Ноктюрн, ковер, медведь и дети

Под занавес сезона в РАМТе вышел спектакль о дружбе

 
«Манюня» – это книга, ставшая визитной карточкой писательницы Наринэ Абгарян. Историю дружбы двух школьниц в маленьком армянском городке советских времен инсценировала и поставила на сцене РАМТа Рузанна Мовсесян, премьера состоялась в дни фестиваля «Черешневый лес».

Можно сразу сказать, что афиша театра пополнилась настоящим хитом – при том, что РАМТ и так может похвастать целым веером интересных работ для разных возрастов. В спектакле сохранено главное свойство книги, обеспечившее ей любовь читателей – ощущение сияющего, солнечного мира, который обнимает тебя и прощает шалости. В этом смысле у книги и спектакля несомненный общий дух сказочности, это одновременно и детский авантюрный роман, и ностальгия взрослого человека по невозвратно утраченному чувству безопасности и любви, детскому раю в горах.

С этого старта из дня сегодняшнего, из московской жизни в армянское прошлое и начинается спектакль – Анна Дворжецкая в роли взрослой Наринэ обращается к зрителям в зал, стоя перед закрытым занавесом, стараясь что-то заранее объяснить. Но какие тут объяснения, когда жизнь за занавесом кипит и выплескивается на авансцену: вот овечка выбегает (игрушечная, правда, но в зале уже оживление), следом за ней парень – тоже не скрывающий, что мы в театре, что сейчас будет представление, и просит помрежа открыть занавес и «сделать красиво».

Занавес раздвигается – а там и впрямь красота: сарьяновская яркость красок гигантского натюрморта, который вторым занавесом закрывает половину сцены – когда и он поднимется, на заднике обнаружится огромный ковер традиционного рисунка – конечно, для красоты ковер должен висеть, а не лежать. Художница Мария Утробина построила помост в три яруса, соединенных лесенками – и несколькими штрихами создала образ маленького городка с домами, теснящимися по уступам друг над другом, с луной, огромным бубном выплывающей в небо, с верандами, где ковры перекинуты через перила. Она же сочинила замечательные костюмы героям – стилизованные по моде советских семидесятых, они характеризуют персонажей, особенно старших – корпулентную важную Ба или изящную Маму Надю, смешного распустеху Дяду Мишу или интеллигентного Папу Юру. Детские наряды не выглядят травестийными, молодым актрисам легко и удобно перевоплотиться в школьниц младших классов. Если здесь появляются коровы – то это рисованное, как мультиках, стадо рогатых красавиц в зеленых яблоках, абрикосах и гранатах, а когда речь заходит о предках – согбенные и узорчатые рисованные же фигуры с посохами, как волхвы со старинных миниатюр, проходят под колосниками, в сценических небесах, благословляя одно за другим пополнение в семействе Абгарян.

Рузанна Мовсесян добавила в постановку легендарные сюжеты армянского колорита – от музыки Арно Бабаджаняна до анекдотического армянского радио. Двое молодых жизнелюбивых радиоведущих – пиджаки топорщатся на необъятных толщинках – становятся клоунами, ведущими и комментирующими действие. Алексей Бобров и Виталий Тимашков с очевидным вальяжным удовольствием изображают национальный акцент, валяют дурака, перекидываются в картишки, разливают из-под стола и вовсю транслируют не новости, а тот спасительный дух иронии в отношении к любым новостям и невзгодам, который пересказывала в анекдотах когда-то вся страна и который в массовом сознании и стал духом и интонацией Армении.

В сценах каникул в горах возникает пара старых крестьян, которые приносят свежие сливки и творог детям, отказываясь брать деньги – так они навсегда свяжут у выросших девочек память о детстве с традициями родных гор, щедростью и заботой своей земли.

Каким образом тут же оказался белый медведь, активно и безмолвно участвующий во всех похождениях, не нужно стараться понять – это  сказка, в которой обязательны добрые помощники; одних видят все, а других – только дети.

Царит в спектакле, несомненно, Нина Дворжецкая – в роли Ба она равно величава в халате и парадном платье, бестрепетной рукой крепко держит в узде не только шалопая-сына и сорванца-внучку, но и всех, в ее дом привлеченных – запахом ли умопомрачительных угощений или атмосферой  заботы, твердого порядка, справедливости и просвечивающего сквозь все юмора. Она то и дело заставляет зал хохотать – точностью интонаций и рисунка роли создает узнаваемый тип южной темпераментной и всевластной правительницы маленькой вселенной, ведающей и карами, и утешениями в детском горе.

Дуэт Анны Дворжецкой – стеснительной и впечатлительной долговязой Наринэ и боевой, решительной,  носящейся растрепанной шаровой молнией Манюни в исполнении Анны Ковалевой –– в настоящем смысле слова клоунский, это пара неразлучных белого и рыжего, Пьеро и Арлекина. Как и сестры Наринэ – драчунья Каринэ у Марианны Ильиной и тихоня Гаянэ у Полины Лашкевич – они сыграны обаятельно, легко, с иронической дистанцией взрослых, вспоминающих себя детьми, без малейшей "тюзятины". Воспоминание о детских шалостях и радостях становится поводом для игры, а игра мгновенно придает миру, людям, природе и событиям их настоящий масштаб и смысл, видимый яснее всего в детстве.

Спектакль о приключениях и проказах двух подружек стал путешествием в мифологическую страну веселых, щедрых, дружных, немного заполошных и при этом никуда не спешащих людей, страну детства, каким оно должно бы быть у каждого, а было у немногих.

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • В Александринке выходит новая «Баня»

    Вечером в пятницу, 13 декабря, Николай Рощин представит на основной сцене Александринского театра спектакль «Маяковский. Баня». При этом, как отмечает сам режиссер, постановка не является возобновлением спектакля, выпущенного в 2017 году на Новой сцене театра. ...
  • Сайт журнала «Театрал» ищет рулевого

    В Театрал Медиа Групп (ТМГ) появилась завидная вакансия шеф-редактора сайта www.teatral-online.ru, а по сути – главного рулевого наших сетевых ресурсов. Требования к претендентам предельно просты – практический опыт в управлении подобными ресурсами, креативность, умение генерировать идеи и воплощать их в жизнь, способность работать в команде, и, что немаловажно, – любовь к театру. ...
  • Евгений Цыганов и Юлия Снигирь сыграют Пинтера

    Юрий Погребничко выпускает в Театре около дома Станиславского спектакль «Пинтер для всех/ Легкая боль» – «комедию угрозы», где всё смешно до тех пор, пока ужас ситуации не выйдет наружу. Сюжет спектакля строится вокруг диалога мужа (Евгений Цыганов) и жены (Юлия Снегирь). ...
  • Выходит в свет январский «Театрал»

    На страницах январского номера (см. подписка) вы прочтете: зачем Александра Захарова пошла на риск со спектаклем "Капкан" Марка Захарова; что дал театрам и театралам Год театра: интервью с зам. ...
Читайте также