Игорь Неведров: «Я верю в призвание»

 
Театр Романа Виктюка в этом сезоне готовит премьерный спектакль «Танго» по пьесе польского драматурга Славомира Мрожека. Корреспондент «Театрала» пообщался с режиссером-постановщиком, ведущим актером труппы Игорем Неведровым.

 - Игорь, как известно, «Танго» Мрожека – редкий гость на театральных подмостках. Чем вас заинтересовал этот материал?
- В Театре Романа Виктюка как режиссер я работаю уже над третьей большой постановкой. В 2016 году я выпустил «Венецианку» по итальянской пьесе неизвестного автора XVI века, затем – «Любовью не шутят» Альфреда де Мюссе, сейчас взялся за «Танго». Мы всегда вместе с Романом Григорьевичем ищем материал и на этот раз решили обратиться к очень известной пьесе Мрожека, которая была написана в середине XX века. Уверен, сегодня она прозвучит совершенно по-новому. Вы правы, эту пьесу ставят редко, а еще реже ставят ее успешно, потому что при всей притягательности она не так проста для постановки.

Репетиция спектакля "Танго" / Фото: Мария Тер

На первый взгляд сюжет достаточно прозрачен. Главный герой – молодой человек, который хочет изменить мир к лучшему. Мир для него – это прежде всего семья, в которой утрачены все основные ценности. Он пытается хоть как-то склеить разобранное по частям существо этой семьи, но не знает, как это сделать. В этой пьесе часто выделяют социальный аспект, не замечая того, что в ней заложены библейские мотивы и мощный мифологический контекст. Это непростой, богатый смыслами и юмором материал, который каждую репетицию заинтересовывает все больше и больше. Сначала эта пьеса притягивает своей странностью, парадоксальностью и юмором, а потом, когда начинаешь погружаться в материал, то понимаешь, что в нем очень много пластов. Затрагивая один, ты не можешь не затронуть другой. И мы сейчас во всем этом разбираемся с большим интересом и любовью, которые обязательно ощутят и зрители.

- Уже известно, когда состоится премьера?
- Премьера намечена на февраль 2020 года, а первый предпремьерный показ для зрителей состоится уже 25 и 26 декабря. Это в некотором смысле студийная работа, и в постановке занят почти весь молодой актерский состав нашего театра. Эти артисты подают большие надежды, очень хочу в чем-то им оказаться полезным.

- Помимо режиссерской работы вы продолжаете выступать как актер. В каких спектаклях вас можно увидеть в этом сезоне?
- Это более 10 названий, в том числе «Мелкий бес», «Мастер и Маргарита», «Мандельштам», «Коварство и любовь», «Сергей и Айседора», «Чернобыль», «Федра», «Крылья из пепла», «Король-Арлекин», «Несравненная!», «R&J. Ромео и Джульетта».

Сцена из спектакля "Чернобыль" / Фото: Полина Королева

Роли у меня в этих спектаклях одна интереснее другой. Благодарен Роману Григорьевичу за такую счастливую актерскую биографию!  
Сцена из спектакля "Федра" / Фото: Артем Шахов

Кроме того, совсем недавно я закончил съемки фильма по произведениям Людмилы Петрушевской. Одну из главных ролей в нем исполнил сам Роман Виктюк. В кинокартине также приняли участие великолепные артисты: Виктор Сухоруков, Дмитрий Бозин, Анна Терехова, Алена Хмельницкая, Михаил Башкатов. Фильм называется «Пальто». Это авторское кино, и его уже приняли в программу лучших кинофестивалей. В основе сюжета – история девочки-подростка, которая разочаровалась в жизни, чувствует себя покинутой и ищет опору и утешение совсем не там, где их можно найти…  Фильм мистический, полный символов и метафор. Роман Виктюк – творческое начало в этой картине. Больше пока ничего не скажу.

