Зачем мы приходим в театр?

 
На факультете журналистики МГУ при поддержке журнала «Театрал» начал работу семинар «Теория и практика театральной журналистики». Студенты второго курса под руководством преподавателя Тамары Яковой не только знакомятся с теоретическими основами журналистики, но и пробуют свои силы на практике.
 
Они общаются со своими сверстниками из театральных училищ, смотрят студенческие спектакли, встречаются с режиссерами, директорами, актерами известных театров, обсуждают актуальные проблемы, планы, премьеры, а результатом этих встреч будут публикации на сайте «Театрала», в социальных группах издания и на страницах журнала «Театрал». 
 
Одним из первых с будущими журналистами-театралами встретился директор театра имени Вахтангова Кирилл Крок. На этой встрече разговор зашел о важности имиджа театра в публичной сфере, и о том, как театр должен работать с общественностью. Студенты-журналисты делятся своими впечатлениями о встрече.
 
«Поплакать или посмеяться»
Попова Софья
 «Мы приходим в театр за двумя эмоциями: или поплакать, или посмеяться. Если я их в театре получаю, значит, театр сегодня вечером, на спектакле, выполнил свою функцию, которую от него ждёт общество», - эти слова Кирилла Игоревича заставили меня задуматься. Плакать? Смеяться? Плакать, а потом смеяться, или наоборот?.. Смотрю спектакль и улыбаюсь, потому что очень нравится игра актёров: смешно и остроумно одновременно. Прекрасные декорации, красивые костюмы и завораживающая игра. «Евгений Онегин» по роману А. С. Пушкина идёт в Вахтанговском театре уже несколько лет, а я только сейчас нашла время его посмотреть. Обращаю внимание на сидящего справа зрителя. Он улыбается, поглощённый происходящим на подмостках: Мария Волкова просто великолепна в роли Ольги Лариной, Виктор Добронравов –настоящий денди, истинный Онегин. Чувствуется бешеная энергетика от артистов, всего зрительского зала, даже от света люстр, так высоко висящих над головами… 

Вот снова сцена, снова зал, снова эмоции бьют через край: спектакль на Симоновской сцене театра «Анна Франк». Еле сдерживаю себя, чтобы не заплакать. «Последняя запись в дневнике сделана 1 августа 1944 года». Анну Франк и всех обитателей убежища нашли и арестовали. Ловлю себя на чувстве, что готова выбежать на сцену – спасти Анну... Мой сосед справа вытирает платком мокрые глаза. Занавес. Одиночные рукоплескания, которые превращаются в громкие овации. Зал встаёт, не переставая хлопать. Зрители улыбаются, многие - сквозь слёзы. Театр сегодня вечером выполнил свою функцию.
 
«Театр открыт всегда»
Макарова Мария
Проект «Встречи с Вахтанговцами» показался мне наиболее заманчивой рекламой театра в самом хорошем смысле этого слова. Труппа театра имени Вахтангова – одна из самых узнаваемых и востребованных в России. Каждый причастный к искусству человек знает её актеров, но конечно же хочет узнать о них больше. Какое кино любит Александр Олешко? Какие спектакли сейчас репетирует Римас Туминас? Что читает Владимир Вдовиченков? Где снимается Виктор Добронравов?
Когда уже в роли главного режиссера дебютирует Юрий Бутусов?

Любой вопрос приветствуется и не останется без ответа. На протяжении часа в театральной библиотеке актеры отвечают на вопросы, которые задаём мы, зрители. Если вы не успели отправить вопросы заранее, вы сможете сделать это прямо во время трансляции. Встреча проходит в онлайн формате – зрители, не имеющие доступа к сети в определенный момент, всегда могут наверстать упущенное и посмотреть запись позже – видео публикуются на сайте театра и на Youtube. Получается, что театр Вахтангова, его актеры и режиссеры всегда открыты для своего зрителя.
 
«Оскорбления неприемлемы»
Поправка Настя 
«Театр – это не тульский пряник, который обязательно должен всем понравиться».

Сегодня мы, скорее всего, не найдем человека, который ни разу не смотрел фильм в кинотеатре. Зато тех, кто не видел ни одной театральной постановки, - запросто. Кирилл Игоревич Крок отмечает: «Театр – дело избирательное, дело очень элитное». Этот вид искусства преследует цель не обслужить зрителя, а создать диалог с ним, коммуникацию. 

