Александр Огарев: «Никогда не считал «Макбет» мрачной пьесой»

 
Накануне премьеры «Макбета» в «Школе драматического искусства» режиссер спектакля Александр Огарев ответил на несколько вопросов «Театрала».

– Александр, «Макбет» пьеса, к которой многие относятся с суеверными опасениями. Иногда даже говорят «эта пьеса», не произнося ее название вслух. Не было страха браться за это мистическое произведение? Почему выбрали именно его?
– Никогда не считал «Макбет» пьесой мрачной. Скорее сказкой с ведьмами и духами со счастливым финалом: юноша Малькольм со своей молодой командой свергает тирана. Поэтому, когда приступали к пьесе, никаких мистических чувств к ней не испытывали. Скорее, любопытство: какие открытия нам сулит этот, наполненный красивыми метафорами и образами, текст? В процессе работы ракурс взгляда на вещь поменялся.









Иллюстрировать сюжет и вглядываться во внутренний мир монстра показалось неинтересным. Основным мотивом для рассмотрения стал, нащупанный нами внутри текста «Трактат о политике и политиках». Центральным местом трактата становится диалог Малькольма и Макдафа. В этом диалоге Малькольм, предвидя своё королевское будущее, описывает бездны собственной души, из-за чего потенциально правление Малькольма грозит бОльшими злодеяниями, чем кровавая власть Макбета. Правда, в диалоге наследный принц отказывается от своих слов. Но мы решили не доверять его последующим словам, а взять за истину первичное утверждение. Основная мысль «Трактата»: каждый следующий правитель хуже предыдущего.

Второй линией рассмотрения является история двух молодых влюблённых честолюбий, определивших свой путь к идеалам Свободы вне этических рамок. Это история Макбета и леди Макбет. Нам интересен её философский аспект. Поэтому ведьмы и Геката у нас не представители некого мистического мира, а скорее древнегреческий Хор, насмешливо или горько комментирующий ход действия. Мы осмелились помочь себе, использовав в композиции тексты Ницше, Уильяма Блейка и Уильяма Вордсворта.

Обращение к Шекспиру всегда сулит мощную увеличительную оптику при взгляде на мир, его проблемы, тайны и красоту. Поэтому я и обратился к Шекспиру и конкретно к «Макбету», как к одной из самых объёмных пьес гения, заглядывающей на все этажи мироздания, а также в его подвалы, небеса и лакуны подсознания.
 
– В последнее время сразу во многих театрах вышло несколько постановок «Макбета». Почему эта пьеса сегодня стала актуальной?
Вечное всегда актуально.
­
– Вы и исполнитель главной роли Илья Козин – ученики Анатолия Васильева, можно сказать, что у вас одна «школа». Как происходило взаимодействие режиссера и актера, как искали образ для именно этого Макбета?
 Все курсы Васильева мало похожи друг на друга. Мастер проходил свой особый путь развития, менял тактику и стратегию обучения, и каждая новая группа студентов приобретала у Анатолия Александровича несколько иные понятия о методе, чем предыдущая. Мне показалось, что Илья может быть интересен в роли Макбета прежде всего не как ученик Васильева, а как человек, имеющий личностный корень чем-то синонимичный образу Макбета. Стиль общения Ильи зачастую намеренно конфликтный, поэтому работа стала для нас обоих интересным и непростым опытом.
 




– В вашей постановке много разножанровой музыки, которая, как я понимаю, будет исполняться вживую. Какова  роль музыки в спектакле?
Я люблю, когда музыка в спектакле собрана по принципу коллекции на тему. В «Макбете» есть интересный плейлист, есть и живая музыка. Композитор и пианист Александр Дронов играет свою музыку на клавишах. Хормейстер Светлана Анистратова сочинила по моей просьбе музыкальный фрагмент «Макбет и духи», исполняемый хором театра Школа драматического искусства. Приглашённая музыкант Любовь Соколова играет на хэндпане. У всех музыкальных направлений своя «зона ответственности». Дронов курирует «кабарэшную» часть. Люба играет атмосферные куски, а хор многофункционален.

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Сайт журнала «Театрал» ищет рулевого

    В Театрал Медиа Групп (ТМГ) появилась завидная вакансия шеф-редактора сайта www.teatral-online.ru, а по сути – главного рулевого наших сетевых ресурсов. Требования к претендентам предельно просты – практический опыт в управлении подобными ресурсами, креативность, умение генерировать идеи и воплощать их в жизнь, способность работать в команде, и, что немаловажно, – любовь к театру. ...
  • Евгений Цыганов и Юлия Снигирь сыграют Пинтера

    Юрий Погребничко выпускает в Театре около дома Станиславского спектакль «Пинтер для всех/ Легкая боль» – «комедию угрозы», где всё смешно до тех пор, пока ужас ситуации не выйдет наружу. Сюжет спектакля строится вокруг диалога мужа (Евгений Цыганов) и жены (Юлия Снегирь). ...
  • Выходит в свет январский «Театрал»

    На страницах январского номера (см. подписка) вы прочтете: зачем Александра Захарова пошла на риск со спектаклем "Капкан" Марка Захарова; что дал театрам и театралам Год театра: интервью с зам. ...
  • В «Сатириконе» пропишется «Дорогая Елена Сергеевна»

    В театре «Сатирикон» начались репетиции психологической драмы по пьесе Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна». Постановщик – выпускник мастерской Камы Гинкаса в Высшей школе сценических искусств Владимир Жуков. ...
Читайте также