«Олег Басилашвили - актёр колоссального диапазона»

Ведущий артист БДТ отмечает юбилей

 
Олег Басилашвили родился и вырос в Москве, окончил Школу-студию МХАТа и по распределению попал в Волгоградский драматический театр. Не сыграв там ни одной роли, уехал в город на Неве в театр Ленинского комсомола. Его всё время тянуло домой в Москву, но проработав три года, он получил приглашение от Товстоногова и остался в северной столице. В этом году Олег Валерианович отмечает два юбилея -  свое 85-летие и 60-летие служения в БДТ.  «Театрал» вместе с коллегами - актерами и режиссерами - поздравляет юбиляра.
 
Владимир Бортко, режиссёр:
- Я хочу сказать моему дорогому старшему товарищу, моему другу, с которым я знаком более двадцати лет, который сыграл у меня в трёх фильмах: «Бандитский Петербург», «Идиот» и «Мастер и Маргарита», что он великолепный артист. Он может сыграть всё. Он замечательный человек. Я таких людей редко встречал в своей жизни. Несмотря на разницу наших политических воззрений, к искусству мы относимся одинаково. Да, в политике каждый из нас отстаивал свою точку зрения, но это не мешало нам нормально работать и по-дружески общаться.
Мне ближе кино, в котором рассказана интересная история. Для этого нужен не просто артист, а гениальный артист. Он как раз таким и является. Мне особенно запомнилась работа над «Мастером и Маргаритой», где он превосходно сыграл Воланда.
Олег Валерианович, счастья вам и долгих-долгих лет жизни! Мне очень хотелось бы ещё с вами поработать.
   
Вера Воронкова, актриса театра Пушкина:
- У меня было три знаковые встречи с Олегом Валерьяновичем Басилашвили. Первый раз я смотрела в театре БДТ спектакль «Холстомер», где он играл. Тогда я даже предположить не могла, что когда-нибудь буду стоять рядом с ним на сцене. Второй раз я увидела его на юбилее Школы-студии МХАТа. Мы с ним одну школу заканчивали. Мне он показался таким респектабельным, недосягаемым. Ну, прямо барин! В третий раз в театре Антона Чехова мы уже встретились как партнёры на репетиции спектакля «Ужин с дураком» и я поняла, что все мои впечатления о нём были ошибочны. Он оказался очень интеллигентным, скромным, обаятельным человеком.
С этим спектаклем мы много гастролировали. С Олегом Валерьяновичем путешествовать одно наслаждение. Он много знает, интересно рассказывает, очень трепетно относится к театру. Помню, как он говорил о спектакле «Три сестры» во МХАТе. Его потрясло, какой необычный ход с оркестром придумал Немирович.   Более любознательного человека, чем Олег Валерьянович я не встречала. Когда мы были на гастролях в Израиле, он организовал нашей группе экскурсию, попросив провести её свою знакомую по Ленинграду. Мы объездили всю страну, побывали в Иерусалиме. После окончания спектакля у театра его всегда ждала толпа желающих получить автограф. Мы играли с ним ещё в одном спектакле. Он принёс в театр пьесу «Цена». Когда-то у Товстоногова он играл младшего брата и очень хотел сыграть старшего. В театре Антона Чехова его мечта осуществилась. Я вошла в спектакль после двух актрис, которые репетировали до меня. Олег Валерьянович меня поддерживал, всячески успокаивал, подбадривал, что у меня всё получится. Он был очень внимателен.  Помню, у нас были гастроли в Киеве. Мы приехали, а самолёт из Петербурга задерживался. Из-за плохих погодных условий он кружил два часа в воздухе, не имея возможности сесть. Трудно представить, что испытал Олег Валерьянович, находясь в этом самолёте, но он примчался в театр и сразу вышел на сцену. Он мог отменить спектакль, его бы все поняли, но он себе этого не позволил.  
 
