Игра на выживание

Иван Вырыпаев представил мюзикл о закулисном мире шоу-бизнеса

 
Stand up про мюзикл Ивана Вырыпаева в «Современнике» начинается как голливудское кино. Мужской голос читает закадровый текст с интонациями, какими обычно сопровождаются титры: «Кинокомпания “Милая, если ты хочешь сниматься в этом фильме, то тебе придется сделать массаж стоп нашему генеральному продюсеру” представляет. Совместно с кинокомпанией ”Причем ты сделаешь это по собственному желанию” и киностудией “Потому что твое небольшое унижение это расплата за твой огромный успех”…»
 
Иван Вырыпаев не раз говорил в своих интервью о том, что без юмора он не представляет себе разговор о серьезных вещах. Если смотреть спектакль «Современника» сквозь эту призму, то в «Нэнси» природа юмора имеет особое свойство. Здесь читается не только жесткий сарказм в отношении тех проблем, о которых решил высказаться драматург (и прежде всего – о харассменте в мире шоу-бизнеса), но и пародия на закулисную сторону иллюзорного мира «большого искусства», сотканного из обмана, психологического насилия, интриг, наивности и пресловутых грёз.

Спектакль начинается пародийными титрами (на заднике сцены установлен большой киноэкран, на котором на протяжении всего действия будет транслироваться видеографика), чем сразу задается ироничная интонация, «правила игры». Мы как бы глядим на изнанку киномира, а его реальные персонажи находятся здесь перед нами – у рампы, где в красноватом свете баров и дискотек звучат их диалоги. И у каждого персонажа, конечно, – своя правда.

На долю главной героини (той самой Нэнси, именем которой Иван Вырыпаев назвал свой stand up про мюзикл) выпала нелегкая участь, знакомая, впрочем, многим молодым людям, живущим в мегаполисе (будь то Москва, Токио или, как у Вырыпаева, Нью-Йорк).

С 7 утра она трудится в фаст-фуде, протирая столики за бесконечными клиентами, в надежде, что однажды на ее долю выпадет джекпот и какой-нибудь крупный продюсер обратит внимание на ее кинопробы. Благо, что у Нэнси есть на то особый расчет – она обаятельна и загадочна. И уж точно выделяется на фоне своих приятельниц. Ее не сравнить ни с грубоватой 30-летней феминисткой Бетти, колоритно сыгранной Дарьей Белоусовой, ни с извечной тусовщицей Кэтти (Татьяна Лялина), научившейся в своем несовершеннолетнем возрасте не только отдыхать «по-взрослому», но и столь же мастерски интриговать.

Полина Пахомова наделила свою Нэнси твердым характером, но не лишенным, конечно, наивности. Целеустремленная, внутренне зрелая, готовая во имя достижения цели к самоотверженному труду, она получает приглашение встретиться с продюсером в пятизвездочном отеле Манхэттена, не сразу догадываясь, чем эта встреча может для нее обернуться и на какую жертву ей предложат пойти ради карьеры.

В спектакле ни разу не прозвучит имя Харви Вайнштейна – голливудского продюсера, обвиняемого в многочисленных сексуальных домогательствах, но то, что «Нэнси» – своего рода реплика на его скандально известную историю, – угадывается во многих штрихах. Илья Лыков, давно уже ставший одним из ведущих актеров молодежного состава «Современника», играет продюсера (опять же – явно в пародийно-сатирическом ключе) как олицетворение всего мерзкого, страшного, грязного, чем знаменит шоу-бизнес. При встрече с Нэнси он моментально обрушивает на нее свой уничижительный, полный сарказма монолог о том, что она бездарная тряпка, каких тысячи, но он готов вознести ее на вершину славы, если она будет вести себя «правильно».

Правда, Иван Вырыпаев и Никита Владимиров (продюсер и сорежиссер спектакля) не ставили перед собой задачу описать, рассмотреть психологическую подоплеку преступлений Вайнштейна. Их не интересует и харассмент как «психологическое явление», и нашумевшая история о всемогущем злодее здесь является скорее отправной точкой, поводом для разговора на другие, не менее актуальные темы. Главной фигурой постановки является все же Нэнси – ее хрупкий, полный грёз и надежд мирок, ее открытая душа, которой неизбежно придется «огрубеть», оказавшись в реальном мире шоу-бизнеса.

