«Жизнь всегда больше, чем театр»

Молодежный театр на Фонтанке отметил необычный юбилей

 
«Когда Товстоногову исполнилось 7 лет, он с няней приехал из Тбилиси в Москву на каникулы. И пришел на спектакль Станиславского «Синяя птица». Смотрел настолько внимательно, что по окончании режиссер спросил у него: «Нормально, Георгий?» «Отлично, Константин!» ответил Товстоногов».
 
Эту байку рассказал на 25-летнем юбилее своей Мастерской профессор РГИСИ, художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке Семен Спивак.

Байка, конечно, «фальшивая» – придумана от начала и до конца, но Семен Спивак вместе со своими товарищами опубликовал ее еще в советские годы в стенгазете ЛГИТМиКа (нынешний РГИСИ).

Сочинили они и такую историю (на сей раз про зав. кафедрой сценического мастерства Ивана Коха, который до революции закончил пажеский корпус, отличался исключительной выправкой и ходил с палочкой):

«Однажды Иван Эдмундович Кох забыл палочку в первой петербургской конке. Но прошли годы, и следопыты из 273-й школы разыскали пропажу и принесли ее на юбилей: «Вот вам палочка Коха», – сказали они».

Семен Спивак для Санкт-Петербурга – не только режиссер одного из ведущих театров. Он воспитал целую плеяду артистов (за четверть века – 4 курса), многие из которых составляют сейчас костяк труппы Молодежного театра на Фонтанке – вне зависимости от степени популярности, званий и возраста.

В труппу принимали, как в большую семью, но главное, что в этой семье всегда была легкая атмосфера, проникнутая творчеством мастера (и, конечно, его неповторимой иронией, о которую, как известно, разбиваются любые интриги и дрязги).

На юбилейном вечере Семен Спивак рассказал, что свой первый курс он набирал в переломный для страны момент, когда распался СССР, а новая российская жизнь едва только прорастала сквозь неразбериху, толщу реформ, инфляцию, безработицу и коренной «передел ценностей».

– На улице было тоскливо и жутковато, но в театре обо всем забывалось, – отметил Семен Яковлевич. – Это стало спасением, нашей крепостью: здесь отступал весь негатив, и мы жили, стараясь понять и услышать язык театра, вчитаться в классику, обнаружить тот свет, который во все времена спасал человека.

В искусстве не бывает «рецептов успеха» (у каждого коллектива, конечно же, свой уникальный опыт, свои раны и приоритеты), однако опыт «лихих девяностых» не прошел для спиваковцев бесследно.

Это было время, когда публика мало посещала театры и, как шутили на капустнике, самой расхожей фразой у вечно голодных студентов мастерской была: «Дай кусить». Но все же курс сплотился и выстоял, а накопленный опыт (опыт «театра вопреки») стал для «Фонтанки» главенствующим.
Возможно, поэтому спектакли, выпущенные в те годы (как, скажем, хит «Крики из Одессы» по Бабелю) до сих пор собирают полные залы.

– На протяжении всех этих лет Семен Яковлевич всегда говорит фразу, которую, я думаю, редко произносит другой режиссер, – поделилась с «Театралом» актриса Регина Щукина, выпускница мастерской 1994 года. – Он говорит, что жизнь всегда больше, чем театр. И, собственно, дыхание жизни в его театре было и есть главенствующим. Если, например, кто-то из наших актрис ждал ребенка, то на ее роль не искалось замены – спектакль временно выбывал из репертуара. Семен Яковлевич избегает вводов, не любит дублей и замен. Это театр настоящего художника, который знает, что любой ввод может нарушить привычный порядок вещей.

Из нашего первого выпуска многие разлетелись по городам и странам, но лично мне всегда хотелось работать именно здесь, на Фонтанке. Я осталась, мне повезло, у меня успешно сложилась карьера. И дело не в количестве ролей, а в том, что сюда приходит совершенно особенный зритель – очень чуткий и, по-моему, интеллигентный. Он формирует твой космос. Вот почему здесь комфортно. Это любовь, а от любви, как известно, спасения нет.

О любви к Молодежному театру на юбилейном вечере, состоявшемся 1 октября, говорили, конечно же, многие. Пели, шутили, вспоминали студенческие остроты, а под занавес Семен Спива сказал:
– Друзья, я потрясен до глубины души. Сколько у нас талантливых, чистых, юморных, ироничных, любящих жизнь ребят… получилось.

Кстати, любовь к жизни – пожалуй, именно то, что действительно отличает спиваковцев. Об этом говорили и сами артисты, и сотрудники театра, и зрители.

– Нам повезло, что мы пришли в театр именно как студенты Семена Спивака, – поделилась с «Театралом» Анна Геллер. – И с самых первых шагов ты понимал, какую философию твой режиссер, твой мастер несет в мир. К тому же, он всегда был практик, а это для педагогики – редкость, поскольку порой педагоги находятся в отрыве от театра. Он делал с нами первые шаги в этом деле и часто, по собственному признанию, не знал, куда он идет. Исповедовал метод проб и ошибок, но это ничуть не умоляло достоинств мастера: у нас было большое доверие друг к другу. А главное – мы приходили в Молодежный театр и могли воочию видеть реализацию его идей.

