«Новоселье отмечали капустником»

45 лет назад «Современник» прописался на Чистых прудах

 
«А если я по дому загрущу, на Чистых я фиалку отыщу и вспомню о Москве», – с такой поправкой песня Геннадия Шпаликова звучит со сцены «Современника» в музыкальном вечере «Шагает солнце по бульварам», посвященном основателям театра. Театр, созданный Олегом Ефремовым, неотделим от Чистых прудов. 15 апреля исполняется 45 лет с того момента, как бывшее здание кинотеатра «Колизей», построенное Романом Клейном, было занято прославленной труппой.
 
А вот представьте теперь, что тогда переезжать на бульвар никто не хотел: сама идея была принята коллективом в штыки. На площади Маяковского современниковцы прожили тринадцать счастливых лет, там был их родной дом, любовно построенный собственными руками. Первый документ о переводе «Современника» в здание «Колизея» был составлен еще в 1967 году. Руководивший театром Олег Ефремов открещивался от этого решения, как мог. Процесс затянулся на годы, но все-таки задуманное сбылось, новоселье состоялось.
 
«Театрал» попросил вспомнить, как все происходило, свидетельницу тех событий, актрису, которая была с «Современником» с момента его появления на свет, заслуженную артистку РФ Елену Миллиоти.
 
«Мы понимали, что «Современник» на площади Маяковского рано или поздно будут сносить. Таковы были условия, когда мы туда въезжали. Были разговоры о том, чтобы построить для нас новое здание на месте, где раньше стоял Кукольный театр имени Образцова (с 1936 по 1970 годы Театр имени Образцова находился на площади Маяковского, на углу улицы Горького и Оружейного переулка – «Т»). Комсомольцы Фрунзенского района даже предложили объявить ударную комсомольскую стройку и все сделать на добровольных началах. Это нам очень подходило, потому что никуда ехать было бы не надо, мы бы просто перешли дорогу, и всё. Но ничего этого не случилось.
 
Алексей Кутузов, Тамара Дегтярева, Алексей Самойлов, Валерий Хлевинский. 15 апреля 1974 г.


От «Колизея» Ефремов очень долго «отбрыкивался». Во-первых, чего это мы поедем в кинотеатр?! Во-вторых, нам казалось, что это ужасно далеко. Но власти настаивали. Я помню, как Олег Николаевич взял несколько актеров из труппы, и поехали на «смотрины». Мы ахнули, когда вошли внутрь. Потолки нам показались высоченными, фойе темным, витражи на окнах нелепыми. Ощущение было, как будто мы в храме католическом находимся. Это совершенно нам, русскому театру, не подходило.
 
К тому же, на площади Маяковского у нас была большая мраморная лестница, которая создавала ощущение театра. Ты поднимался, мог смотреться в зеркала огромные. Здесь этой торжественности не было и в помине – три ступеньки, и из гардероба сразу оказываешься в фойе.  «Колизей» был чужим для нас пространством. Но ничего поделать мы не могли, всё решили за нас.
 
Труппа театра. 1974 г.

Мне кажется, Олегу Николаевичу даже грозили чуть ли не партбилет отобрать, если он не согласится ехать. А переехали мы уже без него (в 1970 году Олег Ефремов был назначен художественным руководителем МХАТА им. М. Горького – «Т»). Конечно, все выглядело уже по-другому – витражи исчезли, стены покрасили в белый, повесили люстры, стало очень светло, хорошо.
 
Новоселье отмечали капустником. Мы с Галей Соколовой – она была правой рукой Гали Волчек и абсолютно гениальным человеком и замечательным режиссером-педагогом, – придумали сценарий. Она писала стихи: «У нас сегодня совпаденье – //На новоселье день рожденья! // (Каким-то там) апрельским днем // На новоселье мы вас ждем!»
 
Анастасия Вертинская с шариками, надутыми воздухом старого здания "Современника"

В фойе поставили эстраду, все актрисы нарядились, мы придумали беспроигрышную лотерею и продавали воздушные шарики с воздухом старого здания «Современника».
 
