Ноктюрн, ковер, медведь и дети

Под занавес сезона в РАМТе вышел спектакль о дружбе

 
«Манюня» – это книга, ставшая визитной карточкой писательницы Наринэ Абгарян. Историю дружбы двух школьниц в маленьком армянском городке советских времен инсценировала и поставила на сцене РАМТа Рузанна Мовсесян, премьера состоялась в дни фестиваля «Черешневый лес».

Можно сразу сказать, что афиша театра пополнилась настоящим хитом – при том, что РАМТ и так может похвастать целым веером интересных работ для разных возрастов. В спектакле сохранено главное свойство книги, обеспечившее ей любовь читателей – ощущение сияющего, солнечного мира, который обнимает тебя и прощает шалости. В этом смысле у книги и спектакля несомненный общий дух сказочности, это одновременно и детский авантюрный роман, и ностальгия взрослого человека по невозвратно утраченному чувству безопасности и любви, детскому раю в горах.

С этого старта из дня сегодняшнего, из московской жизни в армянское прошлое и начинается спектакль – Анна Дворжецкая в роли взрослой Наринэ обращается к зрителям в зал, стоя перед закрытым занавесом, стараясь что-то заранее объяснить. Но какие тут объяснения, когда жизнь за занавесом кипит и выплескивается на авансцену: вот овечка выбегает (игрушечная, правда, но в зале уже оживление), следом за ней парень – тоже не скрывающий, что мы в театре, что сейчас будет представление, и просит помрежа открыть занавес и «сделать красиво».

Занавес раздвигается – а там и впрямь красота: сарьяновская яркость красок гигантского натюрморта, который вторым занавесом закрывает половину сцены – когда и он поднимется, на заднике обнаружится огромный ковер традиционного рисунка – конечно, для красоты ковер должен висеть, а не лежать. Художница Мария Утробина построила помост в три яруса, соединенных лесенками – и несколькими штрихами создала образ маленького городка с домами, теснящимися по уступам друг над другом, с луной, огромным бубном выплывающей в небо, с верандами, где ковры перекинуты через перила. Она же сочинила замечательные костюмы героям – стилизованные по моде советских семидесятых, они характеризуют персонажей, особенно старших – корпулентную важную Ба или изящную Маму Надю, смешного распустеху Дяду Мишу или интеллигентного Папу Юру. Детские наряды не выглядят травестийными, молодым актрисам легко и удобно перевоплотиться в школьниц младших классов. Если здесь появляются коровы – то это рисованное, как мультиках, стадо рогатых красавиц в зеленых яблоках, абрикосах и гранатах, а когда речь заходит о предках – согбенные и узорчатые рисованные же фигуры с посохами, как волхвы со старинных миниатюр, проходят под колосниками, в сценических небесах, благословляя одно за другим пополнение в семействе Абгарян.

Рузанна Мовсесян добавила в постановку легендарные сюжеты армянского колорита – от музыки Арно Бабаджаняна до анекдотического армянского радио. Двое молодых жизнелюбивых радиоведущих – пиджаки топорщатся на необъятных толщинках – становятся клоунами, ведущими и комментирующими действие. Алексей Бобров и Виталий Тимашков с очевидным вальяжным удовольствием изображают национальный акцент, валяют дурака, перекидываются в картишки, разливают из-под стола и вовсю транслируют не новости, а тот спасительный дух иронии в отношении к любым новостям и невзгодам, который пересказывала в анекдотах когда-то вся страна и который в массовом сознании и стал духом и интонацией Армении.

В сценах каникул в горах возникает пара старых крестьян, которые приносят свежие сливки и творог детям, отказываясь брать деньги – так они навсегда свяжут у выросших девочек память о детстве с традициями родных гор, щедростью и заботой своей земли.

Каким образом тут же оказался белый медведь, активно и безмолвно участвующий во всех похождениях, не нужно стараться понять – это  сказка, в которой обязательны добрые помощники; одних видят все, а других – только дети.

Царит в спектакле, несомненно, Нина Дворжецкая – в роли Ба она равно величава в халате и парадном платье, бестрепетной рукой крепко держит в узде не только шалопая-сына и сорванца-внучку, но и всех, в ее дом привлеченных – запахом ли умопомрачительных угощений или атмосферой  заботы, твердого порядка, справедливости и просвечивающего сквозь все юмора. Она то и дело заставляет зал хохотать – точностью интонаций и рисунка роли создает узнаваемый тип южной темпераментной и всевластной правительницы маленькой вселенной, ведающей и карами, и утешениями в детском горе.