И  помогло, конечно, что очень многих ребят Семен Яковлевич смог взять в труппу. Мы учились вместе и пришли туда друзьями, плечом к плечу. Это важно, поскольку одна из основополагающих идей у Спивака – ансамблевое существование, что не отменяет индивидуальности ни в коей мере.

Юбилейному вечеру предшествовал фестиваль Мастерской Семена Спивака, в рамках которого на протяжении недели демонстрировались спектакли его учеников. Завершались показы дипломным спектаклем нынешнего года «Игра в Шекспира» (режиссеры Семен Спивак и Мария Мирош), поставленным как детектив по мотивам «Гамлета». Главную роль в спектакле сыграл Станислав Горелов.

– Когда выпускник играет Гамлета, то дальше, наверное, ему живется непросто, поскольку планка задана слишком высоко и ближайшие роли вам неизбежно придется соизмерять с этой? – задаю вопрос вчерашнему студенту.

– Планка высокая, да. Гамлет – вершина мирового репертуара. Но лично я считаю, что вершина еще не покорена. И в этом весь класс. Это роль – на вырост, роль-аванс, ведь всякий раз у меня создается ощущение, что я не дотягиваю до персонажа, поскольку выдумать – одно, а сыграть – другое. И  этой свободой, творческим поиском всегда славилась мастерская Семена Яковлевича. Когда я поступил к нему на курс, помню одобрение старших товарищей: мол, ты в надежных руках. Теперь главное искать, пробовать, экспериментировать, мол, в поиске родится зерно. И мы пробуем!

– Соглашусь со Стасом, – дополняет его сокурсница Василина Кириллова, ставшая лауреатом Молодежной премии Санкт-Петербурга за роль в дипломном спектакле «Обыкновенные чудики». –  Семен Яковлевич нам всегда говорит о том, что театр открывает человека человеку, занимается человеком, несет свет. И потому все, что происходит в его мастерской и на сцене театра, я расцениваю как бесконечный поиск света. Вот почему для меня «Фонтанка» – это театр-дом, театр – большая семья.

  • Нравится


Самое читаемое

  • В новогодние праздники музеи Москвы работают бесплатно

    Несколько десятков музеев москвичи и гости столицы смогут бесплатно посетить в период со 2 по 8 января. Выбор широк – от усадеб и мемориальных квартир до исторических, краеведческих и литературных музеев. Новогодним игрушкам посвящена выставка в Центре Гиляровского. ...
  • Зрители выбрали лучший спектакль сезона

    В номинации зрительской премии «Звезда Театрала» были представлены спектакли «Как важно быть серьезным» Виктора Шамирова (Театр им. Моссовета), «Макбет» Антона Яковлева (Театр на Малой Бронной), «Сережа» Дмитрия Крымова (МХТ им. ...
  • «Я бы хотела, чтоб это был захаровский спектакль»

    В «Ленкоме» – 2 и 3 декабря состоится премьера спектакля «Капкан», вольной сценической фантазии по мотивам сочинений Владимира Сорокина, сценарных разработок Марка Захарова и документальных источников. Накануне премьеры Александра Захарова, которая завершает начатую ее отцом постановку, рассказала о том, как шла работа над этим спектаклем. ...
  • Владимир Машков готовит «Ночь в отеле»

    Первая постановка Владимира Машкова в статусе художественного руководителя Театра Олега Табакова увидит свет 25 декабря (сцена на Чистых прудах). Режиссер выбрал пьесу современного британского драматурга Терри Джонсона Insignificance («Незначительность»), однако спектаклю дали другое название – «Ночь в отеле». ...
Читайте также


Читайте также

  • «Жизнь всегда больше, чем театр»

    «Когда Товстоногову исполнилось 7 лет, он с няней приехал из Тбилиси в Москву на каникулы. И пришел на спектакль Станиславского «Синяя птица». Смотрел настолько внимательно, что по окончании режиссер спросил у него: «Нормально, Георгий?» – «Отлично, Константин!» – ответил Товстоногов». ...
  • Театр на век

    Большинство театральных коллективов, возникших в революционном дыму и пламени, распалось, исчезло, не оставив по себе памяти. Единицы – продолжили жить, развиваться, крепнуть, превратившись в важнейшие опорные балки отечественного театрального дома. ...
  • Питерские театры продают билеты по рекордной низким ценам

    В Санкт-Петербурге стартует ставшая уже традиционной городская акция «Культурный четверг». С 6 по 8 сентября билеты на многие спектакли, квесты и экскурсии можно будет приобрести со скидкой 30-50%. Городская акция, инициатором которой является один из билетных операторов, быстро обрела популярность. ...
  • Европейскую театральную премию вручат в Петербурге

    Европейскую театральную премию, крупнейшую театральную награду Европы, вручат в Санкт-Петербурге. Церемония состоится 17 ноября в рамках Петербургского культурного форума. Об этом на пресс-конференции во вторник сообщил художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин, который возглавит на форуме секцию "Театр". ...
Читайте также