Александр Огарев: «Никогда не считал «Макбет» мрачной пьесой»

 
Накануне премьеры «Макбета» в «Школе драматического искусства» режиссер спектакля Александр Огарев ответил на несколько вопросов «Театрала».

– Александр, «Макбет» пьеса, к которой многие относятся с суеверными опасениями. Иногда даже говорят «эта пьеса», не произнося ее название вслух. Не было страха браться за это мистическое произведение? Почему выбрали именно его?
– Никогда не считал «Макбет» пьесой мрачной. Скорее сказкой с ведьмами и духами со счастливым финалом: юноша Малькольм со своей молодой командой свергает тирана. Поэтому, когда приступали к пьесе, никаких мистических чувств к ней не испытывали. Скорее, любопытство: какие открытия нам сулит этот, наполненный красивыми метафорами и образами, текст? В процессе работы ракурс взгляда на вещь поменялся.









Иллюстрировать сюжет и вглядываться во внутренний мир монстра показалось неинтересным. Основным мотивом для рассмотрения стал, нащупанный нами внутри текста «Трактат о политике и политиках». Центральным местом трактата становится диалог Малькольма и Макдафа. В этом диалоге Малькольм, предвидя своё королевское будущее, описывает бездны собственной души, из-за чего потенциально правление Малькольма грозит бОльшими злодеяниями, чем кровавая власть Макбета. Правда, в диалоге наследный принц отказывается от своих слов. Но мы решили не доверять его последующим словам, а взять за истину первичное утверждение. Основная мысль «Трактата»: каждый следующий правитель хуже предыдущего.

Второй линией рассмотрения является история двух молодых влюблённых честолюбий, определивших свой путь к идеалам Свободы вне этических рамок. Это история Макбета и леди Макбет. Нам интересен её философский аспект. Поэтому ведьмы и Геката у нас не представители некого мистического мира, а скорее древнегреческий Хор, насмешливо или горько комментирующий ход действия. Мы осмелились помочь себе, использовав в композиции тексты Ницше, Уильяма Блейка и Уильяма Вордсворта.

Обращение к Шекспиру всегда сулит мощную увеличительную оптику при взгляде на мир, его проблемы, тайны и красоту. Поэтому я и обратился к Шекспиру и конкретно к «Макбету», как к одной из самых объёмных пьес гения, заглядывающей на все этажи мироздания, а также в его подвалы, небеса и лакуны подсознания.
 
– В последнее время сразу во многих театрах вышло несколько постановок «Макбета». Почему эта пьеса сегодня стала актуальной?
Вечное всегда актуально.
­
– Вы и исполнитель главной роли Илья Козин – ученики Анатолия Васильева, можно сказать, что у вас одна «школа». Как происходило взаимодействие режиссера и актера, как искали образ для именно этого Макбета?
 Все курсы Васильева мало похожи друг на друга. Мастер проходил свой особый путь развития, менял тактику и стратегию обучения, и каждая новая группа студентов приобретала у Анатолия Александровича несколько иные понятия о методе, чем предыдущая. Мне показалось, что Илья может быть интересен в роли Макбета прежде всего не как ученик Васильева, а как человек, имеющий личностный корень чем-то синонимичный образу Макбета. Стиль общения Ильи зачастую намеренно конфликтный, поэтому работа стала для нас обоих интересным и непростым опытом.
 




– В вашей постановке много разножанровой музыки, которая, как я понимаю, будет исполняться вживую. Какова  роль музыки в спектакле?
Я люблю, когда музыка в спектакле собрана по принципу коллекции на тему. В «Макбете» есть интересный плейлист, есть и живая музыка. Композитор и пианист Александр Дронов играет свою музыку на клавишах. Хормейстер Светлана Анистратова сочинила по моей просьбе музыкальный фрагмент «Макбет и духи», исполняемый хором театра Школа драматического искусства. Приглашённая музыкант Любовь Соколова играет на хэндпане. У всех музыкальных направлений своя «зона ответственности». Дронов курирует «кабарэшную» часть. Люба играет атмосферные куски, а хор многофункционален.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «Это станет сенсацией в театральном мире»

    19 февраля в зале правления Центробанка России состоялось первое заседание Оргкомитета по празднованию 100-летия Театра Вахтангова (Оргкомитет образован распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2020 года как исполнение Указа Президента от 2 августа 2019 года), – говорит Кирилл Крок. ...
  • Третьяковка приглашает в русскую сказку

    В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась интерактивная выставка-путешествие «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». На экспозиции представлено более 70 произведений – живопись, графика, скульптура, инсталляция и видеоарт. ...
  • Министр культуры встретилась с директорами театров

    17 февраля состоялось первое в этом году заседание в Директорской ложе театров Москвы. Впервые ее гостем стала новый министр культуры РФ Ольга Любимова.  Мероприятие по традиции началось в неформальной обстановке. За полчаса до открытия официальной части начали собираться постоянные участники заседаний и почётные гости – генеральный консул Италии Франческо Форте и чрезвычайный полномочный посол Индонезии в России Вахида Суприяди. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
Читайте также


Читайте также

  • Сергей Безруков: «Пьеса Чапека «Мать» особенно актуальна сейчас»

    На малой сцене Московского Губернского театра 4 и 5 марта состоится премьера спектакля «Сердце матери» по пьесе Карела Чапека «Мать».   Драма «Мать» стала итогом творчества писателя. Карел Чапек написал свою пьесу в 1938 году, когда Чехия, как и вся Европа, была в отчаянном положении: она боролась и с внутренними, и с внешними проблемами, набирал силу третий рейх. ...
  • Театр Вахтангова расскажет о Людмиле Гурченко

    Премьерные показы спектакля «Люся. Признание в любви» состоятся 6 и 7 марта на Новой сцене Театра им. Вахтангова, информирует в среду пресс-служба Вахтанговского театра. Спектакль режиссера Александра Нестерова будет посвящен Людмиле Гурченко. ...
  • Марк Розовский посвятит спектакль памяти Олега Табакова

    Художественный руководитель театра «У Никитских ворот» Марк Розовский вновь обратился к знаменитой пьесе «Амадей» британского драматурга Питера Шеффера.   Впервые спектакль по этой пьесе Розовский поставил в 1983 году на сцене Художественного театра по приглашению Олега Ефремова. ...
  • В Театре Виктюка поставят Гумилева

    Одну из главных пьес Серебряного века ставит художественный руководитель театра Роман Виктюк. Главные роли исполнит звёздный состав театра: Дмитрий Бозин, Людмила Погорелова, Анна Подсвирова, Дмитрий Жойдик. Работая над новой постановкой, Виктюк вновь обращается к эпохе, которая представляет для режиссера наибольший интерес и отвечает эстетике его авторского поиска, к Серебряному веку. ...
Читайте также