«Обыкновенная богиня»

В Москве открылась выставка к 110-летию Галины Улановой

 
Выставка к 110-летию со дня рождения Галины Улановой открылась в минувшие выходные в Главном здании Театрального музея им. Бахрушина. Уланова не мечтала быть балериной, но в 1919 году поступила в Петроградское хореографическое училище и стала легендой мирового балета. Хотя в этот раз о Галине Сергеевне говорили не только как о танцовщице и педагоге.

«Для меня эта выставка стала открытием, я увидел не только выдающуюся фигуру мирового балета, но личность изысканной женственности, – отметил присутствовавший на вернисаже директор Большого театра Владимир Урин. – Мы довольно хорошо знаем биографию Галины Сергеевны, но я рад, что сегодня мы стремимся взглянуть на нее по-новому. К сожалению, многие годы в нашей стране нам было свойственно забывать прошлое, хотя прошлое чрезвычайно важно для грядущего. Люди, не помнящие родства, не могут ничего создать в настоящем. Замечательно, что сегодня мы смотрим на Уланову новым взглядом».

Пространство выставки поделено на три зала. В первом из них в окружении зеркал – Галина Уланова, одна из самых элегантных женщин своей эпохи. Платья, сумки, туфли, украшения – в  стеклянных витринах модели мировых модных домов Christian Dior, Gucci, Salvatore Ferragamo, Guy Laroche, Bruno Magli…

«Галина Сергеевна одевалась у разных дизайнеров, но особенно любила английский стиль, – рассказал ученик Улановой, ректор Академии русского балета им. Вагановой Николай Цискаридзе. – В Англии Галина Сергеевна была символом начиная с памятного 1956 года (когда в Лондоне прошли гастроли Большого театра с ее участием.– «Т»), и по сей день там существует клуб ее почитателей. Одна из ее английских поклонниц приглашала ее в эксклюзивные дома, где шились платья для королевы. Так что наряды ей создавали индивидуально».

Впрочем, сама Уланова не раз говорила, что походы по магазинам не любит: во время гастролей в редкие минуты отдыха она с удовольствием посещала музеи.

«Находясь в зале с этой грациозной женщиной, я никогда не задумывался, какая у нас на самом деле значительная разница в возрасте. Я это понял только в день ее ухода, когда увидел цифру в некрологе, – поделился Цискаридзе. – Галина Сергеевна оставалась стройной до последнего дня. Она занималась каждый день и никогда не теряла форму (обратите внимание, что все платья в этой экспозиции – одного размера). Когда Галина Сергеевна показывала поддержки и вращения, потрясали ее сила и легкость.

У Галины Сергеевны была небольшая нога, тонкая щиколотка, красивый подъем, и она любила это показать, поэтому всегда носила каблук высотой в шесть-девять сантиметров. Поэтому и все представленные здесь туфли – на высоком каблуке».

Директор ГЦТМ им. Бахрушина Дмитрий Родионов с Николаем Цискаридзе

Есть здесь и два особых экспоната: платьице из тюля, в котором маленькая Галя Уланова поступала в хореографическое училище, а также театральный костюм Тао Хоа из балета «Красный цветок» (собрание Петербургского театрального музея, которому Уланова передала почти все свои сценические костюмы).

«Галина Сергеевна очень любила вспоминать этот образ, – рассказала ученица Улановой, балерина, народная артистка СССР Людмила Семеняка. – Это одна из лучших ее ролей, которая, к счастью, сохранилась на пленке. Ее Тао Хоа была такая подлинная, трогательная. Галина Сергеевна в то время была очень красивой, и ей шел этот костюм. Вообще, во всех ролях она была удивительно естественной. Впервые я увидела ее в «Жизели», когда еще только начала учиться балету. Меня поразило то, что, прежде всего, она выглядела как человек со своими переживаниями и страстями. Она олицетворяла подлинный образ женщины. А уже потом  я обратила внимание на потрясающий для своего времени танец удивительной технической чистоты».

Продвигаясь вглубь экспозиции, мы словно попадаем в гостиную дома на Котельнической набережной, где сейчас находится музей-квартира балерины. Здесь письма поклонников,  фотографии с репетиций легендарного педагога с учениками, которые и сами давно стали легендами: Людмила Семеняка, Екатерина Максимова, Владимир Васильев… Письмо от президента академии наук СССР Сергея Вавилова – благодарность за балет «Ромео и Джульетта». Письмо из Гамбургской государственной оперы – благодарность за согласие стать хореографом-консультантом на постановке балета «Жизель». Письмо из ЮНЕСКО – приглашение в Париж на торжественный вечер в честь Улановой. Письмо от художника с просьбой позировать для портрета… За каждым документом – история. Уникальные свидетельства можно изучить с помощью четырех больших планшетов.