Как всегда у Вырыпаева, постановка наполнена многожанровой игрой – переплетением разных сценических форм и приемов. За внешне детективной интригой (зрителям, разумеется, интересно знать, чем кончится визит Нэнси к продюсеру и выйдет ли она победительницей из этой психологической схватки), есть здесь и сатирический прием игры в кино (по аналогии с литературным жанром «рассказ в рассказе»), и, конечно же, сторителлинг, в котором Ведущий (Игорь Царегородцев) расставит акценты, даст характеристики участникам сюжета.

В каком-то смысле спектакль – наследник брехтовской традиции в театре, где многое строилось на зонгах и не столько на психологическом погружении в роль, сколько на отношении артиста к своему персонажу. Принципы stand up про мюзикла усиливают эту традицию и вкупе с музыкой Андрея Самсонова делают «Нэнси» совершенно особым произведением, содержание и форма которого напоминает многофигурный конструктор. Многое здесь зависит от интонации, от взаимоотношения артиста со своим персонажем, не говоря уже о правильно взятой ноте.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ничего лучше уже не придумать»

    В праздничные дни, по традиции, повторяем материалы, вышедшие в «Театрале» в минувшем году. Сегодня в нашей подборке – закулисье театра «Мастерская Петра Фоменко».  «Когда мы ставили «Бесприданницу» (это была первая премьера в здании Новой сцены), Петр Наумович шутил: Паратов будет приплывать на своей «Ласточке» прямо по Москве-реке и выходить на сцену через окно», – рассказывает «Театралу» главный администратор «Мастерской Петра Фоменко» Вера ЗАВГОРОДНЯЯ. ...
  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • Виктор Рыжаков: «Будем вместе думать, каким будет наше завтра»

    В четверг, 9 января, глава московского Департамента культуры Александр Кибовский представил коллективу «Современника» нового художественного руководителя – Виктора Рыжакова. Встреча проходила в  закрытом формате. ...
  • «Она писала просто, ясно и безукоризненно точно»

    Наталья Крымова была камертоном не только театральной жизни. Многие годы ее статьи и телепередачи были одной из редких возможностей услышать живое слово, звучащее «поверх барьеров». Вместе с «Театралом» ее сегодня вспоминают коллеги. ...
Читайте также


Читайте также

  • В МХТ представят забытый спектакль

    В Московском Художественном театре продолжается цикл вечеров «Память места» (театр реконструирует наиболее знаковые постановки, листает страницы истории). Очередной главой этой театрализованной историографии станет спектакль «Сверчок на печи» по Диккенсу, которым в 1912 году с успехом заявила о себе 1-я Студия МХТ. ...
  • В Театре Олега Табакова – премьера сказки

    Театр Олега Табакова 25, 26 января и 2, 16 февраля впервые представит детский спектакль.    В музыкальном спектакле «Голубой щенок» режиссера Никиты Владимирова, который  будет идти  на Сцене на Сухаревской,  прозвучат любимые по одноименному мультфильму песни Юрия Энтина и Геннадия Гладкова, а петь, танцевать и играть будут ведущие артисты Театра Олега Табакова. ...
  • Евгений Арье представит спектакль «Папа»

    Режиссер Евгений Арье готовится представить в «Современнике» премьеру «Папа» по пьесе Флориана Зеллера. Показы пройдут 24 и 25 января. Главные роли сыграют Сергей Гармаш и Виктория Толстоганова.   «Папа» – одна из самых известных пьес французского писателя Флориана Зеллера, получившего признание уже в возрасте 22 лет. ...
  • Михаил Ефремов: «Сажают людей, а надо бы деревья»

    Премьера спектакля Марины Брусникиной «Посадить дерево» по пьесе современного драматурга Алексея Житковского состоялась на сцене театра «Практика» в понедельник, 13 января. Это совместный проект театра и продюсера Леонида Робермана, впоследствии постановка будет идти на целом ряде московских площадок. ...
Читайте также