Карен Шахназаров, режиссёр:
- Олег Валерьянович актёр колоссального диапазона от комических ролей, практически на грани фарса до драматических. Это специфика его огромного таланта. Он настолько многогранен, что у него нет амплуа. Он играл у меня в четырёх картинах: «Курьер», «Город Зеро», «Сны» и «Яды, или Всемирная история отравлений» совершенно разные роли. Он предан профессии, живёт ею по-настоящему. В каждую роль привносит что-то своё. Он - автор тех художественных образов, которые вы видите на экране: и в моих картинах, и в «Служебном романе», и «Осеннем марафоне» или в «Мастере и Маргарите». В последнем фильме я, можно сказать, убедил его играть. Мы встретились на каком-то вечере, и он поделился со мной известием, что ему предложили сыграть Воланда, а ему кажется, что он стар для этой роли. Я был поражён: «Олег, ты меня удивляешь своей чрезмерной интеллигентностью! Отличный режиссер Бортко предлагает роль, значит, он тебя в ней видит. Такое бывает раз в жизни. Для большинства актёров  - это вообще несбыточная мечта, а ты сомневаешься. Соглашайся!» Не знаю, развеяли его сомнения мои слова или он ещё с кем-то советовался, но в этом весь он. Другой бы артист не раздумывал. Предлагают – снимайся! Так нет же, Олег Валерьянович размышляет о возрасте. Это говорит о его огромной художественной ответственности перед зрителем. В этом и есть класс мастерства большого артиста. У нас с ним сложились дружеские отношения. Человек он  интеллигентный, очень порядочный во всех отношениях. Встреча с Олегом Валерьяновичем - это одно из самых ярких впечатлений в моей жизни.  


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • «Ничего лучше уже не придумать»

    В праздничные дни, по традиции, повторяем материалы, вышедшие в «Театрале» в минувшем году. Сегодня в нашей подборке – закулисье театра «Мастерская Петра Фоменко».  «Когда мы ставили «Бесприданницу» (это была первая премьера в здании Новой сцены), Петр Наумович шутил: Паратов будет приплывать на своей «Ласточке» прямо по Москве-реке и выходить на сцену через окно», – рассказывает «Театралу» главный администратор «Мастерской Петра Фоменко» Вера ЗАВГОРОДНЯЯ. ...
  • Виктор Рыжаков: «Будем вместе думать, каким будет наше завтра»

    В четверг, 9 января, глава московского Департамента культуры Александр Кибовский представил коллективу «Современника» нового художественного руководителя – Виктора Рыжакова. Встреча проходила в  закрытом формате. ...
  • «Она писала просто, ясно и безукоризненно точно»

    Наталья Крымова была камертоном не только театральной жизни. Многие годы ее статьи и телепередачи были одной из редких возможностей услышать живое слово, звучащее «поверх барьеров». Вместе с «Театралом» ее сегодня вспоминают коллеги. ...
Читайте также


Читайте также

  • Алла Сурикова: «Моя любовь к театру началась с этой пьесы»

    Кинорежиссер Алла Сурикова поделилась с «Театралом» своими впечатлениями о дипломном спектакле студентов курса Михаила Борисова в Институте им. Щукина – «Лиса и виноград», предрекая ему серьёзное сценическое будущее. ...
  • Старейшей мхатовской актрисе исполнилось 95

    К юбилею Маргариты Анастасьевой, которая 10 января отметила свое 95-летие, Музей МХАТа посвятил выставку «Марго. Королева. Первая из первых». Для Художественного театра Маргарита Викторовна – легенда. Она не только служит на прославленной сцене всю свою жизнь, сыграв десятки острохарактерных ролей, но и является выпускницей первого набора Школы-студии МХАТ. ...
  • «Она писала просто, ясно и безукоризненно точно»

    Наталья Крымова была камертоном не только театральной жизни. Многие годы ее статьи и телепередачи были одной из редких возможностей услышать живое слово, звучащее «поверх барьеров». Вместе с «Театралом» ее сегодня вспоминают коллеги. ...
  • Виктор Рыжаков: «Будем вместе думать, каким будет наше завтра»

    В четверг, 9 января, глава московского Департамента культуры Александр Кибовский представил коллективу «Современника» нового художественного руководителя – Виктора Рыжакова. Встреча проходила в  закрытом формате. ...
Читайте также