Музей АZ зовет в «Свободный полет»

На выставке представят книгу и фильм, посвященные Тарковскому

 
В четверг, 27 июня, в 19.00 в Западном крыле Новой Третьяковки состоится презентация книги Андрея Плахова «Свободный полет», которая написана к открытию выставки-трилогии представленной Музеем AZ.  Также на вечере будет представлен фильм Ираклия Квирикадзе «Новый полет на Солярис», посвященный Андрею Тарковскому и художникам «Советского Ренессанса».
 
Выставка «Свободный полет» открылась в Западном крыле Новой Третьяковки, в помещении бывшего ЦДХ. Арт-обозреватель «Театрала», искусствовед Сергей Соловьев провел для журналистов экскурсию.
 
«Залы этой выставки посвящены трем фильмам Тарковского и связям этих кинообразов с образами, созданными художниками того же времени. Речь идет не о каких-то личных пересечениях, а об образной, эстетической и эмоциональной общности», - пояснил Сергей Соловьев.

По всему первому залу расположены экраны, на которых, зритель видит кадры фильма «Андрей Рублев» и моменты съемок всех восьми новелл.  На одной из стен «рассказана» история создания картины, ведь  этот фильм - явление экстраординарное не только с точки зрения кинематографа, но и с исторической точки зрения. Картина появилась на волне возрождения интереса к русской истории и древнерусской культуре. «Фильм был создан в 1966 году, а до этого в 1964 году (и это беспрецедентный случай) – в журнале «Искусство в кино» был опубликован сценарий двух выпускников ВГИКа Тарковского и Кончаловского. Сценарий был полностью разгромлен многими историками, потому что все поняли, что этот фильм будет не столько о древнерусском художнике, сколько о художнике современном. В итоге картина пять лет пролежала на полке».
 
На выставке представлены выдержки из рекомендаций худсовета (озвучил их актер Анатолий Белый), где перечисляется всё, что должно быть исправлено в фильме. В 1972 году фильм вышел в ограниченный прокат, было сделано всего около 100 копий. В Москве он шел только в двух кинотеатрах. Почти что нелегально картина попала во внеконкурсную программу Каннского кинофестиваля, где завоевала приз ФИПРЕССИ, а Ирма Рауш получила приз Гильдии французских киноактеров.
 
Фильм «Андрей Рублев» возник как идейный манифест нового поколения, которое вернулось к истокам, к забытому духовному наследию Древней Руси. И то же самое происходило в тот момент в изобразительном искусстве. Почти в то же самое время в 1962 -1964 году, когда Тарковский в Изборске и Пскове снимает главные кадры фильма, Дмитрий Плавинский там же копирует древнерусские фрески, изучает палеографические памятники в музеях Пскова. Впоследствии Плавинский сам называл свой стиль «Структурный символизм», когда из структуры разных символов вдруг возникает некое новое послание. Знаки и символы, оставленные человеческой цивилизацией, вырастают в единый образ.
 
В залах музея звучит музыка, буквально погружающая зрителя в мир фильмов Тарковского. Это и знаменитая прелюдия Баха из «Соляриса», и музыка Эдуарда Артемьева, а также произведения Кшиштофа Пендерецкого, Николая Каретникова, Ираиды Юсуповой.
 
Вторая часть экспозиции названа «Предвидение» и посвящена фильму Тарковского «Сталкер», снятому в 1979 году. Это уже другая эпоха – не шестидесятые, а конец семидесятых. «Совершенно иная ситуация в стране и в духовном состоянии общества, - отметил Сергей Соловьев. -  Если шестидесятые – это Оттепель, желание открывать и создавать новое, восстанавливать мосты с авангардом, с древнерусским искусством, то семидесятые годы – это предчувствие катастроф, ощущение напряжения, буквально разлитого в воздухе.  Тарковский, снимая фильм по повести «Пикник на обочине», создавал притчу о катастрофе, о крушении цивилизации. И это предвидение некой катастрофы стало основанием для того, чтобы кураторы выставки объединили образы Тарковского с образами художника Петра Беленка, который сам называл свой стиль «Панический реализм». На всех его картинах изображена некая катастрофа, распадение космического мира на черные и белые вихри, и в этой космической фантасмагории, возникают человеческие фигуры, потерянные в этом распадающемся пространстве.  И еще один герой этого раздела выставки – это фотограф Виктория Ивлиева, которая первая и единственная запечатлела через четыре года после аварии на Чернобыльской АЭС то самое место, где и произошла авария. И все эти кадры, облетевшие весь мир, невероятно похожи на то, что создавал Тарковский, живописуя Зону в своем фильме «Сталкер».
 
