артистов что-то делать, и вы должны иметь на это право благодаря своему знанию. Конечно, не обязательно в 17 лет прочесть «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста целиком, но знать что-то об этом произведении надо.

Конечно, задача непростая. Тем более, сейчас, когда люди мало читают. Но Конфуций говорил: если у тебя есть план на год – посей рис, если у тебя есть план на десять лет – посади дерево, а если у тебя есть план на сто лет – отдай детей учиться.

***
Когда я ставил в Англии «Три сестры», Ванесса Редгрейв спросила меня, что такое «бригадный генерал». Я не знал, но, чтобы не терять авторитет, тут же придумал какую-то версию. Уловка не удалась: артисты все поняли. Хотя и сделали вид, что поверили мне. Когда я пришел домой и нашел информацию, оказалось, что я был близок к истине. Но это не важно, важно то, что я не знал, а они увидели, что я импровизирую, и мой авторитет споткнулся. Вы можете попытаться обмануть людей, но вряд ли это у вас получится.

***
Очень сложно ответить на вопрос, как правильно выбирать актеров. Это похоже на любовный акт. Ты видишь человека и вдруг понимаешь, что он будет твоим верным, будет делать все, что ты хочешь. В нашем театре набор артистов проходит каждые три-четыре года, и это очень болезненно для всех. Вспомните, сколько мне лет, и вы поймете, что за это время в театр пришло десять новых поколений. Я всегда говорю, что пережил десять бескровных революций.

***
К сожалению, уже ушло поколение выдающихся педагогов, а с ними исчезла школа. Помните последнюю новеллу в картине «Андрей Рублев»? Некому отлить колокол… Также и мы остались без людей, которые могли бы нам помочь. Сейчас актеры, в основном, в силу способностей и таланта создают себя сами. Это очень трудно, практически невозможно. Тебя как будто бросили в бушующий океан и сказали: выплывай сам.

***
Театр завернут в несколько слоев. Первый слой – это государство, второй – зритель, а внутри – глухая бедность. В Грузии много театров, но актеры живут очень плохо. Это невыносимо. Мне кажется, страна думает, что искусство никому не нужно.

***

Я не такой идеалист, чтобы думать, что Ричард III придет на мой спектакль, посмотрит и исправится. Но я знаю, что в тот момент, когда он будет смотреть, он будет другим. И этого запала хватит до утра. А утром он снова начнет убивать. По большому счету, искусство и не создано, чтобы менять мир. Но оно его меняет. Каким-то здравым смыслом, я бы сказал, какой-то магией, которая заставляет нас не забывать то, что мы увидели.


***
Каждый народ воспринимает Шекспира так, как ему нужно. Например, среди кавказских народов очень популярна пьеса «Отелло». Шекспир, в конце концов, великий поэт, он сумел перевести театр в область поэзии, и первый долг режиссера, я думаю, попасть в эту область.

Говорят, у Шекспира все пьесы – одинаковые, но это не так, они абсолютно разные. Я думаю, каждый режиссер прав по отношению к Шекспиру. Он такой всеобъемлющий, что любой может найти себе место в его творчестве.

***
Мир стал сложным и одновременно простым. Поэтому нам нужно сочетание игры и серьезности. Чарли Чаплин и Бастер Китон – великие клоуны, но они говорили о конце мира.

***
Советское литературоведение ввело в обиход такие странные понятия, как оптимизм и пессимизм в искусстве. Я считаю, их не существует. Если я ставлю антиутопию, это не значит, что я говорю: будет вот так. Это значит, я говорю: так не должно быть.

***
Режиссура для меня – это такая вещь, которую ты вроде бы знаешь, но, приходя в театр, каждый раз сталкиваешься с чем-то значимым для жизни. И уходишь немножко обалдевшим, потому что увидел мир не таким, каким себе его представлял. Ты сталкиваешься с иным взглядом на жизнь, он правдив, и в нем есть истина.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Театральные режиссеры создают свою ассоциацию

    Режиссеры решили создать профессиональную ассоциацию, которая займется проведением в России театральной реформы. Об этом сообщил в четверг художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.   «Мы стоим сейчас перед началом регистрации такой организации, как Ассоциация театральных режиссеров России. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
  • Ширвиндт опроверг слухи о своем уходе

    Александр Ширвиндт назвал «трепотней» информацию о своем решении уйти с поста художественного руководителя Театра сатиры, которая накануне распространилась в СМИ. «Мы, конечно, думаем, что дальше делать. Но говорить о моем уходе преждевременно. ...
  • Екатерина Шульман: «Террор - это всегда театр»

    «Театрал» продолжает беседовать с известными общественными деятелями об актуальных проблемах нашей действительности. Гостем февральского номера журнала стала политолог Екатерина ШУЛЬМАН. - Из последних громких событий, произошедших в стране, можно выделить теракт возле здания ФСБ на Лубянке. ...
Читайте также


Читайте также

  • Губернский театр обратился к Чапеку

    На Малой сцене Губернского театра 4 и 5 марта покажут премьеру спектакля «Сердце матери» по пьесе «Мать» Карела Чапека. Над постановкой работает режиссер Анна Горушкина. В центре истории – судьба матери, которая теряет своих близких одного за другим. ...
  • Ленкомовский квартет готовит премьеру

    19 февраля театральный проект «Заячий стон» сыграет премьерный спектакль «Комедия о смысле жизни» на вновь открывшейся сцене Центрального Дома Актера на Арбате. Главные роли в музыкальной постановке, которая представляет собой смесь стендапа и театрального капустника, исполняют четыре актера театра «Ленком». ...
  • Петербургский БТК приедет в Москву

    25 марта на сцене «Театра Луны» Большой театр кукол представит столичному зрителю постановку Руслана Кудашова по роману-антиутопии Замятина «Мы». Спектакль БТК – первый опыт освоения в театре кукол романа Замятина. ...
  • Ирина Мирошниченко станет героиней «Мхатовских пятниц»

    На Малой сцене МХТ им. Чехова 6 марта состоится очередной вечер из цикла «Мхатовские пятницы». Героиней первой весенней пятницы станет народная артистка России Ирина Мирошниченко. «Ирину Мирошниченко можно по праву назвать звездой, дивой, живой легендой, - отметили в пресс-службе театра. ...
Читайте также