Практический опыт

Как московский театр стал точкой притяжения молодежи

 
На первый взгляд закулисье этого театра напоминает подводную лодку или бункер. Узкий серый коридор упирается во внушительную металлическую дверь. Аварийный отсек? Бомбоубежище? Нет, всего лишь костюмерная. Вполне театрально. Хотя ни пышных кринолинов, ни высоких париков: подчас артисты играют в собственных джинсах.

«Практика» – маленький театр в полуподвальном этаже жилого дома неподалеку от станции метро «Маяковская». Сюда не обязательно приходить в вечернем платье. Здесь не увидишь помпезных люстр и кресел с атласной обивкой. Важно другое: именно здесь с тобой, 20-летним, будут говорить на одном языке – о том, что болит.

– «Практика» задумывалась как театр современного текста и существует в таком формате до сих пор, – рассказывает «Театралу» художественный руководитель театра режиссер и педагог Марина Брусникина. – У нас идут пьесы Дмитрия Данилова, Михаила Дурненкова, Валерия Печейкина, Юлии Поспеловой, Ярославы Пулинович, но мы в непрерывном поиске авторов. Даже когда планы на сезон уже определены, получаем множество предложений: молодое поколение драматургов и режиссеров постоянно находится в точке кипения. Каковы критерии отбора? Ну, прежде всего, мы обращаем внимание на идею. В материале должны подниматься новые вопросы или он должен анализировать проблему под нестандартным углом. Конечно, интересны новые формы. Но вообще-то, в театре результат не взвесишь на весах и не померишь линейкой. В конечном счете, важен только талант. 

Одна из особенностей «Практики» – отсутствие постоянной труппы: это одна из немногих в Москве свободных площадок, где могут работать любые творческие коллективы. Сегодня в числе «резидентов» – Мастерские Дмитрия Брусникина, Олега Кудряшова и Виктора Рыжакова (театр «Июльансамбль»), а недавно к ним присоединился семейный «Театр вкуса» Юрия Макеева.

– Я думаю, самое важное – говорить с молодыми честно, не делать вид, что мы, старшие, знаем всё, – продолжает Марина Брусникина.  – Нужно постоянно ошибаться, пробовать, искать, не замыкаться на достижениях прошлого. Творческий эксперимент прекрасен потому, что приводит к неожиданным результатам, раздвигает границы возможного.

Кстати, именно таким экспериментом оказалась премьера прошлого сезона «Человек из Подольска Сережа очень тупой» – абсурдистская история о современных городских жителях, не видящих мира вокруг себя, боящихся впустить в свою жизнь живое. Несложно себя узнать, правда? Спектакль играют на двух сценах одновременно, а еще – в театральном дворе. Творчество, как известно, границ не терпит.

Минуты под землей

Чтобы попасть в театр, спускаемся под землю. Кирпичные стены зрительского фойе выкрашены белой краской – дизайнерский ход расширяет пространство и добавляет света. Интерьер подчеркнуто простой и аскетичный.

Первым делом заглядываем на Большую сцену. Здесь всего 87 мест, но зрителей всегда приходит гораздо больше. Разместить стараются всех – к счастью, без привычных театральных условностей. Самая юная публика может устроиться на ступеньках или на полу перед первым рядом. Для удобства всем выдадут мягкие подушки-думки.

В первых рядах нередко маячат детские макушки. Спектакли для маленьких –  важное направление «Практики». Среди них тонкие и трогательные работы Алисы Гребенщиковой – «Слон Хортон», «Ёжик и медвежонок».

Сегодня вечером в Большом зале спектакль Владимира Агеева «Девушка и революционер». Декорация минималистична: на сцене только стопки книг.

– Площадка, как видите, довольно небольшая, поэтому сценографу со своим талантом здесь бывает тяжело развернуться, – поясняет худрук. – И, тем не менее, у нас работают замечательные и очень востребованные художники – Ксения Перетрухина, Савва Савельев, Галя Солодовникова... Для многих требование вписаться в компактное пространство – своего рода вызов. Так что минимализм – наше всё.

Тем временем в закулисье монтировщики уже готовят следующий спектакль. Это «Летели качели» режиссера Марфы Горвиц, история, посвященная проблеме взросления. Места для хранения декораций немного – используется буквально каждый сантиметр. Поэтому примостившееся в коридоре фортепиано, которое используется в спектакле Семёна Александровского «Война еще не началась», никого не удивляет.

Следующая точка нашего маршрута – Малая сцена. Сейчас здесь идет репетиция новой постановки под названием «Южный комфорт». Это работа молодого петербургского режиссера Андрея Гончарова. Литературный материал – книга американского психолога и психотерапевта Ирвина Ялома «Мамочка и смысл жизни». Такой выбор – тоже в духе «Практики». На мой вопрос, о чем спектакль, артисты разводят руками: репетируют третий день. Но кое-что все-таки известно.

– В книге изложен психотерапевтический опыт доктора Ялома – жизненные коллизии его пациентов, – говорит Андрей Гончаров. – Историй множество, сейчас мы пытаемся выбрать из них одну. Или несколько. Для какой аудитории спектакль? Ну, вообще-то, мы открыты для всех. Кроме скучных людей – им будет неинтересно.  

Макет спектакля пока не показывают – оставляют «на сладкое»: «Пусть будет тайна, в этом ведь и заключается магия театра».

Двигаемся дальше. Гримерок всего две, но даже к густонаселенным спектаклям, таким, как «Гипнос», артисты умудряются подготовиться без проблем. Актерское фойе – комфортное и неброское. На полу мягкие кресла-мешки. Неформальная обстановка – только сближает.

