«Не хочу пропускать ни единого слова»

Леонид Хейфец отмечает юбилей

 
Недоучившись в Белорусском политехническом институте, он уехал в Москву, поступил в ГИТИС на курс Алексея Попова и Марии Кнебель, и это определило его дальнейшую судьбу. Леонид Хейфец дебютировал в 1962году в Рижском ТЮЗе. Дипломный спектакль ставил в Центральном театре Советской армии. Там же он выпустил «Смерть Иоанна Грозного» - постановку, которая принесла ему успех.
 
А еще был «Павел I» с Олегом Борисовым в главной роли и множество других блестящих спектаклей. В последние 20 лет Леонид Ефимович  работает в Театре им. Маяковского, где выпустил недавно спектакль «Пигмалион» по Бернарду Шоу.
 
Ольга Прокофьева, актриса Театра им. Маяковского:
– Мне с Леонидом Ефимовичем легко. Кто-то подумает - плохой знак. Ведь должно быть с режиссером не легко. Настоящее рождается в мучительных спорах, в отстаивании своего взгляда, принципиальной позиции порой со слезами на глазах. С ним не хочется ни спорить, ни отстаивать своих позиций. Хотя в своей методике он позволяет это. Мне достаточно просто слушать, услышать, встать и сделать. Не покидает ощущение, что ты работаешь и созидаешь с человеком, который знает, зачем дана эта жизнь. Не хочу пропускать ни единого слова. А сам он не верит словам, комплиментам, признаниям. Особенно словам, которые произносят артистки. Говорит, что все обманщицы и не искренни в своих чувствах. Мне тоже не верит! Поэтому пробиваюсь к его душе поступками. Пытаюсь соответствовать его замыслам, справляться с поставленными задачами, талантливо существовать в его постановках. Может, поверит? Поменяет свое мнение? Примет за аксиому, не проходящую к нему нежность и любовь. Сейчас у нас перерыв в репетициях... А так хочется вновь услышать: «Это моя принципиальная болезнь!», «Записано в душе...» Я скучаю.
 
Борис Клюев, актёр Малого театра:
– Леонид Ефимович пришёл в Малый театр молодым энергичным человеком с трудной биографической судьбой. На репетициях своего первого спектакля «Свадьба Кречинского» он сразу попал на Кенингсона и Ильинского и очень переживал. Он много говорил, краснел – они всё делали по-своему, но успех спектаклю принёс Виталий Соломин в роли Нелькина – того самого героя, о котором в этом самом Малом театре при царе батюшке актеры писали: «Сыграю кого угодно, кроме Нелькина».

На этих репетициях он еще сдерживал свой невероятный темперамент. Однажды после сцены Кенингсона и Ильинского, когда они ушли, Леонид Ефимович так разнервничался, что в репетиционном зале лег на скамейку, приходя в себя после встречи с мастерами.
В третьем по счету спектакле «Заговор Фиеско в Генуе» был занят Михаил Иванович Царёв и молодые артисты. Вот тут он уже кровушки попил. Лёня кричал так, что трудно было репетировать. Досталось всем, но результат был отличный. После премьеры мы собрались, чтобы отметить. С ним была Наташа Гундарева в то время его жена. Лёню попросили что-нибудь сказать. Он встал и заявил: «Всё плохо!» Я тихо Наташе говорю: «Уводи его, а то будет драка».

В последний спектакль «Ретро» он набрал корифеев труппы. Стою я как-то в коридоре театра, навстречу после репетиции идут актёры улыбаются, смеются. Следом по этому же коридору идет Лёня в рубашке, свитер он снял. Он так тратился, что был взмокший, уставший, в запотевших очках. Видя, что я смеюсь, он поинтересовался, что это меня так рассмешило. Я говорю: «Сейчас видел артистов, а теперь вижу режиссёра и не пойму – кто над кем издевался?»

С «Фиеско» мы выиграли фестиваль Шиллера в ФРГ, объездили с ним полстраны. У меня остались самые лучшие воспоминания о Ленечке, потому что он настоящий художник. Он достигал результата, пусть даже ценой неимоверной растраты.
 
Наталья Громушкина, актриса:
– Вообще-то  в ГИТИС я шла на режиссёрский факультет к Фоменко, но именно в тот год он оставил весь свой курс на второй год обучения. И новый курс набирал Хейфец. Он меня, ничего не умеющую шестнадцатилетнюю девочку, взял. Ближе к финалу мы стали интересоваться у педагогов, за что они нас взяли. По поводу меня Хейфец сказал: «Не знаю, что с ней делать, но брать надо!»

