Игра на выживание

Иван Вырыпаев представил мюзикл о закулисном мире шоу-бизнеса

 
Stand up про мюзикл Ивана Вырыпаева в «Современнике» начинается как голливудское кино. Мужской голос читает закадровый текст с интонациями, какими обычно сопровождаются титры: «Кинокомпания “Милая, если ты хочешь сниматься в этом фильме, то тебе придется сделать массаж стоп нашему генеральному продюсеру” представляет. Совместно с кинокомпанией ”Причем ты сделаешь это по собственному желанию” и киностудией “Потому что твое небольшое унижение это расплата за твой огромный успех”…»
 
Иван Вырыпаев не раз говорил в своих интервью о том, что без юмора он не представляет себе разговор о серьезных вещах. Если смотреть спектакль «Современника» сквозь эту призму, то в «Нэнси» природа юмора имеет особое свойство. Здесь читается не только жесткий сарказм в отношении тех проблем, о которых решил высказаться драматург (и прежде всего – о харассменте в мире шоу-бизнеса), но и пародия на закулисную сторону иллюзорного мира «большого искусства», сотканного из обмана, психологического насилия, интриг, наивности и пресловутых грёз.

Спектакль начинается пародийными титрами (на заднике сцены установлен большой киноэкран, на котором на протяжении всего действия будет транслироваться видеографика), чем сразу задается ироничная интонация, «правила игры». Мы как бы глядим на изнанку киномира, а его реальные персонажи находятся здесь перед нами – у рампы, где в красноватом свете баров и дискотек звучат их диалоги. И у каждого персонажа, конечно, – своя правда.

На долю главной героини (той самой Нэнси, именем которой Иван Вырыпаев назвал свой stand up про мюзикл) выпала нелегкая участь, знакомая, впрочем, многим молодым людям, живущим в мегаполисе (будь то Москва, Токио или, как у Вырыпаева, Нью-Йорк).

С 7 утра она трудится в фаст-фуде, протирая столики за бесконечными клиентами, в надежде, что однажды на ее долю выпадет джекпот и какой-нибудь крупный продюсер обратит внимание на ее кинопробы. Благо, что у Нэнси есть на то особый расчет – она обаятельна и загадочна. И уж точно выделяется на фоне своих приятельниц. Ее не сравнить ни с грубоватой 30-летней феминисткой Бетти, колоритно сыгранной Дарьей Белоусовой, ни с извечной тусовщицей Кэтти (Татьяна Лялина), научившейся в своем несовершеннолетнем возрасте не только отдыхать «по-взрослому», но и столь же мастерски интриговать.

Полина Пахомова наделила свою Нэнси твердым характером, но не лишенным, конечно, наивности. Целеустремленная, внутренне зрелая, готовая во имя достижения цели к самоотверженному труду, она получает приглашение встретиться с продюсером в пятизвездочном отеле Манхэттена, не сразу догадываясь, чем эта встреча может для нее обернуться и на какую жертву ей предложат пойти ради карьеры.

В спектакле ни разу не прозвучит имя Харви Вайнштейна – голливудского продюсера, обвиняемого в многочисленных сексуальных домогательствах, но то, что «Нэнси» – своего рода реплика на его скандально известную историю, – угадывается во многих штрихах. Илья Лыков, давно уже ставший одним из ведущих актеров молодежного состава «Современника», играет продюсера (опять же – явно в пародийно-сатирическом ключе) как олицетворение всего мерзкого, страшного, грязного, чем знаменит шоу-бизнес. При встрече с Нэнси он моментально обрушивает на нее свой уничижительный, полный сарказма монолог о том, что она бездарная тряпка, каких тысячи, но он готов вознести ее на вершину славы, если она будет вести себя «правильно».

Правда, Иван Вырыпаев и Никита Владимиров (продюсер и сорежиссер спектакля) не ставили перед собой задачу описать, рассмотреть психологическую подоплеку преступлений Вайнштейна. Их не интересует и харассмент как «психологическое явление», и нашумевшая история о всемогущем злодее здесь является скорее отправной точкой, поводом для разговора на другие, не менее актуальные темы. Главной фигурой постановки является все же Нэнси – ее хрупкий, полный грёз и надежд мирок, ее открытая душа, которой неизбежно придется «огрубеть», оказавшись в реальном мире шоу-бизнеса.