Дуэт Анны Дворжецкой – стеснительной и впечатлительной долговязой Наринэ и боевой, решительной,  носящейся растрепанной шаровой молнией Манюни в исполнении Анны Ковалевой –– в настоящем смысле слова клоунский, это пара неразлучных белого и рыжего, Пьеро и Арлекина. Как и сестры Наринэ – драчунья Каринэ у Марианны Ильиной и тихоня Гаянэ у Полины Лашкевич – они сыграны обаятельно, легко, с иронической дистанцией взрослых, вспоминающих себя детьми, без малейшей "тюзятины". Воспоминание о детских шалостях и радостях становится поводом для игры, а игра мгновенно придает миру, людям, природе и событиям их настоящий масштаб и смысл, видимый яснее всего в детстве.

Спектакль о приключениях и проказах двух подружек стал путешествием в мифологическую страну веселых, щедрых, дружных, немного заполошных и при этом никуда не спешащих людей, страну детства, каким оно должно бы быть у каждого, а было у немногих.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Балерина Светлана Исакова погибла в ДТП

    10 августа трагически оборвалась жизнь ведущей солистки балета Харьковского театра оперы и балета Светланы Исаковой. Артистка скончалась от полученных в автокатастрофе травм. В момент аварии Светлана ехала вместе с мужем в маршрутном такси из Борисполя в Харьков. ...
  • Forbes назвал десятку самых состоятельных театров России

    Эксперты экономического журнала Forbes опубликовали 6 августа результаты анализа, согласно которому они выявили десятку российских театров федерального подчинения, которые в 2018 году получили больше всего денег из бюджета. ...
  • Михаил Ефремов обратился к министру МВД

    Актер Михаил Ефремов записал видеообращение министру МВД Колокольцеву в стихах (автор текста Андрей Орлов (Орлуша). Напомним, 31 июля в Москве арестовали актера театра «Современник» за пародию на пьяного полицейского. ...
  • Соломон Тенсер: «Наш Гала-концерт состоится в столице мирового балета»

    30 июня на сцене концертного зала «Октябрьский» в Санкт-Петербурге состоится вечер в честь 25-летия знаменитого международного проекта Stars of the 21st Century. На протяжении многих лет Гала-концерты «Звезды XXI века» с участием лучших артистов балета со всего мира проходили в таких престижных залах, как «Линкольн-центр» (Нью-Йорк), Кремлевский дворец (Москва), Театр на Елисейских полях (Париж), Центр искусств (Торонто), Дворец Фестивалей (Канны), и всегда это становилось событием любого балетного сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Северной столице немцы представят «Утопию»

    В рамках Театральной олимпиады 7, 8 и 14 сентября в Санкт-Петербурге состоится премьера нового променад-спектакля «Утополис Петербург» от всемирно известной немецкой театральной компании Rimini Protokoll. Ранее проект был представлен только жителям Манчестера под названием Utopolis Manchester. ...
  • Выходит в свет сентябрьский «Театрал»

    На страницах первого осеннего номера (см. подписка) вы прочтете: - какая роль стала для Елизаветы Боярской настоящим испытанием; - что думает Иван Вырыпаев о закулисном мире шоу-бизнеса; - почему в Год театра директора уходят со своих постов; - какие впечатления остались у Марка Розовского после работы в Авиньоне; - какой сюрприз готовит зрителям Дмитрий Крымов; - чем опасен театр: внучка Чарли Чаплина в спецпроекта «Театрала»; - когда в Москву привезут лучшие спектакли русскоязычных театров Европы и США; - почему классика всегда современна: колонка Дмитрия Трубочкина; - как на государственном уровне будет отмечаться столетие Театра им. ...
  • Нестрашный Вий

    В петербургском театре «Приют комедианта» 33-й сезон открылся премьерным спектаклем режиссера Василия Сенина «Вий».   Притча Гоголя «Вий» всегда ассоциировалась с ужасом, наваждением, жутью. Этакая страшилка, которая, однако, почему-то нужна людям и, прежде всего, детям, чтобы вновь и вновь переживать страх. ...
  • «Дети у власти» откроют сезон в Александринке

    В день открытия сезона, 3 сентября, на Новой сцене Александринского театра состоится премьера спектакля «Дети у власти» по пьесе французского поэта, драматурга Роже Витрака (1899 – 1952). Над постановкой работает Николай Рощин в соавторстве с Андреем Калининым и, по их замыслу,  это произведение – «искреннее признание театру в любви и верности». ...
Читайте также