Во времена доминирования цифровых технологий для общения с посетителями театра существуют открытые обсуждения не только на официальном сайте, но и в группах в социальных сетях. Кирилл Игоревич считает, что сегодня социальные сети – это наиболее демократические средства коммуникации, где под любой темой можно оставить комментарий.

Директор театра подчеркивает: они (Театр им. Вахтангова) совершенно открыты как к положительным отзывам, так и к критике от своего зрителя. «Мы не убираем какие-то не совсем лестные комментарии. Некоторые пишут: "Мне не понравилось". Ну не понравилось - и слава Богу». За последние 4 года были удалены только 2 отзыва, что говорит о полной открытости театра перед своей аудиторией. Честный диалог, плюрализм мнений - это действительно не пустые слова: «Если не понравилось, напишите – почему», - говорит Кирилл Игоревич. Мнение зрителя, каким бы оно ни было, имеет право на существование. Но четко обозначены и критерии, за что комментарий в социальных сетях удаляется, а его автору закрывается доступ к группе: нецензурные, переходящие на личность и оскорбляющие человеческое достоинство комментарии неприемлемы. 
 
«Сарафанное радио» - работает»
Авдонина Катя 
«Он был! А я — нет…» Я должен быть там. Где, спросите вы? В театре имени Вахтангова. 

И это не акт рекламы, это — факт: рано или поздно, вы там окажетесь. Вопрос только в том, как именно вы узнаете об этом месте, проще говоря, на какой «крючок» пресс-службы театра попадётесь. Это может быть яркий баннер посреди улицы, внезапная рассылка с афишей на почту, пост в соцсетях или даже попавшая вам в руки газета «Вахтанговец», которую ежемесячно выпускает театр. Какой-нибудь из пиар-ходов да сработает. 

Однако Кирилл Игоревич Крок убеждён, что лучшей рекламой до сих пор остаётся так называемое «сарафанное радио»: «Поверьте мне, нет ничего дороже, чем сарафанное человеческое радио», — говорит он, а после фантазирует о пути театральной газеты, путешествующей от сервировочного стола до офисного и становящейся настоящей живой рекламой.

Если подумать, то почти все действия пиар-кампании театра сводятся к человеческому фактору. К примеру, время от времени в театр на экскурсию приглашаются блоггеры, которые после делятся своими впечатлениями в соцсетях. А это ведь тоже своего рода мощное сарафанное радио, распространённое, правда, не на одного и не на двух, а на тысячи человек сразу. 
Получается, что один из самых успешных театров России в своей многообразной пиар-кампании не чурается и простого «сарафанного радио». Кто бы мог подумать! И это честнее, чем вечные флуоресцентные билборды на каждой автобусной остановке и надоедливые видеоролики в телевизоре. А главное - это работает. Так, может, нам всего лишь нужно побеседовать?..
 
«Не надо чураться новых форм»
Темная Юлия
Кирилл Игоревич Крок – человек исключительно элегантный, на кончиках его лакированных туфель матово отражаются вахтанговские люстры. С такого внимания к собственному имиджу начинается и внимание к имиджу Театра, которым он руководит. 

Одна из задач директора, по его словам – сделать все, чтобы билеты в театр на нынешний вечер были проданы. Для этого в ход идут различные средства: начиная с постов на личной странице в фейсбуке, с регулярно обновляемой информации на сайте театра, и заканчивая комментариями в профильных СМИ, репортажами с премьер, интервью с актерами и режиссерами театра. До 2015 года театр им. Вахтангова рекламировался еще и в метро, на киосках по продажам билетов (но эффективность такой рекламы было трудно отследить, поэтому ее прекратили). Жизнь постоянно диктует театру новые формы взаимоотношений со своим зрителем и с потенциальной аудиторией. И театр не устает откликаться на эти вызовы, и не считает зазорным испытывать эти формы на себе. Главное – вечером публика должна прийти в театр, и зал должен быть полным.
 
«Нам важно мнение блогера»
Анфиногентова Аня
По словам Кирилла Крока, в наше время люди перестали доверять политизированным средствам массовой информации. «Сегодня больше прислушиваются к мнению блогера, у которого миллион подписчиков, - добавил Кирилл Игоревич. - Порой мнение одного такого человека, касающееся спектакля или похода в театр, набирает больше просмотров, чем любая газета».

По этой причине в настоящее время Театр Вахтангова уделяет особое внимание социальным сетям и блогерам, которые могут поспособствовать его продвижению. Так, в конце прошлого года Кирилл Игоревич организовал двухчасовую экскурсию по закулисному миру для людей, чьи блоги никак не связаны с театром. Это мероприятие было полезно как для блогеров, так и для самого Театра Вахтангова: после того, как первые своими глазами увидели, какой большой и удивительный город находится по ту сторону занавеса, они написали об этом на своих страницах в социальных сетях, собрав большое количество лайков и репостов, а театр, в свою очередь, обрёл новых поклонников.
 
