Музей АZ зовет в «Свободный полет»

На выставке представят книгу и фильм, посвященные Тарковскому

 
В четверг, 27 июня, в 19.00 в Западном крыле Новой Третьяковки состоится презентация книги Андрея Плахова «Свободный полет», которая написана к открытию выставки-трилогии представленной Музеем AZ.  Также на вечере будет представлен фильм Ираклия Квирикадзе «Новый полет на Солярис», посвященный Андрею Тарковскому и художникам «Советского Ренессанса».
 
Выставка «Свободный полет» открылась в Западном крыле Новой Третьяковки, в помещении бывшего ЦДХ. Арт-обозреватель «Театрала», искусствовед Сергей Соловьев провел для журналистов экскурсию.
 
«Залы этой выставки посвящены трем фильмам Тарковского и связям этих кинообразов с образами, созданными художниками того же времени. Речь идет не о каких-то личных пересечениях, а об образной, эстетической и эмоциональной общности», - пояснил Сергей Соловьев.

По всему первому залу расположены экраны, на которых, зритель видит кадры фильма «Андрей Рублев» и моменты съемок всех восьми новелл.  На одной из стен «рассказана» история создания картины, ведь  этот фильм - явление экстраординарное не только с точки зрения кинематографа, но и с исторической точки зрения. Картина появилась на волне возрождения интереса к русской истории и древнерусской культуре. «Фильм был создан в 1966 году, а до этого в 1964 году (и это беспрецедентный случай) – в журнале «Искусство в кино» был опубликован сценарий двух выпускников ВГИКа Тарковского и Кончаловского. Сценарий был полностью разгромлен многими историками, потому что все поняли, что этот фильм будет не столько о древнерусском художнике, сколько о художнике современном. В итоге картина пять лет пролежала на полке».
 
На выставке представлены выдержки из рекомендаций худсовета (озвучил их актер Анатолий Белый), где перечисляется всё, что должно быть исправлено в фильме. В 1972 году фильм вышел в ограниченный прокат, было сделано всего около 100 копий. В Москве он шел только в двух кинотеатрах. Почти что нелегально картина попала во внеконкурсную программу Каннского кинофестиваля, где завоевала приз ФИПРЕССИ, а Ирма Рауш получила приз Гильдии французских киноактеров.
 
Фильм «Андрей Рублев» возник как идейный манифест нового поколения, которое вернулось к истокам, к забытому духовному наследию Древней Руси. И то же самое происходило в тот момент в изобразительном искусстве. Почти в то же самое время в 1962 -1964 году, когда Тарковский в Изборске и Пскове снимает главные кадры фильма, Дмитрий Плавинский там же копирует древнерусские фрески, изучает палеографические памятники в музеях Пскова. Впоследствии Плавинский сам называл свой стиль «Структурный символизм», когда из структуры разных символов вдруг возникает некое новое послание. Знаки и символы, оставленные человеческой цивилизацией, вырастают в единый образ.
 
В залах музея звучит музыка, буквально погружающая зрителя в мир фильмов Тарковского. Это и знаменитая прелюдия Баха из «Соляриса», и музыка Эдуарда Артемьева, а также произведения Кшиштофа Пендерецкого, Николая Каретникова, Ираиды Юсуповой.
 
Вторая часть экспозиции названа «Предвидение» и посвящена фильму Тарковского «Сталкер», снятому в 1979 году. Это уже другая эпоха – не шестидесятые, а конец семидесятых. «Совершенно иная ситуация в стране и в духовном состоянии общества, - отметил Сергей Соловьев. -  Если шестидесятые – это Оттепель, желание открывать и создавать новое, восстанавливать мосты с авангардом, с древнерусским искусством, то семидесятые годы – это предчувствие катастроф, ощущение напряжения, буквально разлитого в воздухе.  Тарковский, снимая фильм по повести «Пикник на обочине», создавал притчу о катастрофе, о крушении цивилизации. И это предвидение некой катастрофы стало основанием для того, чтобы кураторы выставки объединили образы Тарковского с образами художника Петра Беленка, который сам называл свой стиль «Панический реализм». На всех его картинах изображена некая катастрофа, распадение космического мира на черные и белые вихри, и в этой космической фантасмагории, возникают человеческие фигуры, потерянные в этом распадающемся пространстве.  И еще один герой этого раздела выставки – это фотограф Виктория Ивлиева, которая первая и единственная запечатлела через четыре года после аварии на Чернобыльской АЭС то самое место, где и произошла авария. И все эти кадры, облетевшие весь мир, невероятно похожи на то, что создавал Тарковский, живописуя Зону в своем фильме «Сталкер».
 