Третья часть проекта называется «Новый полет на Солярис», проект впервые был создан в 2017 году во Флоренции в Фонде Франко Дзефирелли. «Идея состояла в том, чтобы вступить в диалог с посланием фильма «Солярис». У Тарковского космическая станция наполнена большим количеством произведений искусства прошлого. Это картины Брейгеля, его цикл «Времена года», это маска Бетховена, иллюстрации Доре к «Дон Кихоту». Всё это находится на космической станции и постоянно попадает в кадр, как некий символ, как напоминание земной цивилизации о том, что человечество в итоге оставит после себя. И эта метафора была подхвачена куратором Полиной Лобачевской, которая создала в новых интерьерах космического корабля «раму» для работ художников ХХ века, которые останутся потомкам уже от нас и наших современников. Тут разместились лучшие работы шестидесятых-семидесятых годов прошлого века из коллекции музея AZ».
 
Завершает экспозицию произведение недавно ушедшего из жизни видеохудожника Александра Долгина. «Мы получили от венского музея Истории искусств работу Питера Брейгеля «Охотники на снегу», которая стала символом фильма «Солярис», отсканированную так, как обычно сканируют картины для реставраторов, буквально каждый миллиметр, - рассказал Сергей Соловьев. - Александр Долгин создал композицию, глядя на которую мы буквально погружаемся в мир Питера Брейгеля и эти увеличенные до огромных размеров фрагменты картины оказываются очень близки эстетике ХХ века и тех художников, которые в это время творили».
 
Посетить презентацию книги Андрея Плахова и фильма Ираклия Квирикадзе можно, зарегистрировавшись на сайте музея. В рамках мероприятия можно будет увидеть и саму выставку «Свободный полет». 


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Человек становится свободным, когда способен себя ограничить»

    В преддверии 99-го сезона, который открылся в Театре им. Вахтангова в пятницу, 6 сентября, художественный руководитель Римас ТУМИНАС объявил о предстоящих планах (подробнее см. материал «Театрала»). Однако его речь отличалась не только перечислением планов, но и злободневными рассуждениями, которые, возможно, разойдутся на цитаты. ...
  • «Звезда Театрала»-2019: шорт-лист объявлен!

    Первый этап голосования позади. За лето в каждой номинации Премии «Звезда Театрала» определились тройки лидеров и по традиции объявляется шорт-лист.   У читателей есть время до конца осени, чтобы зайти на страницу Премии и решить, чьи актерские и режиссерские работы в прошлом сезоне были лучшими. ...
  • «Мы не должны молчать»

    В понедельник, 16 сентября, актера Павла Устинова, выпускника Высшей школы сценических искусств Константина Райкина приговорили к 3,5 годам лишения свободы по части 2 ст. 318 УК РФ. Суд признал его виновным в применении насилия к представителю власти: по версии следствия, 3 августа на несанкционированной акции на Пушкинской площади Устинов оказал сопротивление сотрудникам Росгвардии при задержании и вывихнул плечевой сустав одному из росгвардейцев. ...
  • «Я хотел закрыть театр на три дня»

    Вечером, 6 сентября, Театр им. Вахтангова открывает 99-й сезон премьерой спектакля Юрия Бутусова «Пер Гюнт», для которого, по словам Римаса Туминаса, нужно будет сделать другую афишу. Сейчас там изображен молодой человек с заклеенным ртом и глазами. ...
Читайте также


Читайте также

  • Третьяковка открыла продажу билетов на выставку Поленова

    Василий Поленов, Ранний снег. 1891. Государственная Третьяковская галерея Третьяковская галерея открыла в четверг, 13 сентября, предварительную продажу билетов на выставку Василия Поленова, которая будет проходить на Крымском Валу с 17 октября по 26 января. ...
  • Музей Рерихов приглашает на бесплатные экскурсии

    Музей Рерихов на ВДНХ (филиал Музея Востока) запускает бесплатные экскурсии по экспозиции. Посетителям расскажут о картинах Николая Рериха, а также о скульптурах из коллекции его семьи. «Еженедельно по средам в 17.00 посетители смогут присоединиться к экскурсии, узнать редкие факты о произведениях и жизни художника и получить ответы на интересующие вопросы. ...
  • Музей Москвы расскажет о себе

    7 сентября в новом пространстве первого корпуса Провиантских складов откроется бесплатная экспозиция «Музей Москвы. Точка отсчёта» — подробный рассказ о становлении музея и его роли в жизни столицы.   Название проекта «Точка отсчёта» содержит несколько смыслов. ...
  • Музей современного искусства посвятит выставку Дмитрию Брусникину

    С 22 октября по 17 ноября в Московском музее современного искусства (ММОМА) состоится масштабная выставка «Человек размером с дом» в память об актёре и режиссере театра и кино, художественном руководителе Театра «Практика» Дмитрии Брусникине, об этом сообщила пресс-служба музея. ...
Читайте также