«Главное – чувство сопричастности»
Калаева Катя
Принцип четвертой стены, отделяющей актеров от публики в зале, позволяет зрителю проникнуться действием, оставаясь сторонним наблюдателем. Непричастность к спектаклю приводит гостей театра к ощущению похода в кинотеатр: перед зрителем не «живая» постановка, а некий механизм, который одинаково хорошо или плохо доведет пьесу до конца. Однако театр не может жить ни без актера, ни без публики. «Мужчина! Почему Вы сидите с закрытыми глазами? Я Вас понимаю: он хотел дома остаться, а она его в театр приволокла», - раздается со сцены театра им. Вахтангова в разгар спектакля «Мадемаузель Нитуш».

Публика радуется прямому обращению ведущей актрисы Марии Ароновой к зрителю, а вместе с мужчиной в партере, который, по убеждению Кирилла Крока, обязательно просыпается, иллюзия непричастности к постановке покидает всех присутствующих в зале. Здесь и возникает настоящее общение зрителя с миром театра, которое, быть может, начиналось с захода на сайт, или с репортажа в театральном журнале. А теперь продолжается в заполненном зале.
 
 
 
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Человек становится свободным, когда способен себя ограничить»

    В преддверии 99-го сезона, который открылся в Театре им. Вахтангова в пятницу, 6 сентября, художественный руководитель Римас ТУМИНАС объявил о предстоящих планах (подробнее см. материал «Театрала»). Однако его речь отличалась не только перечислением планов, но и злободневными рассуждениями, которые, возможно, разойдутся на цитаты. ...
  • «Звезда Театрала»-2019: шорт-лист объявлен!

    Первый этап голосования позади. За лето в каждой номинации Премии «Звезда Театрала» определились тройки лидеров и по традиции объявляется шорт-лист.   У читателей есть время до конца осени, чтобы зайти на страницу Премии и решить, чьи актерские и режиссерские работы в прошлом сезоне были лучшими. ...
  • «Мы не должны молчать»

    В понедельник, 16 сентября, актера Павла Устинова, выпускника Высшей школы сценических искусств Константина Райкина приговорили к 3,5 годам лишения свободы по части 2 ст. 318 УК РФ. Суд признал его виновным в применении насилия к представителю власти: по версии следствия, 3 августа на несанкционированной акции на Пушкинской площади Устинов оказал сопротивление сотрудникам Росгвардии при задержании и вывихнул плечевой сустав одному из росгвардейцев. ...
  • «Я хотел закрыть театр на три дня»

    Вечером, 6 сентября, Театр им. Вахтангова открывает 99-й сезон премьерой спектакля Юрия Бутусова «Пер Гюнт», для которого, по словам Римаса Туминаса, нужно будет сделать другую афишу. Сейчас там изображен молодой человек с заклеенным ртом и глазами. ...
Читайте также


Читайте также

  • Ласточкино гнездо

    Театральный сезон начался, а вместе с ним и учебный год, а это значит, что наш журнал возобновляет рубрику «Журфак «Театрала», организованную совместно с факультетом журналистики МГУ. И первая «проба пера» посвящается спектаклю «Ласточка», который в сентябре побывал на гастролях в Москве. ...
  • Поющий Маяковский в «Театре Луны»

    Мы привыкли воспринимать Владимира Маяковского как одного из основоположников футуризма. Его стихи пронизаны надрывной интонацией, каждое слово будто бы выковано из железа. Невольно создаётся ощущение, будто и сам Владимир Владимирович был таким – строгим и стальным человеком. ...
  • Чужой среди всех

    В Московском Губернском театре одной из премьер завершающегося сезона стал спектакль «Возмутитель». Режиссер Павел Артемьев воспроизвел инсценировку драматурга Владимира Малягина по мотивам произведений Салтыкова-Щедрина, центром которой является незавершенный цикл сатирика «В больнице для умалишенных». ...
  • «Меня переехало временем»

    «Театрал» продолжает совместный проект с факультетом журналистики МГУ «Журфак театрала». В рамках этого проекта студенты МГУ встречаются с актерами и режиссерами, смотрят спектакли, знакомятся с «закулисьем», и делятся своими впечатлениями с нашими читателями. ...
Читайте также