Пролетарии всех трупп, объединяйтесь!

 
Весенние деньки провоцируют капель, легкомысленное настроение и желание с кем-нибудь слиться. Или кого-нибудь слить. Если это желание частное и глубоко личное, то оно и ладно. Сливайтесь на здоровье, но без ущерба для окружающих…

Совсем другое дело, когда речь идет о слияниях публичных, неожиданных и странно мотивированных. Тут впору как минимум озадачиться. Долгий опыт жизни в нашем нескучном отечестве приучил, что за любым публичным слиянием, как правило, стоят чьи-то непубличные интересы. А эти интересы могут не иметь ничего общего (или почти ничего) с декларируемыми причинами объединения. 

Совсем недавно, в прошлом номере «Театрала», мы писали о странной истории с известным подмосковным театром «ФЭСТ», на который вдруг навалились местные мытищинские чиновники. Успешный театр был лишен своей финансовой службы, ее объединили со службами других структур, бюджет театра сократили, директора уволили, а устав театра чиновники переписали, лишив коллектив возможности влиять на назначение руководителей.

Театр возмутился, выступил с открытым письмом, обратился в прокуратуру. Тогда в театр пригнали силовиков, они устроили в гримерках настоящий погром, изъяли компьютеры, документы и дали понять, что лучше смириться и не выступать. А местный депутат из бывших «ментов», владеющий не только мандатом, но и ЧОПом, публично посоветовал «ФЭСТу» поделиться площадями, объединиться с рестораном и культурно обслуживать не только публику, но и клиентов. 

«ФЭСТу» повезло, от исторического слияния с общепитом его спасло областное руководство и министр культуры области. Руководство не оставило без внимания реакцию возмущенной театральной общественности, выступившей в защиту «ФЭСТа», да и самим театром областной минкульт традиционно и обоснованно гордился. Поэтому странные объединители вовремя получили по рукам, и ситуация стала потихонечку успокаиваться.
А тут новая волна, еще более мощная и странная. Об объединении вдруг объявили два театра, не имеющих ничего общего, включая прописку. Прославленный Александринский театр и не менее прославленный Ярославский решили слиться в Первый национальный. Вернее, слить театры решили их руководители, а коллективы про объединение узнали из Новостей.

И тут тоже начались справедливые возмущения, причем не только в коллективах, но и в широкой общественности. Мотивы объединения двух исторических театров выглядели, мягко говоря, не очень убедительно. Еще менее убедительно выглядели методы объединения. Кулуарное решение нескольких человек, влияющее не только на судьбы двух уважаемых коллективов, но и на весь театральный ландшафт России, вызвало недоумение и вопросы не только в театральном сообществе. И уже федеральное руководство было вынуждено вмешаться и приостановить странный процесс со странными мотивами. Рекомендовали обсудить с широкой общественностью. Обсуждают.

Но мотивы слияния от этого не становятся убедительнее. Ничто не мешает этим театрам сотрудничать, ездить друг к другу в гости, гастролировать в Москве, называть себя первыми национальными и даже самыми великими... Но какой смысл объединяться физически, обрекая себя на огромное количество организационных и технических проблем, вряд ли способствующих творческому подъему? Вопрос по-прежнему открытый. И вызывающий смутные подозрения, что реальные причины для столь революционных объединений, они в чем-то другом. И не сулящем ничего хорошего.

У нас ведь на памяти богатый опыт революционных объединений, при которых всегда хотели как лучше... Много десятилетий, помнится, объединяли пролетариев всех стран. В результате – ни тех пролетариев, ни тех стран. Долго объединяли братские республики в семью народов – семья развалилась вдрызг. Потом пошли по отраслям – стали объединять клиники, школы...

В результате с медициной беда, а с образованием еще хуже. Стоит ли удивляться, что когда вдруг возникла идея странно мотивированного объединения театров, то публика напряглась, а театры встревожились. Оно, конечно, можно сослаться на весенние легкомысленные настроения, способствующие слиянию. Но весна пройдет. И лето. И осень. А что останется от театральных трупп, объединенных неведомо кем и неведомо зачем? Хорошо, если не последний национальный...

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
Читайте также


Читайте также

  • Незамеченная премьера

    Впервые журнал «Театрал» встретил осень премьерой. Мы не проводили сбор нашей журналистской труппы (потому что она и не расходилась на лето, ежедневно работая на сайте), но сентябрь встретили, как и положено – на сцене. ...
  • Бить иль не бить...

    Театральные маски выходят из моды. В моде нынче маски садистов в полицейской форме. Сегодня такие маски будут покруче «золотых», потому что дают возможность игнорировать нормы, законы, мораль и право. Из-за разгула такой крутизны в последние недели культурная общественность обсуждает не грядущие премьеры, а массовые избиения граждан на улицах Москвы. ...
  • Похороны отложены. Антракт...

    Сергея Доренко хоронить не стали. Прощание отложено на неопределенное время. И похороны тоже. Или кремация.   Полиция приняла решение не выдавать тело вдове в связи с тем, что дочери Сергея написали заявление о проведении повторной экспертизы. ...
  • Прощай, Расстрига!

    Не стало Сергея Доренко. Ужасная и шокирующая весть пришла 9 мая, в самый разгар гуляний, когда, казалось, ничего плохого просто не могло случиться. Но случилось. Погиб Доренко. Поверить в это было невозможно. Верить не хотелось. ...
Читайте также