Белое фойе играет роль переговорной. Однако и здесь все максимально демократично: никаких ковров и дубовых столешниц. «Практика» – это про человеческую близость. Неудивительно, что подчас зал совещаний превращается в репетиционный.

– Честно говоря, очень люблю маленькие пространства: на малом расстоянии со зрителем можно общаться доверительно – глаза в глаза, – делится Марина Брусникина. – Но, конечно, наше главное желание – иметь просторную площадку, где можно было бы показывать спектакли большой формы. Вот сейчас мы готовимся к Фестивалю документального театра имени Дмитрия Брусникина и уже понимаем, что не все спектакли, которые мы хотели бы пригласить, возможно показать на нашей сцене. Так что мы в поиске.

 Дмитрий Владимирович очень увлекался документальным театром, ученики его мастерской немало работали в этом направлении. Например, когда ребята были на втором курсе, он предложил им сесть в поезд и отправиться через всю Россию по Транссибирской магистрали. Ехали около двух недель – от Москвы до Владивостока и обратно. В поезде общались с пассажирами – привезли огромное количество зарисовок. Из этого родился сумасшедший спектакль «Транссиб», который стал настоящим хитом: билеты на него раскупаются моментально.

На этот раз документальным театром брусникинцы будут заниматься в Таллинне под руководством Юрия Квятковского. Новую работу представят на фестивале в ноябре.

Пространство поиска

Но фестивалем, конечно, дело не ограничивается. Недавно в «Практике» начали развивать музыкальное направление – концерты современной академической музыки.

– Такая форма, при которой все происходит не в роскошных залах, а в простых камерных пространствах, оказалась удивительно востребованной, – рассказывает Марина Станиславовна. – Мы уже провели один такой концерт под названием «Еще не поздно узнать о современной музыке» и создали свой ансамбль «Практика». Не ожидали, что получим столько заявок! Оказывается, многие молодые музыканты с академическим образованием хотят развиваться в перформативном направлении.

– На самом деле интенсивность работы этой маленькой площадки, где в штате числится всего 52 человека, сопоставима с крупным оперным театром, в котором работает 700-800 сотрудников, – отмечает в разговоре с «Театралом» директор Борис Мездрич. Сравнение не условное: за плечами Бориса Михайловича руководство Новосибирским театром оперы и балета и Омской драмой. –  У «Практики» множество партнеров, к тому же, помимо репертуарных спектаклей, есть целый ряд дополнительных проектов. Есть театры-резиденты, а есть спектакли-резиденты, со всеми нужно заключать договоры. У нас молодые и очень мобильные актеры, мы постоянно гастролируем. Летаем то в Берлин, то в Южно-Сахалинск. В общем, в плане управления здесь тоже один сплошной эксперимент. К такому формату нужно было адаптироваться. Ну, и еще, я никогда не работал в полуподвале…

Впрочем, если про атмосферу, то слово «подвал» – последнее, что придет на ум в разговоре о «Практике»: сложно найти место более светлое и дружелюбное. При театре работает кафе. А это значит, кофе с круассаном под бодрую музыку. На стенах – афиши спектаклей. По сумме факторов – еще одно излюбленное место встречи творческой молодежи.

– Молодежь – та прекрасная категория, которая не согласна воспринимать мир по навязанным шаблонам, – говорит в заключение Марина Брусникина. –  Они экстремальны в своем восприятии, самостоятельно ищут ответы на самые болезненные вопросы. У них еще много сил. На самом деле именно молодежь своим неверием и поиском развивает мир, двигает его вперед. Замечательные люди, в общем… Хорошо бы их слышать, любить и понимать.
 
Топ спектаклей театра «Практика», которые нужно увидеть

«Black&Simpson». Казимир Лиске
«Война еще не началась». Семён Александровский
«Транссиб». Дмитрий Брусникин, Сергей Щедрин
«Чапаев и пустота». Максим Диденко
«Человек из Подольска Серёжа очень тупой». Марина Брусникина, Савва Савельев
«Честихи: любить». Виктор Рыжаков
«Это тоже я. Вербатим». Дмитрий Брусникин, Юрий Квятковский



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Практический опыт

    На первый взгляд закулисье этого театра напоминает подводную лодку или бункер. Узкий серый коридор упирается во внушительную металлическую дверь. Аварийный отсек? Бомбоубежище? Нет, всего лишь костюмерная. Вполне театрально. ...
  • Пространство без границ

    Переступив порог Театра Олега Табакова, зрители тянутся за телефонами. Не сделать здесь фото невозможно: от пола до потолка стены покрыты зеркалами самых разных размеров и форм. Идея нового пространства Сцены на Сухаревской принадлежит художественному руководителю Владимиру Машкову. ...
  • «Нельзя держаться только за бренд»

    Недавно в столице Великобритании в международном культурном центре «Барбикан» прошли гастроли Московского драматического театра им. Пушкина, которые проводила киевский импресарио Оксана НЕМЧУК. «Театрал» записал интервью о закулисной стороне столь масштабного международного проекта. ...
  • «Табаков не любил разводить бюрократию»

    Актер Авангард Леонтьев провел для «Театрала» экскурсию по памятным местам МХТ им. Чехова: мы побывали в мемориальном кабинете Немировича-Данченко, в воссозданных гримерках Станиславского и Ефремова, заглянули в гримерку Табакова, увидели уникальные произведения Шехтеля и редкие фотографии старейших актеров. ...
Читайте также