Но как мы мучились первое время в этом здании, это что-то! Какие-то лесенки, переходы, закутки! Долгое время мы все друг у друга спрашивали «а где это?», «а куда идти?».  Со временем, конечно, привыкли и приросли к этому дому, теперь он для нас родной. Нельзя не любить место, где ты получаешь радость. Я очень верю в ту энергию, которую вложил сюда купец, заказавший Роману Клейну построить здесь кинотеатр. Мне кажется, что он делал его с любовью, и эта любовь она сохранилась в этих стенах. У нас же в театре долгое время сверчок жил! «Пилил» на своей скрипочке. Мы не видели его, только слышали. А говорят, когда сверчок в доме, это очень хороший знак, счастливый».
  
Историческая справка
В 1878 году владельцем участка на Чистопрудном бульваре близ Покровских ворот стал купец первой гильдии Александр Петрович Гуськов. В 1913 году он получил разрешение на строительство здания для кинематографа. Автором проекта стал известный архитектор Роман Иванович Клейн, работавший стиле неоклассицизма, неоготики и неорусского стиля (автор торгового дома «Мюр и Мерилиз», ныне ЦУМ, Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, «Чайного дома» на Мясницкой).
Проект для кинематографа был выполнен по последнему слову времени. Он имел большой зал, фойе и проекционную. «Колизей» относился к кинотеатру первой категории, где демонстрировались лучшие фильмы, а перед началом сеансов в фойе играл оркестр.
В 1973 году здание было реконструировано и приспособлено под театр. Перестоен планшет, достроено и увеличено в высоту пространство сцены. Для размещения производственных и административных служб приспособили соседний от «Колизея» пятиэтажный дом. Его присоединили к основному зданию воздушным переходом.
В апреле 1974 года сюда переехал театр «Современник».

  • Нравится


Самое читаемое

  • Театр кукол им. Образцова просит о помощи

    В редакцию «Театрала» поступило письмо от коллектива Театра кукол им. Образцова: - Дорогие друзья, 12 июня в 14.30, в День России, куклы Театра Образцова вместе с коллективом выходят на улицу. Под символом нашего театра, под знаменитыми часами мы собираемся записать театрализованное обращение на горячую линию президента. ...
  • Умер актер Александр Кузнецов

    Актер театра и кино, театральный педагог Александр Кузнецов скончался в четверг, 6 июня, на 60-м году жизни после продолжительной болезни. Широкому зрителю он известен по главной роли в фильме «Джек Восьмеркин – "Американец"». ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Умер Франко Дзеффирелли

    Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли ушел из жизни в возрасте 96 лет. Об этом сообщил мэр Флоренции Дарио Нарделла. «Я хотел, чтобы этот день никогда не наступил, – написал Нарделла в своем блоге в Twitter. – Франко Дзеффирели ушел сегодня утром». ...
Читайте также


Читайте также

  • Умер Франко Дзеффирелли

    Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли ушел из жизни в возрасте 96 лет. Об этом сообщил мэр Флоренции Дарио Нарделла. «Я хотел, чтобы этот день никогда не наступил, – написал Нарделла в своем блоге в Twitter. – Франко Дзеффирели ушел сегодня утром». ...
  • Скончалась актриса Эдит Гонсалес

    Мексиканская актриса Эдит Гонсалес, известная по роли Леонеллы Вильяреаль в сериале «Дикая роза» умерла в возрасте 54 лет, об этом сообщил телеканал CNN.   По данным телеканала, причиной смерти актрисы стал рак, с которым она боролась на протяжении последних трех лет. ...
  • В Москве появится мемориальная доска Людмиле Зыкиной

    В понедельник, 10 июня, исполняется 90 лет со дня рождения Людмилы Зыкиной. Концерты, посвященные юбилею певицы, будут проходить в течение года во многих регионах России. Одним из главных событий станет открытие мемориальной доски на фасаде дома, в котором долгие годы жила артистка. ...
  • Умер актер Александр Кузнецов

    Актер театра и кино, театральный педагог Александр Кузнецов скончался в четверг, 6 июня, на 60-м году жизни после продолжительной болезни. Широкому зрителю он известен по главной роли в фильме «Джек Восьмеркин – "Американец"». ...
Читайте также