Александр Огарев: «Никогда не считал «Макбет» мрачной пьесой»

 
Накануне премьеры «Макбета» в «Школе драматического искусства» режиссер спектакля Александр Огарев ответил на несколько вопросов «Театрала».

– Александр, «Макбет» пьеса, к которой многие относятся с суеверными опасениями. Иногда даже говорят «эта пьеса», не произнося ее название вслух. Не было страха браться за это мистическое произведение? Почему выбрали именно его?
– Никогда не считал «Макбет» пьесой мрачной. Скорее сказкой с ведьмами и духами со счастливым финалом: юноша Малькольм со своей молодой командой свергает тирана. Поэтому, когда приступали к пьесе, никаких мистических чувств к ней не испытывали. Скорее, любопытство: какие открытия нам сулит этот, наполненный красивыми метафорами и образами, текст? В процессе работы ракурс взгляда на вещь поменялся.









Иллюстрировать сюжет и вглядываться во внутренний мир монстра показалось неинтересным. Основным мотивом для рассмотрения стал, нащупанный нами внутри текста «Трактат о политике и политиках». Центральным местом трактата становится диалог Малькольма и Макдафа. В этом диалоге Малькольм, предвидя своё королевское будущее, описывает бездны собственной души, из-за чего потенциально правление Малькольма грозит бОльшими злодеяниями, чем кровавая власть Макбета. Правда, в диалоге наследный принц отказывается от своих слов. Но мы решили не доверять его последующим словам, а взять за истину первичное утверждение. Основная мысль «Трактата»: каждый следующий правитель хуже предыдущего.

Второй линией рассмотрения является история двух молодых влюблённых честолюбий, определивших свой путь к идеалам Свободы вне этических рамок. Это история Макбета и леди Макбет. Нам интересен её философский аспект. Поэтому ведьмы и Геката у нас не представители некого мистического мира, а скорее древнегреческий Хор, насмешливо или горько комментирующий ход действия. Мы осмелились помочь себе, использовав в композиции тексты Ницше, Уильяма Блейка и Уильяма Вордсворта.

Обращение к Шекспиру всегда сулит мощную увеличительную оптику при взгляде на мир, его проблемы, тайны и красоту. Поэтому я и обратился к Шекспиру и конкретно к «Макбету», как к одной из самых объёмных пьес гения, заглядывающей на все этажи мироздания, а также в его подвалы, небеса и лакуны подсознания.
 
– В последнее время сразу во многих театрах вышло несколько постановок «Макбета». Почему эта пьеса сегодня стала актуальной?
Вечное всегда актуально.
­
– Вы и исполнитель главной роли Илья Козин – ученики Анатолия Васильева, можно сказать, что у вас одна «школа». Как происходило взаимодействие режиссера и актера, как искали образ для именно этого Макбета?
 Все курсы Васильева мало похожи друг на друга. Мастер проходил свой особый путь развития, менял тактику и стратегию обучения, и каждая новая группа студентов приобретала у Анатолия Александровича несколько иные понятия о методе, чем предыдущая. Мне показалось, что Илья может быть интересен в роли Макбета прежде всего не как ученик Васильева, а как человек, имеющий личностный корень чем-то синонимичный образу Макбета. Стиль общения Ильи зачастую намеренно конфликтный, поэтому работа стала для нас обоих интересным и непростым опытом.
 




– В вашей постановке много разножанровой музыки, которая, как я понимаю, будет исполняться вживую. Какова  роль музыки в спектакле?
Я люблю, когда музыка в спектакле собрана по принципу коллекции на тему. В «Макбете» есть интересный плейлист, есть и живая музыка. Композитор и пианист Александр Дронов играет свою музыку на клавишах. Хормейстер Светлана Анистратова сочинила по моей просьбе музыкальный фрагмент «Макбет и духи», исполняемый хором театра Школа драматического искусства. Приглашённая музыкант Любовь Соколова играет на хэндпане. У всех музыкальных направлений своя «зона ответственности». Дронов курирует «кабарэшную» часть. Люба играет атмосферные куски, а хор многофункционален.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ничего лучше уже не придумать»

    В праздничные дни, по традиции, повторяем материалы, вышедшие в «Театрале» в минувшем году. Сегодня в нашей подборке – закулисье театра «Мастерская Петра Фоменко».  «Когда мы ставили «Бесприданницу» (это была первая премьера в здании Новой сцены), Петр Наумович шутил: Паратов будет приплывать на своей «Ласточке» прямо по Москве-реке и выходить на сцену через окно», – рассказывает «Театралу» главный администратор «Мастерской Петра Фоменко» Вера ЗАВГОРОДНЯЯ. ...
  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • Виктор Рыжаков: «Будем вместе думать, каким будет наше завтра»

    В четверг, 9 января, глава московского Департамента культуры Александр Кибовский представил коллективу «Современника» нового художественного руководителя – Виктора Рыжакова. Встреча проходила в  закрытом формате. ...
  • «Она писала просто, ясно и безукоризненно точно»

    Наталья Крымова была камертоном не только театральной жизни. Многие годы ее статьи и телепередачи были одной из редких возможностей услышать живое слово, звучащее «поверх барьеров». Вместе с «Театралом» ее сегодня вспоминают коллеги. ...
Читайте также


Читайте также

  • В МХТ представят забытый спектакль

    В Московском Художественном театре продолжается цикл вечеров «Память места» (театр реконструирует наиболее знаковые постановки, листает страницы истории). Очередной главой этой театрализованной историографии станет спектакль «Сверчок на печи» по Диккенсу, которым в 1912 году с успехом заявила о себе 1-я Студия МХТ. ...
  • В Театре Олега Табакова – премьера сказки

    Театр Олега Табакова 25, 26 января и 2, 16 февраля впервые представит детский спектакль.    В музыкальном спектакле «Голубой щенок» режиссера Никиты Владимирова, который  будет идти  на Сцене на Сухаревской,  прозвучат любимые по одноименному мультфильму песни Юрия Энтина и Геннадия Гладкова, а петь, танцевать и играть будут ведущие артисты Театра Олега Табакова. ...
  • Евгений Арье представит спектакль «Папа»

    Режиссер Евгений Арье готовится представить в «Современнике» премьеру «Папа» по пьесе Флориана Зеллера. Показы пройдут 24 и 25 января. Главные роли сыграют Сергей Гармаш и Виктория Толстоганова.   «Папа» – одна из самых известных пьес французского писателя Флориана Зеллера, получившего признание уже в возрасте 22 лет. ...
  • Михаил Ефремов: «Сажают людей, а надо бы деревья»

    Премьера спектакля Марины Брусникиной «Посадить дерево» по пьесе современного драматурга Алексея Житковского состоялась на сцене театра «Практика» в понедельник, 13 января. Это совместный проект театра и продюсера Леонида Робермана, впоследствии постановка будет идти на целом ряде московских площадок. ...
Читайте также