Как всегда у Вырыпаева, постановка наполнена многожанровой игрой – переплетением разных сценических форм и приемов. За внешне детективной интригой (зрителям, разумеется, интересно знать, чем кончится визит Нэнси к продюсеру и выйдет ли она победительницей из этой психологической схватки), есть здесь и сатирический прием игры в кино (по аналогии с литературным жанром «рассказ в рассказе»), и, конечно же, сторителлинг, в котором Ведущий (Игорь Царегородцев) расставит акценты, даст характеристики участникам сюжета.

В каком-то смысле спектакль – наследник брехтовской традиции в театре, где многое строилось на зонгах и не столько на психологическом погружении в роль, сколько на отношении артиста к своему персонажу. Принципы stand up про мюзикла усиливают эту традицию и вкупе с музыкой Андрея Самсонова делают «Нэнси» совершенно особым произведением, содержание и форма которого напоминает многофигурный конструктор. Многое здесь зависит от интонации, от взаимоотношения артиста со своим персонажем, не говоря уже о правильно взятой ноте.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Балерина Светлана Исакова погибла в ДТП

    10 августа трагически оборвалась жизнь ведущей солистки балета Харьковского театра оперы и балета Светланы Исаковой. Артистка скончалась от полученных в автокатастрофе травм. В момент аварии Светлана ехала вместе с мужем в маршрутном такси из Борисполя в Харьков. ...
  • Forbes назвал десятку самых состоятельных театров России

    Эксперты экономического журнала Forbes опубликовали 6 августа результаты анализа, согласно которому они выявили десятку российских театров федерального подчинения, которые в 2018 году получили больше всего денег из бюджета. ...
  • Дмитрий Родионов: «Полуправда хуже лжи»

    На минувшей неделе СМИ сообщили о конфликте в Музее им. Бахрушина, откуда единовременно уволилось 40 человек. «Театрал» попросил прокомментировать ситуацию директора музея Дмитрия Родионова. – Дмитрий Викторович, что случилось в музее? В связи с чем сотрудники высказывают недовольство, почему увольняются? – Я-то хотел «Театралу» рассказать о нашем юбилее, ведь музею в этом году исполняется 125 лет, и мы готовим целую программу. ...
  • Михаил Ефремов обратился к министру МВД

    Актер Михаил Ефремов записал видеообращение министру МВД Колокольцеву в стихах (автор текста Андрей Орлов (Орлуша). Напомним, 31 июля в Москве арестовали актера театра «Современник» за пародию на пьяного полицейского. ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр им. Ленсовета открывает сезон «Пиковой дамой»

    Сюрреалистический триллер «Пиковая дама. Игра» станет первой премьерой сезона в Театре им. Ленсовета. Режиссер-постановщик Евгения Сафонова предлагает собственное прочтение повести Пушкина. Как сообщается пресс-служба Театра им. ...
  • Театр «У Никитских ворот» ставит «Мудреца»

    Первой премьерой сезона театра «У Никитских ворот» станет комедия «Мудрец» (по пьесе Островского «На всякого мудреца довольно простоты»). Над постановкой работает народный артист Латвийский ССР Аркадий Кац, премьера состоится 4 сентября. ...
  • Максим Диденко поставит спектакль по роману Сорокина

    Максим Диденко представит 6 и 7 ноября премьеру спектакля «Норма» по одноименному роману Владимира Сорокина. Постановка станет совместной работой Театра на Малой Бронной и Мастерской Брусникина. Об этом сообщает пресс-служба проекта. ...
  • РАМТ откроет сезон «Зобеидой»

    Свой 99-й сезон Российский молодежный театр откроет в новом театральном пространстве – недавно появившемся здесь Театральном дворе – постановкой Олега Долина «Зобеида» по сказке Карло Гоцци.   Премьера состоится 27 августа в 21. ...
Читайте также