К слову, Галина Уланова была единственной среди звезд своего поколения, чей танец был запечатлен на пленке не только в отдельных балетных номерах. Так, в 1955 году на Мосфильме вышла киноверсия балета «Ромео и Джульетта». Этот балет в пространстве выставки можно посмотреть на большом экране кинозала.

«Галина Сергеевна – человек с неординарной судьбой: ей довелось пережить и утраты, и предательства, и оскорбления в те времена, когда жизнь стала кардинально меняться, – сказал Николай Цискаридзе. – Но я счастлив, что она осталась символом для огромного числа почитателей ее таланта по всему миру. С ее фотографией шли на фронт, оттуда ей писали письма. Это великая женщина, символ красоты, чистоты, духовности и служения своему делу. Лучше всех, мне кажется, о ней сказал Алексей Толстой: обыкновенная богиня.

Галина Сергеевна была очень закрытым человеком. У нее был острый язык и великолепное чувство юмора, но эти качества она не демонстрировала никому, кроме своих. В последние месяцы ее работы со мной мне повезло попасть в узкий круг людей, которым она доверяла. И тем не менее, несмотря на то, что мы с ней часто общались по телефону или вместе возвращались домой, если Большой театр предоставлял нам одну служебную машину, я впервые вошел в ее дом только спустя десять лет после ее кончины. Я всегда уважал ее скрытность. Когда я переступил порог ее квартиры, она открылась мне по-новому. Думаю, те вещи, которые представлены на сегодняшней выставке, помогут каждому открыть свою Галину Улановой. Хотя на самом деле она так и осталась тайной».

Выставка продлится до 22 марта.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Театральные режиссеры создают свою ассоциацию

    Режиссеры решили создать профессиональную ассоциацию, которая займется проведением в России театральной реформы. Об этом сообщил в четверг художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.   «Мы стоим сейчас перед началом регистрации такой организации, как Ассоциация театральных режиссеров России. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
  • Ширвиндт опроверг слухи о своем уходе

    Александр Ширвиндт назвал «трепотней» информацию о своем решении уйти с поста художественного руководителя Театра сатиры, которая накануне распространилась в СМИ. «Мы, конечно, думаем, что дальше делать. Но говорить о моем уходе преждевременно. ...
  • Екатерина Шульман: «Террор - это всегда театр»

    «Театрал» продолжает беседовать с известными общественными деятелями об актуальных проблемах нашей действительности. Гостем февральского номера журнала стала политолог Екатерина ШУЛЬМАН. - Из последних громких событий, произошедших в стране, можно выделить теракт возле здания ФСБ на Лубянке. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Москве откроется выставка работ Александра Лабаса

    С 20 февраля по 13 марта Фонд художника Александра Лабаса представит в Москве выставку «Александр Лабас. Музыка».   В наследии художника осталось немало вполне завершенных глав, которые выпадают из списков очевидно музейных работ. ...
  • Выставка «Чайка. Перезагрузка» откроется в МХТ

    В Зеленом фойе МХТ им. Чехова 21 февраля откроется выставка «Чайка. Перезагрузка». В экспозиции – редкие фотографии, документы, костюмы, макеты, афиши всех четырех постановок чеховской пьесы, вышедших здесь со дня основания. ...
  • Выставку Улановой можно посмотреть бесплатно

    В день рождения основателя Бахрушинского музея на выставку «Уланова» для посетителей объявлен свободный вход. 13 февраля исполняется 155 лет со дня рождения Алексея Бахрушина – основателя Театрального музея. К этому имеющему особенное значение событию Бахрушинский музей сделал подарок своим посетителям. ...
  • Главархив открыл выставку, посвященную Мейерхольду

    В Главархиве Москвы открылась бесплатная выставка «В.Э. Мейерхольд: актер, режиссер, педагог». Историко-документальная экспозиция приурочена к 146-летию со дня рождения театрального деятеля. Пионердомовцы с шефами – артистами Государственного театра имени Вс. ...
Читайте также