- Что вам все-таки ближе – режиссерская или актерская работа?
- Этот вопрос мне часто задают и коллеги, и журналисты. В моей режиссерской биографии есть предыстория. Все началось с репетиции спектакля «Сон Гафта, пересказанный Виктюком» в «Современнике», где играли два мощнейших мастера – Валентин Гафт и Александр Филиппенко. Я тогда репетировал свою первую роль в театре Виктюка, и Роман Григорьевич неожиданно пригласил меня стать его ассистентом в «Современнике», чтобы я контролировал все технические аспекты постановки – все мизансцены, работу с артистами и многое другое. Это была колоссальная работа, на которую я по совершенно непонятным мне тогда причинам согласился. Помню, как на одной из репетиций Валентин Иосифович Гафт в ответ на верное замечание сказал мне: «Молодец! Будешь режиссером!». Я же в ответ воскликнул, что не хочу быть режиссером и никогда им не буду. Он очень удивился, и до самой премьеры они всей командой по-доброму подшучивали надо мной. А на банкете после премьеры Галина Борисовна Волчек подняла первый тост (представьте себе!) не за спектакль, не за режиссера, не за артистов, а за меня (оказывается, она наблюдала за моей работой!). Это было дороже всего на свете. Уже намного позже я записался на режиссерские курсы в Школу Германа Сидакова, выпускника «звездного» курса Фоменко. Он предложил сделать постановку по Петрушевской. Я взял две пьесы, соединил их и поставил спектакль «Любовь в стакане воды», на премьеру которого пригласил Виктюка. А ведь Роман Григорьевич открыл российским зрителям Петрушевскую: он поставил «Уроки музыки» первым в России, когда Людмила Стефановна еще была запрещенным автором. Посмотрев «Любовь в стакане воды», он сказал, что только так сегодня нужно ставить Петрушевскую. После этого мне уже никакая критика была не страшна. Через некоторое время Роман Григорьевич предложил мне поставить спектакль в своем театре. Возможно, это прозвучит пафосно, но я верю в призвание.

На поклонах после спектакля "Венецианка" / Фото: Вера Россихина

Возвращаясь к вашему вопросу, скажу, что на данном этапе и актерская, и режиссерская работы настолько дополняют друг друга, что не хочется останавливаться на чем-то одном. Оба занятия мне очень нравятся. Это похоже на играющего тренера в спорте. Когда ты режиссер, то не можешь плотью и кровью жить в спектакле. Это может только актер. При этом актер не может объективно оценить со стороны все богатство и многообразие мира, который создает режиссер, потому что он занят конкретной ролью, которую нужно сделать хорошо.

Сцена из спектакля "Мандельштам" / Фото: Полина Королева

И еще о призвании. Разве не чудо, что мне выпала уникальная возможность находиться в творческом диалоге с Романом Виктюком? Он доверил мне ведущие роли в своем театре, поверил в меня как в режиссера и поддержал в этом начинании. За все годы работы он не поменял ни одной мизансцены в моих спектаклях, не говорил, кто как из актеров должен играть. И в то же время всегда провоцировал на поиск собственных решений. Например, как-то он пришел на репетицию «Венецианки» и стал говорить про нити небес, которые тянут актеров вверх. Мы его умоляли, чтобы он сказал нам что-то более конкретное, но это было бесполезно. «Венецианка» уже несколько лет идет с большим успехом, а эти нити небес пусть и дальше тянут нас вверх.

Сцена из спектакля "Венецианка" / Фото: Полина Королева

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Леонид Роберман: «Мы посадим деревья на всех театральных площадках Москвы»

    Продюсер Леонид Роберман совместно с театром «Практика» выпустил спектакль «Посадить дерево» по пьесе современного драматурга Алексея Житковского, в котором главные роли исполняют – Михаил и Николай Ефремовы. ...
  • «Дикий фейк и злой цирк»

    «Театрал» продолжает беседовать с известными культурными и общественными деятелями об актуальных проблемах нашей действительности. На этот раз гостем журнала стала писатель и драматург Ксения ДРАГУНСКАЯ. - Я живу в районе Пушкинской и Страстного бульвара и по дороге на работу в Союз театральных деятелей могу случайно оказаться участником массового митинга. ...
  • Алексей Красовский: «Власть не терпит инакомыслия»

    В прошлом году в журнале «Театрал» появилась новая рубрика «Что наша жизнь?..», в которой известные культурные и общественные деятели рассуждают об актуальных проблемах нашей действительности. За это время гостями рубрики становились Виктор Ерофеев, Ирина Хакамада, Дмитрий Быков, Евгений Водолазкин, Денис и Ксения Драгунские, Леонид Млечин, Михаил Федотов, Юрий Норштейн, Зураб Кекелидзе, а также Алексей КРАСОВСКИЙ, чье высказывание мы решили опубликовать и на нашем сайте. ...
  • Кирилл Крок: «Хочется сделать этот Фестиваль ежегодным»

    На этой неделе в Москве завершился первый Вахтанговский фестиваль театральных менеджеров, в рамках которого состоялось вручение премии в области организации театрального дела для молодых специалистов. Об итогах и перспективах Фестиваля «Театралу» рассказал один из его руководителей, директор Театра им. ...
Читайте также