Ирина Купченко: «Всё дело в характере зрителя»

 
В воскресенье, 19 мая, в Пекине завершилось большое гастрольное турне Театра им. Вахтангова. За три недели пребывания в Китае (Гуанчжоу, Шанхай, Пекин) вахтанговцы 11 раз сыграли спектакль Римаса Туминаса «Евгений Онегин». И каждое представление сопровождалось не просто аншлагом и восторженным приемом: приглашающая сторона (компания CAEG) напечатала открытки и постеры со сценами из постановки. Зрители выстраивались в огромные очереди в надежде получить автографы (некоторые смотрели спектакль по несколько раз), а на последнем показе над залом появился российский флаг и плакат: «Приезжайте еще!» После окончания гастролей обозреватель «Театрала» задал несколько вопросов Ирине КУПЧЕНКО.
 
Ирина Петровна, с «Евгением Онегиным» Театр им. Вахтангова объездил едва ли не пол мира, но такого приема, как в Китае, не было, пожалуй, нигде…
– Всё дело в характере китайского зрителя, в его целеустремленности, в желании в полной мере воспользоваться случаем, чтобы заполнить нишу своих представлений о литературе, о мире, о другой стране, об искусстве...

Мы ведь столкнулись с этим еще в наш первый приезд (гастроли в город Учжень осенью 2017 года. – «Т»): перед тем, как посетить спектакль, они читают произведение. Не все, конечно, но многие, особенно молодежь. И приходят с книгами… Сколько стран мы объездили, но столкнулись с этим впервые. Это особое качество их любознательности. Удивительная пассионарность для такой древней нации.

– Я слышал от переводчика, что после первых спектаклей раскупили всего «Евгения Онегина» на китайском языке.
– Нас тоже это поразило и очень обрадовало. Чтобы иностранные зрители приходили в театр, заранее почитав произведение, – с этим мы столкнулись впервые. Они знают содержание. На встречах с артистами дискутируют, спрашивают: а что это за персонаж? а почему у вас в постановке два Онегина? а как рождалась та или иная сцена?

По окончании спектакля - селфи со зрительным залом ("звездочки" на фоне - фонарики, которые зажгли зрители)

Они готовы к восприятию, они не ждут зрелища: мол, развлекайте нас, а мы посидим – посмотрим, может быть, мы вовлечемся, а, может быть, и нет. Они активные зрители.

– А эту «активность», вы, как актриса, ощущаете, находясь на сцене?
– Разумеется. Спектакль мы играем на русском языке, но идет он с китайскими субтитрами. А ведь у них совершенно другой способ мышления. По-китайски слово написано не буквами. У них в каждом иероглифе – понятия, символы. Но при этом они реагируют именно в тех местах, в каких надо. Почему это получается? Думаю, потому что в «Евгении Онегине» –внятные общечеловеческие темы.

– Римас Туминас говорит, что если есть в постановке сценический язык, то, по большому счету, для нее и перевода не требуется.
– Да, поскольку у нас спектакль – в большой степени пластический. Но я говорю немного о другом: они ведь и на фразы реагируют, на пушкинскую иронию, на его удивительные и меткие выражения. Они всё понимают.

Конечно, немаловажную роль тут играет пластический рисунок, который выстроил Римас. Иногда не нужны и слова, чтобы выразить сокровенное и глубокое. Например, сцена с вареньем или с гаданием. Какие глубокие образы. Какие пушкинские.
Поэтому, если говорить о моих впечатлениях, то это, прежде всего, уважение к китайскому зрителю. Он соавтор, потому что помогает артисту, участвует в том, что происходит на сцене, а это, в свою очередь, дает энергию и силы.

– Но все равно, когда ежевечерне играешь один и тот же спектакль, это, наверное, утомляет?
– По-моему только у нас в России существует репертуарный театр. Сегодня одно название, завтра – другое. Больше нигде в мире такого нет, за исключением стран, где работают театры, приравненные по своему статусу к национальному достоянию (скажем, Комеди франсез или Ковент гарден). Режиссер собирает актеров – разных! – иногда не знакомых друг с другом, выпускает спектакль. А дальше этот спектакль идет столько, сколько проживет. Может быть, месяц, может быть, год, а, может, и десять лет. Выходные дни есть, но все равно их немного. Это общемировая практика. Но когда играешь ежедневно один и тот же спектакль, появляется новое дыхание, а с ним и внутренняя свобода.
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Балерина Светлана Исакова погибла в ДТП

    10 августа трагически оборвалась жизнь ведущей солистки балета Харьковского театра оперы и балета Светланы Исаковой. Артистка скончалась от полученных в автокатастрофе травм. В момент аварии Светлана ехала вместе с мужем в маршрутном такси из Борисполя в Харьков. ...
  • Forbes назвал десятку самых состоятельных театров России

    Эксперты экономического журнала Forbes опубликовали 6 августа результаты анализа, согласно которому они выявили десятку российских театров федерального подчинения, которые в 2018 году получили больше всего денег из бюджета. ...
  • Михаил Ефремов обратился к министру МВД

    Актер Михаил Ефремов записал видеообращение министру МВД Колокольцеву в стихах (автор текста Андрей Орлов (Орлуша). Напомним, 31 июля в Москве арестовали актера театра «Современник» за пародию на пьяного полицейского. ...
  • «Доверия ей мы оказать не можем»

    На пресс-конференции, которая состоялась в понедельник, 5 августа, в ТАСС, худрук театра «У Никитских ворот» Марк Розовский ответил на вопрос о дальнейшей работе в его театре бухгалтера Нины Масляевой, обвиняемой по делу «Седьмой студии». ...
Читайте также


Читайте также

  • Илья Лыков: «Я хотел бы сыграть с Неёловой роман»

    Илья Лыков – ведущий актер молодой труппы «Современника». За одиннадцать лет работы в театре он выпустил двадцать спектаклей, сыграв в половине из них, если не главные, то значительные роли. Семь  лет назад Илья удивил всех, явившись на сбор труппы в полтора раза худее себя прежнего, потеряв тридцать килограммов, тем самым резко скакнув из острохарактерных персонажей в герои. ...
  • Олегу Стриженову исполнилось 90 лет

    В субботу, 10 августа, известному артисту театра и кино Олегу Стриженову исполняется 90 лет. Отмечать юбилей актер планирует в кругу семьи. По словам юбиляра, он не придает большого значения круглым датам. От публичного празднования своего дня рождения Стриженов отказался уже много лет назад и по сей день следует этому решению. ...
  • Константин Богомолов: «Мне хочется, чтобы Бронная стала успешным театром»

    В четверг, 1 августа, в Театре на Малой Бронной состоялся сбор труппы, на котором Константин БОГОМОЛОВ объявил о предстоящих планах (подробнее см. репортаж «Театрала»). По окончании встречи режиссер ответил на вопросы журналистов. ...
  • Юлия Хлынина: «Хочу услышать свой голос»

    К своим 27-ми годам Юлия Хлынина успела поработать с такими режиссерами, как Константин Райкин, Андрей Кончаловский, Евгений Марчелли, Станислав Говорухин, стать одной из ведущих актрис молодого поколения в Театре Моссовета и сняться в двух десятках картин. ...
Читайте также