«Я все прекрасно не вижу»

Зрители «Практики» стали агентами службы безопасности

 
Игра начинается уже при входе. Зрителей встречают люди в штатском: «Добро пожаловать в отдел». В обмен на отпечатки пальцев каждый получает наушники и проходит краткий инструктаж.

Пьеса Владимира Сорокина называется «Занос». На сленге это означает «взятка». Сюжет – про олигарха, которого поймали на этом нечестном деле и решили «накрыть». Теперь в его доме ведется прослушка. Зрителям предлагают присоединиться к спецоперации. 

«В идеале каждый должен почувствовать себя агентом службы безопасности: каково это – вторгаться в чужую жизнь и при этом не испытывать неловкости?», – поясняет свой замысел режиссер Юрий Квятковский

Герои «Заноса» – типичные представители столичной богемы, люди, успешно встроившиеся в систему, полагающие деньги гарантом своей неприкосновенности. Ничто не нарушает благополучия в этом беззаботном мире, где утро начинается с праздных разговоров, завтрак плавно переходит в обед, а шампанское не нужно разливать самостоятельно – на это есть прислуга (тост – конечно, «за Россию»). Внезапно в уют загородного коттеджа врывается грубая сила.

 «Актуальность пьесы Сорокина не нуждается в доказательствах. Откройте новостную ленту любого информагентства, и вы прочтете множество реальных историй об арестах чиновников и бизнесменов. Для моего героя такое развитие событий заканчивается трагично, – рассказывает исполнитель главной роли Андрей Фомин (в других составах эту роль играют Максим Виторган и Николай Фоменко). – Все, что происходит в «Практике», интересно с точки зрения формы. И этот спектакль, где чеховский реализм соединяется с клоунадой и авангардной оперой, не исключение. Зрители слушают его в наушниках, смотрят на экранах, имея возможность переключать каналы и следить за тем, что происходит в разных уголках рублевской дачи. Это своего рода реалити-шоу – ведь люди как бы подсматривают эту историю через камеру видеонаблюдения».

Впрочем, одна из комнат, столовая в мансарде, где происходит основная часть действия, – перед нами на сцене (сценограф Полина Бахтина), так что театр в его привычном смысле никуда не исчезает.

 Антиутопичная, но такая реальная картина ареста, разграбления дома и следующего за этим судилища полна метафор. Тот, кто «сдаст» хозяина дома, получит орден – но лишится языка. Система не пощадит никого, ведь сделка с дьяволом не проходит без последствий.

 «Сорокин глубоко анализирует природу насилия, его интересует вопрос, как оно возникает и развивается в человеке и государстве. С его точки зрения, опричнина – для нашей территории явление не случайное, а глубоко укоренившееся. Нагляднее всего его продемонстрировал XX век, хотя возникло оно гораздо раньше», – говорит Квятковский.

Вместе с внезапным появлением ОМОНа пьеса из реалистического поля уходит в фантастику, где наряду с силовиками и депутатами, действуют полуангелы и супертаджики, а лицом судебной системы становится Тарификатор (или, как у Квятковского, Жрица, ведь арест – это что-то вроде красивого ритуала пожирания людей. Быть может, поэтому на сцене готовят и едят мясо). Казнит и милует в действительности именно она, причем опирается не на доказательства, а на «инструкцию».

Такого коллективного антигероя, группу вторгшихся в чью-то жизнь и собственность чужаков, Сорокин наделяет новым языком, который, на первый взгляд, кажется абракадаброй, но на самом деле – просто шифр, который несложно разгадать.

Силовик: Погодите, вы видите, кто это?
Тарификатор: Я все прекрасно не вижу!

Не видит. И доказательств к материалам дела не приобщает… Единственным персонажем, который на фоне окружающего абсурда по-прежнему продолжает говорить «нормально» («Где ордер? Где мой адвокат?»), становится арестованный олигарх. Впрочем, его уже никто не слышит.

