«Новоселье отмечали капустником»

45 лет назад «Современник» прописался на Чистых прудах

 
«А если я по дому загрущу, на Чистых я фиалку отыщу и вспомню о Москве», – с такой поправкой песня Геннадия Шпаликова звучит со сцены «Современника» в музыкальном вечере «Шагает солнце по бульварам», посвященном основателям театра. Театр, созданный Олегом Ефремовым, неотделим от Чистых прудов. 15 апреля исполняется 45 лет с того момента, как бывшее здание кинотеатра «Колизей», построенное Романом Клейном, было занято прославленной труппой.
 
А вот представьте теперь, что тогда переезжать на бульвар никто не хотел: сама идея была принята коллективом в штыки. На площади Маяковского современниковцы прожили тринадцать счастливых лет, там был их родной дом, любовно построенный собственными руками. Первый документ о переводе «Современника» в здание «Колизея» был составлен еще в 1967 году. Руководивший театром Олег Ефремов открещивался от этого решения, как мог. Процесс затянулся на годы, но все-таки задуманное сбылось, новоселье состоялось.
 
«Театрал» попросил вспомнить, как все происходило, свидетельницу тех событий, актрису, которая была с «Современником» с момента его появления на свет, заслуженную артистку РФ Елену Миллиоти.
 
«Мы понимали, что «Современник» на площади Маяковского рано или поздно будут сносить. Таковы были условия, когда мы туда въезжали. Были разговоры о том, чтобы построить для нас новое здание на месте, где раньше стоял Кукольный театр имени Образцова (с 1936 по 1970 годы Театр имени Образцова находился на площади Маяковского, на углу улицы Горького и Оружейного переулка – «Т»). Комсомольцы Фрунзенского района даже предложили объявить ударную комсомольскую стройку и все сделать на добровольных началах. Это нам очень подходило, потому что никуда ехать было бы не надо, мы бы просто перешли дорогу, и всё. Но ничего этого не случилось.
 
Алексей Кутузов, Тамара Дегтярева, Алексей Самойлов, Валерий Хлевинский. 15 апреля 1974 г.


От «Колизея» Ефремов очень долго «отбрыкивался». Во-первых, чего это мы поедем в кинотеатр?! Во-вторых, нам казалось, что это ужасно далеко. Но власти настаивали. Я помню, как Олег Николаевич взял несколько актеров из труппы, и поехали на «смотрины». Мы ахнули, когда вошли внутрь. Потолки нам показались высоченными, фойе темным, витражи на окнах нелепыми. Ощущение было, как будто мы в храме католическом находимся. Это совершенно нам, русскому театру, не подходило.
 
К тому же, на площади Маяковского у нас была большая мраморная лестница, которая создавала ощущение театра. Ты поднимался, мог смотреться в зеркала огромные. Здесь этой торжественности не было и в помине – три ступеньки, и из гардероба сразу оказываешься в фойе.  «Колизей» был чужим для нас пространством. Но ничего поделать мы не могли, всё решили за нас.
 
Труппа театра. 1974 г.

Мне кажется, Олегу Николаевичу даже грозили чуть ли не партбилет отобрать, если он не согласится ехать. А переехали мы уже без него (в 1970 году Олег Ефремов был назначен художественным руководителем МХАТА им. М. Горького – «Т»). Конечно, все выглядело уже по-другому – витражи исчезли, стены покрасили в белый, повесили люстры, стало очень светло, хорошо.
 
Новоселье отмечали капустником. Мы с Галей Соколовой – она была правой рукой Гали Волчек и абсолютно гениальным человеком и замечательным режиссером-педагогом, – придумали сценарий. Она писала стихи: «У нас сегодня совпаденье – //На новоселье день рожденья! // (Каким-то там) апрельским днем // На новоселье мы вас ждем!»
 
Анастасия Вертинская с шариками, надутыми воздухом старого здания "Современника"

В фойе поставили эстраду, все актрисы нарядились, мы придумали беспроигрышную лотерею и продавали воздушные шарики с воздухом старого здания «Современника».
 
Но как мы мучились первое время в этом здании, это что-то! Какие-то лесенки, переходы, закутки! Долгое время мы все друг у друга спрашивали «а где это?», «а куда идти?».  Со временем, конечно, привыкли и приросли к этому дому, теперь он для нас родной. Нельзя не любить место, где ты получаешь радость. Я очень верю в ту энергию, которую вложил сюда купец, заказавший Роману Клейну построить здесь кинотеатр. Мне кажется, что он делал его с любовью, и эта любовь она сохранилась в этих стенах. У нас же в театре долгое время сверчок жил! «Пилил» на своей скрипочке. Мы не видели его, только слышали. А говорят, когда сверчок в доме, это очень хороший знак, счастливый».
  
Историческая справка
В 1878 году владельцем участка на Чистопрудном бульваре близ Покровских ворот стал купец первой гильдии Александр Петрович Гуськов. В 1913 году он получил разрешение на строительство здания для кинематографа. Автором проекта стал известный архитектор Роман Иванович Клейн, работавший стиле неоклассицизма, неоготики и неорусского стиля (автор торгового дома «Мюр и Мерилиз», ныне ЦУМ, Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, «Чайного дома» на Мясницкой).
Проект для кинематографа был выполнен по последнему слову времени. Он имел большой зал, фойе и проекционную. «Колизей» относился к кинотеатру первой категории, где демонстрировались лучшие фильмы, а перед началом сеансов в фойе играл оркестр.
В 1973 году здание было реконструировано и приспособлено под театр. Перестоен планшет, достроено и увеличено в высоту пространство сцены. Для размещения производственных и административных служб приспособили соседний от «Колизея» пятиэтажный дом. Его присоединили к основному зданию воздушным переходом.
В апреле 1974 года сюда переехал театр «Современник».

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
Читайте также


Читайте также

  • Ушел из жизни продюсер МХТ Александр Попов

    Театральный продюсер и педагог, бывший завлит и замдиректора МХАТа и «Табакерки» Александр Попов скоропостижно скончался в Бостоне в возрасте 55 лет. Об этом сообщается на сайте МХТ им. Чехова. «В начале 2000-х, придя во МХАТ вместе с Олегом Павловичем Табаковым, он был заместителем директора театра, инициатором многих нововведений и начинаний первых лет «эпохи Табакова», - говорится в некрологе. ...
  • В Казани простились с актером, скончавшимся во время спектакля

    В воскресенье, 13 октября, состоялись похороны актера Казанского театра юного зрителя Арсения Курченкова, который умер на сцене во время спектакля «Бал.Бесы». «Десятого октября в Казани на 43-м году жизни скоропостижно скончался ведущий артист Казанского государственного театра юного зрителя, заслуженный артист Республики Татарстан, автор и исполнитель песен Арсений Сергеевич Курченков», — говорится на сайте ТЮЗа. ...
  • Ушла из жизни жена Папанова Надежда Каратаева

    Вечером в четверг, 10 октября, на 96-м году жизни скончалась заслуженная артистка России, ветеран Великой Отечественной войны Надежда Каратаева. Об этом сообщает пресс-служба Московского театра сатиры. Надежда Юрьевна служила в Театре сатиры с 1950 года, сыграв несколько десятков острохарактерных ролей, в числе которых – Серафима Иванова («Маленькие комедии большого дома»), Сметанкина («Таблетку под язык»), унтер-офицерская вдова («Ревизор»), Наталья Судакова («Гнездо глухаря»), Шанель («Восемь любящих женщин») и др. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
Читайте также