«Не хочу пропускать ни единого слова»

Леонид Хейфец отмечает юбилей

 
Недоучившись в Белорусском политехническом институте, он уехал в Москву, поступил в ГИТИС на курс Алексея Попова и Марии Кнебель, и это определило его дальнейшую судьбу. Леонид Хейфец дебютировал в 1962году в Рижском ТЮЗе. Дипломный спектакль ставил в Центральном театре Советской армии. Там же он выпустил «Смерть Иоанна Грозного» - постановку, которая принесла ему успех.
 
А еще был «Павел I» с Олегом Борисовым в главной роли и множество других блестящих спектаклей. В последние 20 лет Леонид Ефимович  работает в Театре им. Маяковского, где выпустил недавно спектакль «Пигмалион» по Бернарду Шоу.
 
Ольга Прокофьева, актриса Театра им. Маяковского:
– Мне с Леонидом Ефимовичем легко. Кто-то подумает - плохой знак. Ведь должно быть с режиссером не легко. Настоящее рождается в мучительных спорах, в отстаивании своего взгляда, принципиальной позиции порой со слезами на глазах. С ним не хочется ни спорить, ни отстаивать своих позиций. Хотя в своей методике он позволяет это. Мне достаточно просто слушать, услышать, встать и сделать. Не покидает ощущение, что ты работаешь и созидаешь с человеком, который знает, зачем дана эта жизнь. Не хочу пропускать ни единого слова. А сам он не верит словам, комплиментам, признаниям. Особенно словам, которые произносят артистки. Говорит, что все обманщицы и не искренни в своих чувствах. Мне тоже не верит! Поэтому пробиваюсь к его душе поступками. Пытаюсь соответствовать его замыслам, справляться с поставленными задачами, талантливо существовать в его постановках. Может, поверит? Поменяет свое мнение? Примет за аксиому, не проходящую к нему нежность и любовь. Сейчас у нас перерыв в репетициях... А так хочется вновь услышать: «Это моя принципиальная болезнь!», «Записано в душе...» Я скучаю.
 
Борис Клюев, актёр Малого театра:
– Леонид Ефимович пришёл в Малый театр молодым энергичным человеком с трудной биографической судьбой. На репетициях своего первого спектакля «Свадьба Кречинского» он сразу попал на Кенингсона и Ильинского и очень переживал. Он много говорил, краснел – они всё делали по-своему, но успех спектаклю принёс Виталий Соломин в роли Нелькина – того самого героя, о котором в этом самом Малом театре при царе батюшке актеры писали: «Сыграю кого угодно, кроме Нелькина».

На этих репетициях он еще сдерживал свой невероятный темперамент. Однажды после сцены Кенингсона и Ильинского, когда они ушли, Леонид Ефимович так разнервничался, что в репетиционном зале лег на скамейку, приходя в себя после встречи с мастерами.
В третьем по счету спектакле «Заговор Фиеско в Генуе» был занят Михаил Иванович Царёв и молодые артисты. Вот тут он уже кровушки попил. Лёня кричал так, что трудно было репетировать. Досталось всем, но результат был отличный. После премьеры мы собрались, чтобы отметить. С ним была Наташа Гундарева в то время его жена. Лёню попросили что-нибудь сказать. Он встал и заявил: «Всё плохо!» Я тихо Наташе говорю: «Уводи его, а то будет драка».

В последний спектакль «Ретро» он набрал корифеев труппы. Стою я как-то в коридоре театра, навстречу после репетиции идут актёры улыбаются, смеются. Следом по этому же коридору идет Лёня в рубашке, свитер он снял. Он так тратился, что был взмокший, уставший, в запотевших очках. Видя, что я смеюсь, он поинтересовался, что это меня так рассмешило. Я говорю: «Сейчас видел артистов, а теперь вижу режиссёра и не пойму – кто над кем издевался?»

С «Фиеско» мы выиграли фестиваль Шиллера в ФРГ, объездили с ним полстраны. У меня остались самые лучшие воспоминания о Ленечке, потому что он настоящий художник. Он достигал результата, пусть даже ценой неимоверной растраты.
 
Наталья Громушкина, актриса:
– Вообще-то  в ГИТИС я шла на режиссёрский факультет к Фоменко, но именно в тот год он оставил весь свой курс на второй год обучения. И новый курс набирал Хейфец. Он меня, ничего не умеющую шестнадцатилетнюю девочку, взял. Ближе к финалу мы стали интересоваться у педагогов, за что они нас взяли. По поводу меня Хейфец сказал: «Не знаю, что с ней делать, но брать надо!»

На втором курсе у меня появилась возможность перейти к Фоменко, но я не смогла уйти от Леонида Ефимовича, потому что была ему бесконечно благодарна, и уже тогда понимала его значимость. Он очень эмоциональный. Нельзя сказать, что на занятиях он очень кричал, но по тому, как он себя вел, как снимал и надевал очки, по его жестикуляции, мы сразу понимали: «Всё, это катастрофа!»