«Литературному приему, к которому прибегает Сорокин, мы постарались найти эквивалентный театральный язык. Отчасти задачу решили при помощи современной оперы», – добавляет Юрий Квятковский. Музыку написал композитор Алексей Наджаров, а для исполнения «Практика» пригласила солистов филиала Большого театра – Камерной сцены Бориса Покровского.

Со спектакля некоторые зрители уходят… с картошкой. На клубнях – изображения заказчиков и исполнителей: «Такая метафора – намек на то, что опричнина глубоко вросла в нашу землю – как картошка, без которой русский человек своей страны уже не представляет».

В спектакле заняты Мила Кертеш, Петр Скворцов/Денис Ясик, Анастасия Великородная, Алиса Кретова, Алексей Мартынов/ Гладстон Махиб, Анжелика Катышева/ Алина Насибуллина, Алексей Смирнов, Роман Шевчук, Сергей Фишер, Алексей Мочалов, Юлия Джулай, Аскар Нигамедзянов и др. Ближайшие показы, на которые еще можно купить билеты, пройдут в декабре.



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 


  • Нравится


Самое читаемое

  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • «Ничего лучше уже не придумать»

    В праздничные дни, по традиции, повторяем материалы, вышедшие в «Театрале» в минувшем году. Сегодня в нашей подборке – закулисье театра «Мастерская Петра Фоменко».  «Когда мы ставили «Бесприданницу» (это была первая премьера в здании Новой сцены), Петр Наумович шутил: Паратов будет приплывать на своей «Ласточке» прямо по Москве-реке и выходить на сцену через окно», – рассказывает «Театралу» главный администратор «Мастерской Петра Фоменко» Вера ЗАВГОРОДНЯЯ. ...
  • Виктор Рыжаков: «Будем вместе думать, каким будет наше завтра»

    В четверг, 9 января, глава московского Департамента культуры Александр Кибовский представил коллективу «Современника» нового художественного руководителя – Виктора Рыжакова. Встреча проходила в  закрытом формате. ...
  • «Она писала просто, ясно и безукоризненно точно»

    Наталья Крымова была камертоном не только театральной жизни. Многие годы ее статьи и телепередачи были одной из редких возможностей услышать живое слово, звучащее «поверх барьеров». Вместе с «Театралом» ее сегодня вспоминают коллеги. ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр им. Пушкина даст «Ложные признания»

    Режиссер Евгений Писарев приступил к репетициям спектакля по пьесе Мариво «Ложные признания» – одного из драматургических шлягеров XVIII века. Центральные роли сыграют Вера Алентова, Виктория Исакова, Борис Дьяченко, Андрей Заводюк и др. ...
  • БДТ готовится к столетию «печального комика»

    Вечер памяти народного артиста СССР Николая Трофимова состоится 30 января в зрительском буфете Основной сцены. Главными участниками вечера станут многолетние партнеры артиста – Олег Басилашвили и Георгий Штиль, которые играли с ним в целом ряде спектаклей. ...
  • В МХТ представят забытый спектакль

    В Московском Художественном театре продолжается цикл вечеров «Память места» (театр реконструирует наиболее знаковые постановки, листает страницы истории). Очередной главой этой театрализованной историографии станет спектакль «Сверчок на печи» по Диккенсу, которым в 1912 году с успехом заявила о себе 1-я Студия МХТ. ...
  • В Театре Олега Табакова – премьера сказки

    Театр Олега Табакова 25, 26 января и 2, 16 февраля впервые представит детский спектакль.    В музыкальном спектакле «Голубой щенок» режиссера Никиты Владимирова, который  будет идти  на Сцене на Сухаревской,  прозвучат любимые по одноименному мультфильму песни Юрия Энтина и Геннадия Гладкова, а петь, танцевать и играть будут ведущие артисты Театра Олега Табакова. ...
Читайте также