«Хотелось показать «изнанку» театра»

В РАМТе появилась сцена под открытым небом

 

На этот раз зрители попадают в театр не привычным способом – через главный вход со стороны Театральной площади, а через арку на Большой Дмитровке. Первое, что бросается в глаза при входе во двор – крошечная дощатая сцена. Над ней развевается легкий алый занавес.

Администраторы дожидаются последних гостей и запирают ворота. За ними остается шум города. В вечерних сумерках загораются свечи, раздаются первые звуки – скрипка, виолончель… Атмосфера сказочная, и это очень кстати: играть действительно будут сказку – классическую пьесу Карло Гоцци «Зобеида». С нее-то и начинает свою жизнь новая театральная площадка РАМТа – сцена во дворе.

– Это место всегда меня притягивало – и своей театральностью, и урбанистическим колоритом, – рассказывает «Театралу» режиссер Олег Долин. Это ему принадлежит идея сделать из небольшого внутреннего дворика, куда выходят двери театральных цехов, полноценную сцену. – Нам хотелось показать «изнанку» театра. Пожарные лестницы, кондиционеры, пластиковые окна, вытяжки из столовой, старые трубы – мы ничего не прятали, наоборот, старались принять и полюбить это пространство таким, какое оно есть. И, по ощущениям, оно отвечает нам взаимностью. Сюда выходят двери прачечной, актерского буфета, гримерок и театральных цехов – столярного, слесарного, литейного… Отсюда же можно попасть на сцену и в хранилище тяжелых декораций. Неудивительно, что двор стал излюбленным местом встречи артистов и сотрудников мастерских, здесь они собираются в перерыв, обсуждают и сочиняют спектакли.

Сцена у нас, как видите, дощатая, многое в этом спектакле сделано вручную. Это и маски, и шумовая машина, на которую мы пустили старое советское пианино. Мы очень дорожим стульями – это первые стулья Центрального детского театра, на них сохранилась маркировка 50-х годов.

«Зобеида» – материал для российской сцены редкий, даже исключительный. Юная королева Зобеида души не чает в своем супруге, царе Синадабе, и не подозревает, что коварный муж, злобный колдун, задумал превратить ее в корову – так он поступает со всеми своими женами, к которым спустя 40 дней после женитьбы теряет всякий интерес.  
 
Жанр комедии дель арте, итальянского площадного театра, оказался для этого места как нельзя кстати. А для артистов стал своего рода вызовом: около года они изучали эту особую технику под руководством Олега Долина.

– Это совершенно другой театр, не похожий на наш, строгая технология, к которой нельзя относиться снисходительно, – поясняет режиссер. – Начали мы с разработки персонажей, а уже от них перешли к пьесе. Во многом это была работа техническая, а уже потом – импровизационная, веселая.

– Наш театр изначально другой: мы привыкли работать с партнером, а в этом спектакле твой главный партнер – зритель, – говорит исполнительница заглавной роли Анастасия Волынская. – Здорово, если человек открыт, но так бывает не всегда. Порой люди зажаты и робки. К счастью, свое собственное волнение можно спрятать под маской. Кстати, поначалу мы не представляли, как с ней взаимодействовать, но постепенно начали осваивать это мастерство перевоплощения. Суть в том, чтобы понять маску – это она подсказывает тебе образ, и когда она соединяется с артистом, получаются очень интересные находки.  

Мне кажется, этот спектакль буквально создан, чтобы играть его вот так – на сцене под открытым небом. Прелесть такого театра в том, что можно обыгрывать любые звуки – крик птицы или шум улицы. Это только добавляет спектаклю живости. Могу сказать, что это потрясающий опыт: ощущение ветра и звездного неба над головой очень вдохновляет. В этом есть свобода.

Двор – не первая театральная площадка, появившаяся в РАМТе благодаря Олегу Долину: в нынешнем сезоне здесь также открылась Белая комната – крошечное камерное пространство на 40 мест, полюбившееся и артистам, и зрителям. В ее репертуаре уже две премьеры: спектакль Владимира Мирзоева «Оборванец» по ранней пьесе Михаила Угарова и работа молодого режиссера Александры Толсташевой «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» по мотивам повести Ульфа Старка.

– Театральное пространство, мне кажется, имеет огромное значение, от него можно и нужно отталкиваться, – говорит в заключение Олег Долин. – Вот сейчас вокруг нас кирпичные стены, над нами – асимметричный проем, в котором видно небо. Если спектакль начинается в девять, небо еще синее, но к концу действия становится черным-черно. Это тоже задает атмосферу. Пожалуй, единственная сложность – это осадки. Когда начинается ливень, все заливает. Со зрителями мы в такую ситуацию пока не попадали, но на этот случай у нас есть обходной маневр. Думаю, будет весело.

В спектакле заняты Полина Виторган, Анастасия Волынская, Михаил Шкловский, Сергей Печенкин, Александр Девятьяров, Виктория Тиханская, Николай Угрюмов, Александра Аронс и Александр Пахомов. Ближайшие показы состоятся 22, 23, 24 и 25 июня.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Дмитрий Крымов проведет мастер-класс в Петербурге

    Художник Дмитрий Крымов принял предложение Мастерской Современного Театра провести мастер-класс (28 и 29 октября), посвященный извечной теме театрального искусства «Замысел и его воплощение». «Как рождаются шедевры на сцене? Как подобрать тот самый ключик образного языка, который будет вскрывать смысл пьесы и затрагивать душу зрителя? Мастер-класс Дмитрия Крымова не дает ответы на все вопросы, но позволяет прийти к самостоятельным выводам экспериментальным путем», – говорится в аннотации на странице Мастерской Современного Театра в Вконтакте. ...
  • «Ленком» готовит премьеру последнего спектакля Марка Захарова

    Творческая команда «Ленкома» продолжает работу над спектаклем «Капкан» по произведениям Владимира Сорокина, который не успел закончить Марк Захаров. Первоначально премьера намечалась на 2 декабря. Эту дату дирекция «Ленкома» решила не менять. ...
  • Театр «Практика» обратился к польской драматургии

    Театр «Практика» готовится представить премьеру спектакля «У нас все хорошо» по пьесе польского драматурга Дороты Масловской. Над постановкой работают артисты театра «Июльансамбль» под руководством молодого режиссера Ивана Комарова, известного работами «Баал» и «Абюьз» в Центре им. ...
  • Театр Ленсовета представит просветительский проект «Связь времен»

    Премьера «Гоголь и К°», первый вечер литературно-просветительского проекта «Связь времен», состоится 18 октября на Малой сцене Театра им. Ленсовета. По замыслу авторов, проект, который будет проходить в формате читок, соединит в себе классическую и современную литертуру. ...
Читайте также