На третьем курсе меня пригласили в Театр Моссовета в спектакль «Шиворот навыворот», который ставил Павел Осипович Хомский. Я начала репетировать в театре и потому на занятия в ГИТИС, бывало, задерживалась. А у Хейфеца был закон: если опоздал – к занятиям не допускаешься. Больше того, можно было вылететь с экзамена или зачёта. Его не волновало, что у тебя лучший отрывок или ты везде занят, или что у тебя даже главная роль. Закон один для всех.

И вот после репетиций в спектакле Хомского я бегу на занятия и вижу вдалеке Леонида Ефимовича. Настигаю его между вторым и третьем этажами, здороваюсь кивком головы, потому что задыхаюсь и говорить не могу и, буквально обгоняя его на полкорпуса, влетаю в аудиторию.
Хейфец приходил всегда раньше и прогуливался в нашем скверике. Он встретил там Павла Осиповича Хомского и поинтересовался у него, почему репетиции длятся так долго, что его студентка всё время задерживается? На следующий день в театре мне сказали: «Ещё раз Павел Осипович услышит от твоего мастера, что ты задерживаешься, вылетишь отсюда». Я стала не бегать, а нестись, как угорелая, очень быстро покрывая расстояние от Театра им. Моссовет до ГИТИСа.  

Но это было чудесная школа! В то время, когда мы учились, Леонид Ефимович был главным режиссёром Театра Российской армии. Мы ходили на все его спектакли.

Прошло время, сейчас я сама уже режиссёр и всегда жду его на своих спектаклях, потому что знаю: он полночи после этого будет разбирать мою работу, давать советы, за что я ему безгранично благодарна.
 
«Театрал» поздравляет мастера с юбилеем! Желает бодрости духа, новых спектаклей и вдохновенных побед!

  • Нравится


Самое читаемое

  • Римас Туминас: «Все хотят счастья, а его нет»

    В эти дни в Китае продолжаются гастроли Театра им. Вахтангова со спектаклем Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Позади семь спектаклей в Гуанчжоу и Шанхае. Недавно труппа переехала в Пекин, где с 16 по 19 мая «Евгений Онегин» пройдет еще четыре раза. ...
  • Прощай, Расстрига!

    Не стало Сергея Доренко. Ужасная и шокирующая весть пришла 9 мая, в самый разгар гуляний, когда, казалось, ничего плохого просто не могло случиться. Но случилось. Погиб Доренко. Поверить в это было невозможно. Верить не хотелось. ...
  • Умер создатель Концептуального театра Кирилл Ганин

    Создатель и режиссер московского Концептуального театра Кирилл Ганин скончался на 53-м году жизни. Об этом сообщили его коллеги в социальных сетях. «Прощание с Ганиным состоится в пятницу 24 мая в 11:00 на Николо-Архангельском кладбище. ...
  • «Смоленск может лишиться единственного театра»

    На базе Смоленского драматического театра им. Грибоедова планируют создать филиал Мариинского театра. Об этом заявил губернатор Алексей Островский на встрече с Валерием Гергиевым.  «Театрал» дозвонился директору театра Людмиле Судовской, но она отказалась что-либо комментировать по поводу данной инициативы. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Театр возникает, когда ты полон жизни…»

    В этот день (24 мая 2000 года) ушел из жизни один из выдающихся режиссеров ХХ века, основатель «Современника», реформатор сцены, художественный руководитель МХАТа (в 1970-2000 гг.) Олег ЕФРЕМОВ. В память о нем «Театрал» приводит несколько цитат из интервью режиссера разных лет. ...
  • «Без новаторства любая традиция мертва»

    В этот день (23 мая) 30 лет назад не стало Георгия Товстоногова, выдающегося режиссера, автора спектаклей, которые по силе своего психологизма, по многозначности заложенных в них мыслей стали вершиной драматического театра ХХ столетия. ...
  • «Он никогда не повышает голос»

    Глеб Панфилов окончил химико-технологический факультет Уральского университета, а стал режиссёром. Первый художественный  фильм снял в 33 года. Всего же в его биографии их одиннадцать (не считая короткометражки), и каждый – со своей индивидуальной темой, каждый отмечен наградой. ...
  • Александр Огарев: «Эта пьеса нужна всем»

    В «Школе драматического искусства» состоится премьера пьесы «Битва за Мосул» Алексея Житковского. О своем отношении к современной драматургии рассказал ее режиссер-постановщик  Александр Огарев. - Александр, почему вы вновь решили обратиться к современной драматургии? Прежде, в основном, вы ставили классику, а это совсем иная эстетика. ...
Читайте также