«Я все прекрасно не вижу»

Зрители «Практики» стали агентами службы безопасности

 
Игра начинается уже при входе. Зрителей встречают люди в штатском: «Добро пожаловать в отдел». В обмен на отпечатки пальцев каждый получает наушники и проходит краткий инструктаж.

Пьеса Владимира Сорокина называется «Занос». На сленге это означает «взятка». Сюжет – про олигарха, которого поймали на этом нечестном деле и решили «накрыть». Теперь в его доме ведется прослушка. Зрителям предлагают присоединиться к спецоперации. 

«В идеале каждый должен почувствовать себя агентом службы безопасности: каково это – вторгаться в чужую жизнь и при этом не испытывать неловкости?», – поясняет свой замысел режиссер Юрий Квятковский

Герои «Заноса» – типичные представители столичной богемы, люди, успешно встроившиеся в систему, полагающие деньги гарантом своей неприкосновенности. Ничто не нарушает благополучия в этом беззаботном мире, где утро начинается с праздных разговоров, завтрак плавно переходит в обед, а шампанское не нужно разливать самостоятельно – на это есть прислуга (тост – конечно, «за Россию»). Внезапно в уют загородного коттеджа врывается грубая сила.

 «Актуальность пьесы Сорокина не нуждается в доказательствах. Откройте новостную ленту любого информагентства, и вы прочтете множество реальных историй об арестах чиновников и бизнесменов. Для моего героя такое развитие событий заканчивается трагично, – рассказывает исполнитель главной роли Андрей Фомин (в других составах эту роль играют Максим Виторган и Николай Фоменко). – Все, что происходит в «Практике», интересно с точки зрения формы. И этот спектакль, где чеховский реализм соединяется с клоунадой и авангардной оперой, не исключение. Зрители слушают его в наушниках, смотрят на экранах, имея возможность переключать каналы и следить за тем, что происходит в разных уголках рублевской дачи. Это своего рода реалити-шоу – ведь люди как бы подсматривают эту историю через камеру видеонаблюдения».

Впрочем, одна из комнат, столовая в мансарде, где происходит основная часть действия, – перед нами на сцене (сценограф Полина Бахтина), так что театр в его привычном смысле никуда не исчезает.

 Антиутопичная, но такая реальная картина ареста, разграбления дома и следующего за этим судилища полна метафор. Тот, кто «сдаст» хозяина дома, получит орден – но лишится языка. Система не пощадит никого, ведь сделка с дьяволом не проходит без последствий.

 «Сорокин глубоко анализирует природу насилия, его интересует вопрос, как оно возникает и развивается в человеке и государстве. С его точки зрения, опричнина – для нашей территории явление не случайное, а глубоко укоренившееся. Нагляднее всего его продемонстрировал XX век, хотя возникло оно гораздо раньше», – говорит Квятковский.

Вместе с внезапным появлением ОМОНа пьеса из реалистического поля уходит в фантастику, где наряду с силовиками и депутатами, действуют полуангелы и супертаджики, а лицом судебной системы становится Тарификатор (или, как у Квятковского, Жрица, ведь арест – это что-то вроде красивого ритуала пожирания людей. Быть может, поэтому на сцене готовят и едят мясо). Казнит и милует в действительности именно она, причем опирается не на доказательства, а на «инструкцию».

Такого коллективного антигероя, группу вторгшихся в чью-то жизнь и собственность чужаков, Сорокин наделяет новым языком, который, на первый взгляд, кажется абракадаброй, но на самом деле – просто шифр, который несложно разгадать.

Силовик: Погодите, вы видите, кто это?
Тарификатор: Я все прекрасно не вижу!

Не видит. И доказательств к материалам дела не приобщает… Единственным персонажем, который на фоне окружающего абсурда по-прежнему продолжает говорить «нормально» («Где ордер? Где мой адвокат?»), становится арестованный олигарх. Впрочем, его уже никто не слышит.

«Литературному приему, к которому прибегает Сорокин, мы постарались найти эквивалентный театральный язык. Отчасти задачу решили при помощи современной оперы», – добавляет Юрий Квятковский. Музыку написал композитор Алексей Наджаров, а для исполнения «Практика» пригласила солистов филиала Большого театра – Камерной сцены Бориса Покровского.

Со спектакля некоторые зрители уходят… с картошкой. На клубнях – изображения заказчиков и исполнителей: «Такая метафора – намек на то, что опричнина глубоко вросла в нашу землю – как картошка, без которой русский человек своей страны уже не представляет».

В спектакле заняты Мила Кертеш, Петр Скворцов/Денис Ясик, Анастасия Великородная, Алиса Кретова, Алексей Мартынов/ Гладстон Махиб, Анжелика Катышева/ Алина Насибуллина, Алексей Смирнов, Роман Шевчук, Сергей Фишер, Алексей Мочалов, Юлия Джулай, Аскар Нигамедзянов и др. Ближайшие показы, на которые еще можно купить билеты, пройдут в декабре.



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 


  • Нравится


Самое читаемое

  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • Путь грешного человека

    Юрий Бутусов в прошлом сезоне стал главным режиссером Театра им. Вахтангова, и первой его постановкой стал «Пер Гюнт» Генриха Ибсена. Заглавную роль сыграл Сергей Волков, перешедший на московскую сцену из Театра им. ...
  • Добро пожаловать к палачам

    Первым спектаклем Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре», сделанным после почти двухлетнего домашнего ареста режиссера, стал «Палачи» по пьесе Мартина МакДонаха. Логичный выбор материала предлагает зрителю поразмыслить на непопулярную, но важную тему. ...
  • В МХТ представят «Царя Федора Иоанновича»

    Трагедия Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович» временно возвращается на подмостки МХТ им. Чехова. Этим произведением 26 октября 1898 года открывался Московский Художественный Общедоступный театр, а сейчас, более века спустя, пьесу представят в рамках проекта «Память места», посвященного истории и традициям МХТ. ...
  • Через тернии в никуда

    Московский ТЮЗ в последние годы стал настоящим оплотом американской драматургии. «Трамвай Желание» Теннесси Уильямса, поставленный Генриеттой Яновской лет 15 назад, к сожалению, не сохранился в афише. Зато в камерном пространстве фойе идут два спектакля Камы Гинкса по Эдварду Олби: «Кто боится Вирджинии Вульф» и «Все кончено» – с мощными актерскими работами Игоря Гордина и Ольги Демидовой. ...
Читайте также