На втором курсе у меня появилась возможность перейти к Фоменко, но я не смогла уйти от Леонида Ефимовича, потому что была ему бесконечно благодарна, и уже тогда понимала его значимость. Он очень эмоциональный. Нельзя сказать, что на занятиях он очень кричал, но по тому, как он себя вел, как снимал и надевал очки, по его жестикуляции, мы сразу понимали: «Всё, это катастрофа!»

На третьем курсе меня пригласили в Театр Моссовета в спектакль «Шиворот навыворот», который ставил Павел Осипович Хомский. Я начала репетировать в театре и потому на занятия в ГИТИС, бывало, задерживалась. А у Хейфеца был закон: если опоздал – к занятиям не допускаешься. Больше того, можно было вылететь с экзамена или зачёта. Его не волновало, что у тебя лучший отрывок или ты везде занят, или что у тебя даже главная роль. Закон один для всех.

И вот после репетиций в спектакле Хомского я бегу на занятия и вижу вдалеке Леонида Ефимовича. Настигаю его между вторым и третьем этажами, здороваюсь кивком головы, потому что задыхаюсь и говорить не могу и, буквально обгоняя его на полкорпуса, влетаю в аудиторию.
Хейфец приходил всегда раньше и прогуливался в нашем скверике. Он встретил там Павла Осиповича Хомского и поинтересовался у него, почему репетиции длятся так долго, что его студентка всё время задерживается? На следующий день в театре мне сказали: «Ещё раз Павел Осипович услышит от твоего мастера, что ты задерживаешься, вылетишь отсюда». Я стала не бегать, а нестись, как угорелая, очень быстро покрывая расстояние от Театра им. Моссовет до ГИТИСа.  

Но это было чудесная школа! В то время, когда мы учились, Леонид Ефимович был главным режиссёром Театра Российской армии. Мы ходили на все его спектакли.

Прошло время, сейчас я сама уже режиссёр и всегда жду его на своих спектаклях, потому что знаю: он полночи после этого будет разбирать мою работу, давать советы, за что я ему безгранично благодарна.
 
«Театрал» поздравляет мастера с юбилеем! Желает бодрости духа, новых спектаклей и вдохновенных побед!

  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
  • Кирилл Крок: «Ситуация для российских театров чудовищная»

    Круглый стол, состоявшийся 8 сентября в Большом театре, был посвящен опыту Дирекции императорских театров – точнее, тем лучшим его достижениям, которые можно применить и сегодня. При этом некоторые участники дискуссии коснулись и острых проблем нынешнего дня. ...
Читайте также


Читайте также

  • Кирилл Серебренников встретится со зрителями

    В следящий четверг, 25 июля, режиссер Кирилл Серебренников встретится со зрителями. Паблик-ток о том, какие изменения произошли сегодня в профессии режиссера, пройдет во дворе института дизайна «Стрелка». Об этом сообщается на сайте организации. ...
  • Его голос звучит нам из космоса...

    18 июля выдающемуся поэту Евгению Евтушенко могло бы исполниться 87 лет. Но уже два года его нет с нами. Остались лишь стихи, фотографии, фильмы, воспоминания. И его голос, который звучит нам из космоса. С нами, с редакцией журнала «Театрал», он словно и не расставался. ...
  • Зураб Церетели подарил студентам ГИТИСа звезду

    В среду, 17 июля, Зураб Церетели подарил Российскому институту театрального искусства (ГИТИС) свою композицию «Монумент будущим звездам». Ее установили во дворе института в Малом Кисловском переулке. Скульптура выглядит как большая золотая звезда на темном фоне и выполнена в технике выколотки из меди. ...
  • Сергей Чонишвили: «Мы живём во власти стереотипов»

    Больше всего в театре Сергей ЧОНИШВИЛИ опасается однообразия и говорит, что ради интересного эксперимента согласится на любую работу. Главное, чтобы она сопровождалась творческим поиском и расширяла актерский диапазон… – Сергей, вы актер, который не перестает удивлять своей разноплановостью: столько у вас премьер и проектов… – На сцене, конечно, интереснее существовать, когда ты ставишь над собой эксперименты, хотя и не знаешь, каков будет результат – плюсовой или не плюсовой. ...
Читайте также