«Хотелось показать «изнанку» театра»

В РАМТе появилась сцена под открытым небом

 

На этот раз зрители попадают в театр не привычным способом – через главный вход со стороны Театральной площади, а через арку на Большой Дмитровке. Первое, что бросается в глаза при входе во двор – крошечная дощатая сцена. Над ней развевается легкий алый занавес.

Администраторы дожидаются последних гостей и запирают ворота. За ними остается шум города. В вечерних сумерках загораются свечи, раздаются первые звуки – скрипка, виолончель… Атмосфера сказочная, и это очень кстати: играть действительно будут сказку – классическую пьесу Карло Гоцци «Зобеида». С нее-то и начинает свою жизнь новая театральная площадка РАМТа – сцена во дворе.

– Это место всегда меня притягивало – и своей театральностью, и урбанистическим колоритом, – рассказывает «Театралу» режиссер Олег Долин. Это ему принадлежит идея сделать из небольшого внутреннего дворика, куда выходят двери театральных цехов, полноценную сцену. – Нам хотелось показать «изнанку» театра. Пожарные лестницы, кондиционеры, пластиковые окна, вытяжки из столовой, старые трубы – мы ничего не прятали, наоборот, старались принять и полюбить это пространство таким, какое оно есть. И, по ощущениям, оно отвечает нам взаимностью. Сюда выходят двери прачечной, актерского буфета, гримерок и театральных цехов – столярного, слесарного, литейного… Отсюда же можно попасть на сцену и в хранилище тяжелых декораций. Неудивительно, что двор стал излюбленным местом встречи артистов и сотрудников мастерских, здесь они собираются в перерыв, обсуждают и сочиняют спектакли.

Сцена у нас, как видите, дощатая, многое в этом спектакле сделано вручную. Это и маски, и шумовая машина, на которую мы пустили старое советское пианино. Мы очень дорожим стульями – это первые стулья Центрального детского театра, на них сохранилась маркировка 50-х годов.

«Зобеида» – материал для российской сцены редкий, даже исключительный. Юная королева Зобеида души не чает в своем супруге, царе Синадабе, и не подозревает, что коварный муж, злобный колдун, задумал превратить ее в корову – так он поступает со всеми своими женами, к которым спустя 40 дней после женитьбы теряет всякий интерес.  
 
Жанр комедии дель арте, итальянского площадного театра, оказался для этого места как нельзя кстати. А для артистов стал своего рода вызовом: около года они изучали эту особую технику под руководством Олега Долина.

– Это совершенно другой театр, не похожий на наш, строгая технология, к которой нельзя относиться снисходительно, – поясняет режиссер. – Начали мы с разработки персонажей, а уже от них перешли к пьесе. Во многом это была работа техническая, а уже потом – импровизационная, веселая.

– Наш театр изначально другой: мы привыкли работать с партнером, а в этом спектакле твой главный партнер – зритель, – говорит исполнительница заглавной роли Анастасия Волынская. – Здорово, если человек открыт, но так бывает не всегда. Порой люди зажаты и робки. К счастью, свое собственное волнение можно спрятать под маской. Кстати, поначалу мы не представляли, как с ней взаимодействовать, но постепенно начали осваивать это мастерство перевоплощения. Суть в том, чтобы понять маску – это она подсказывает тебе образ, и когда она соединяется с артистом, получаются очень интересные находки.  

Мне кажется, этот спектакль буквально создан, чтобы играть его вот так – на дощатой сцене под открытым небом. Прелесть такого театра в том, что можно обыгрывать любые звуки – крик птицы или шум улицы. Это только добавляет спектаклю живости. Могу сказать, что это потрясающий опыт: ощущение ветра и звездного неба над головой очень вдохновляет. В этом есть свобода.

Двор – не первая театральная площадка, появившаяся в РАМТе благодаря Олегу Долину: в нынешнем сезоне здесь также открылась Белая комната – крошечное камерное пространство на 40 мест, полюбившееся и артистам, и зрителям. В ее репертуаре уже две премьеры: спектакль Владимира Мирзоева «Оборванец» по ранней пьесе Михаила Угарова и работа молодого режиссера Александры Толсташевой «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» по мотивам повести Ульфа Старка.

– Театральное пространство, мне кажется, имеет огромное значение, от него можно и нужно отталкиваться, – говорит в заключение Олег Долин. – Вот сейчас вокруг нас кирпичные стены, над нами – асимметричный проем, в котором видно небо. Если спектакль начинается в девять, небо еще синее, но к концу действия становится черным-черно. Это тоже задает атмосферу. Пожалуй, единственная сложность – это осадки. Когда начинается ливень, все заливает. Со зрителями мы в такую ситуацию пока не попадали, но на этот случай у нас есть обходной маневр. Думаю, будет весело.

В спектакле заняты Полина Виторган, Анастасия Волынская, Михаил Шкловский, Сергей Печенкин, Александр Девятьяров, Виктория Тиханская, Николай Угрюмов, Александра Аронс и Александр Пахомов. Ближайшие показы состоятся 22, 23, 24 и 25 июня.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Пермская опера станет директорским театром

    Пермский театр оперы и балета им. Чайковского после ухода с должности художественного руководителя Теодора Курентзиса перейдет на новую – директорскую – модель управления, согласно которой генеральный директор будет не только руководить хозяйственной деятельностью, но и заниматься определением художественной стратегии театра. ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
Читайте также


Читайте также

  • Лев Додин исследует Флобера

    Под занавес 74-го сезона Малый драматический театр – Театр Европы представит премьеру «Кровь книги. Флобер». Постановка, посвященная Гюставу Флоберу и его роману «Мадам Бовари», выйдет на Камерной сцене 20 июля. ...
  • Ноктюрн, ковер, медведь и дети

    «Манюня» – это книга, ставшая визитной карточкой писательницы Наринэ Абгарян. Историю дружбы двух школьниц в маленьком армянском городке советских времен инсценировала и поставила на сцене РАМТа Рузанна Мовсесян, премьера состоялась в дни фестиваля «Черешневый лес». ...
  • Александринский театр поставит пьесу французского сюрреалиста

    Первой премьерой нового 264-го сезона в Александринском театре станет постановка Николая Рощина и Андрея Калинина «Дети у власти» по пьесе французского драматурга и поэта Роже Витрака «Виктор, или Дети у власти». ...
  • Мариинский театр назвал первую премьеру сезона

    Первой премьерой сезона 2019-2020 в Мариинском театре станет опера «Пеллеас и Мелизанда» Клода Дебюсси. Премьерные показы пройдут 24 и 28 октября в Концертном зале Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. ...
Читайте также