Третья часть проекта называется «Новый полет на Солярис», проект впервые был создан в 2017 году во Флоренции в Фонде Франко Дзефирелли. «Идея состояла в том, чтобы вступить в диалог с посланием фильма «Солярис». У Тарковского космическая станция наполнена большим количеством произведений искусства прошлого. Это картины Брейгеля, его цикл «Времена года», это маска Бетховена, иллюстрации Доре к «Дон Кихоту». Всё это находится на космической станции и постоянно попадает в кадр, как некий символ, как напоминание земной цивилизации о том, что человечество в итоге оставит после себя. И эта метафора была подхвачена куратором Полиной Лобачевской, которая создала в новых интерьерах космического корабля «раму» для работ художников ХХ века, которые останутся потомкам уже от нас и наших современников. Тут разместились лучшие работы шестидесятых-семидесятых годов прошлого века из коллекции музея AZ».
 
Завершает экспозицию произведение недавно ушедшего из жизни видеохудожника Александра Долгина. «Мы получили от венского музея Истории искусств работу Питера Брейгеля «Охотники на снегу», которая стала символом фильма «Солярис», отсканированную так, как обычно сканируют картины для реставраторов, буквально каждый миллиметр, - рассказал Сергей Соловьев. - Александр Долгин создал композицию, глядя на которую мы буквально погружаемся в мир Питера Брейгеля и эти увеличенные до огромных размеров фрагменты картины оказываются очень близки эстетике ХХ века и тех художников, которые в это время творили».
 
Посетить презентацию книги Андрея Плахова и фильма Ираклия Квирикадзе можно, зарегистрировавшись на сайте музея. В рамках мероприятия можно будет увидеть и саму выставку «Свободный полет». 


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Александр Ширвиндт: «Хочется выскочить из повседневности»

    Недавно Театр сатиры отметил свое 95-летие спектаклем, который Александр Ширвиндт называет «милым баловством», «лёгким хулиганством». И это – очередная изобретательная выдумка Александра Анатольевича. Впрочем, в интервью «Театралу» речь зашла не только о торжествах… – Александр Анатольевич, сейчас всюду – сплошные перемены. ...
  • Владимир Машков: «К этому спектаклю мы шли долго и трудно»

    Театр Олега Табакова готовится представить новую редакцию спектакля «Ревизор» по пьесе Гоголя. Как и в случае со спектаклем «Матросская тишина» это будет возвращение на сцену «Табакерки» знаменитой постановки прошлых лет. ...
  • Ушел из жизни артист театра Et Cetera Петр Смидович

    После продолжительной болезни в возрасте 67-ми лет скончался ведущий актер театра Et Cetera Петр Смидович.   «Он долго болел, но мы все верили, что он победит, – говорится в некрологе на сайте театра. – Все надеялись, что ему поможет операция, но… Очень горько, очень больно, очень тяжело. ...
  • Пятнадцать спектаклей о войне

    В преддверии Дня Победы «Театрал» собрал постановки, созданные в память о Великой Отечественной войне.    «Минуты тишины» Режиссер: Александр Баркар РАМТ, Черная комната Участвуют: Рамиля Искандер, Денис Баландин, а также Максим Олейников (фортепиано), Николай Мохнаткин (баян), Ксения Медведева (гитара). ...
Читайте также


Читайте также

  • Выставку «закулисных профессий» готовят в Москве

    Школа-студия МХАТ и Музей Москвы готовятся представить экспозицию «Ода точности» - своего рода путеводитель, посвященный мастерству художников-технологов. «В последние годы, когда театр всё больше тяготеет к современным технологиям и сложным техническим решениям, правой рукой режиссёра и художника становятся художник-технолог сцены, художник-технолог по костюму и художник по свету, – отмечают авторы выставки. ...
  • В Бахрушинском музее открывается выставка работ Бориса Мессерера

    С 15 ноября по 13 декабря в филиале Бахрушинского музея, Доме-музее Островского пройдет персональная выставка известного театрального художника Бориса Мессерера.   На выставке станковых произведений представят 48 работ художника, выполненных в различных техниках: акварель, живопись, графика, перо, фломастеры. ...
  • Выставка Станислава Бенедиктова открывается в Москве

    К 75-летию сценографа Станислава Бенедиктова в Российской государственной библиотеке искусств готовится выставка, экспонатами которой станут не только эскизы костюмов и макеты спектаклей, но и материалы из семейного архива художника РАМТа. ...
  • В Пушкинский музей вернулись Матисс и Ван Гог

    В воскресенье, 10 ноября, Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина (ГМИИ) открыл обновленную экспозицию Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков, которая была закрыта для посещения более полугода. ...
Читайте также