Съедобное искусство

Как на шоколадной фабрике родилась театральная легенда

 
На фото: Станислав Любшин, лауреат «Звезды Театрала»-2018 в номинации «Легенда сцены»

На этот раз мы решили отступить от традиции и провести мастер-класс по ремеслу, которое не имеет прямой связи с театром. Однако героя выбрали не случайно. Виталий ПОНОМАРЕВ – художник и скульптор по шоколаду кондитерской фабрики «Конфаэль», который не первый год удивляет своим мастерством гостей премии «Звезда Театрала», изготавливая уникальные шоколадные портреты – традиционные подарки лауреатам в номинации «Легенда сцены».  

Еще один фирменный знак компании – шоколадные скульптуры ручной работы – также знакомы гостям «Звезды»: ежегодно, в день премии, в театральном фойе витает аромат шоколада, а кусочки скульптуры можно попробовать прямо на месте.  В чем секрет мастерства художника по шоколаду, «Театрал» узнал из первых уст. 

«Атлант расправил плечи»: что можно сделать из шоколада? 
На самом деле все что угодно. Ассортимент шоколадных скульптур «Конфаэль» включает кондитерские изделия массового производства (от шоколадной туфельки до шоколадного танка), а также штучные сладости, сделанные вручную по авторскому проекту. Самый распространенный индивидуальный заказ – изготовление логотипа. Однако фантазия покупателей подчас доходит до немыслимых масштабов. Фабрике доводилось отливать в шоколаде и 4-метрового крокодила, и 20-килограммового полярного медведя. Последний – из белого шоколада – красовался на Благотворительном арктическом балу. Был еще атлант – весом в полтонны. 

Спецподготовка: как получить «правильный» шоколад? 
Прежде чем стать материалом для скульптуры, шоколад проходит стадию темперирования – несколько этапов температурной обработки и перемешивания, в результате которых формируется нужная кристаллическая решетка. После этого продукт можно заливать в форму. Сделать это нужно сразу – спустя десять минут его плотность изменится, и весь процесс придется проделывать заново. 

Сопротивление материала: в чем сложность работы с шоколадом? 
Главная особенность шоколада – это хрупкость. На фабрике всегда есть темперированный шоколад, поэтому в случае скола мастер может тут же заказать дополнительную партию и исправить дефект (по этой причине мастерская художника находится в производственном цехе). Задача усложняется, когда скульптуру приходится выполнять на глазах у зрителей (у «Конфаэль» есть такая услуга). Восстановить сколотый фрагмент невозможно – приходится импровизировать и вписывать новую форму в композицию. Впрочем, накладки случаются нечасто. «Когда долго работаешь с шоколадом, начинаешь физически его чувствовать – знаешь, где нужно приложить силу, а где, наоборот, работать с осторожностью», – говорит скульптор. 

Орудие труда: какие инструменты использовать? 
Для работы с капризным материалом есть целый арсенал приспособлений. Среди них ножи для резьбы по дереву, ножи для карвинга (художественной резки по овощам и фруктам) и даже медицинские скальпели (с их помощью прорабатываются мелкие детали). Каждый нож обтачивается специальным образом в зависимости от задачи. 

Лицо в оправе: как написать шоколадный портрет? 
Полотном для картины служит плитка из белого  шоколада, которая выполняется в разных размерах. Например, для шоколадных портретов «Легенд сцены» используются плитки 34 на 48 см. Принцип работы по шоколаду похож на письмо гуашью или маслом, с той лишь разницей, что рисунок наносится шоколадными красками. 

Палитра вкусов: из чего делают краски? 
Основой для красок служит белый шоколад, к которому добавляются природные красители – концентрированные соки овощей, фруктов и ягод. Для достижения нужного оттенка, как и в обычной живописи, краски смешиваются на палитре. Для письма по шоколаду используются только искусственные кисти высокого качества – натуральные нередко теряют волоски, что недопустимо при работе с пищевой продукцией. Жидкий цветной шоколад наносится на твердую поверхность и высыхает практически моментально. Готовая работа помещается в деревянную раму под специальный пластик. Срок хранения такой картины в качестве сладости – один год. А как произведение искусства она может существовать несколько лет.

Сделай сам: как освоить скульптуру в домашних условиях? 
Художественная резка по шоколаду поддается самостоятельному освоению. Правда, есть один нюанс: приготовление шоколада. В ответ на запрос: «Темперирование шоколада в домашних условиях», любой поисковик выдается сотни ссылок, но, по словам эксперта, процесс этот настолько трудоемкий, что вряд ли увенчается успехом на обычной кухне. Закупить шоколад на фабрике тоже не выйдет: производителю невыгодно продавать шоколадную массу, он охотнее продаст готовое изделие. Поэтому для освоения скульптуры все же лучше выбирать более доступные материалы – глину или скульптурный пластилин. Они несколько мягче шоколада, но, в целом, принципы работы с ними те же. «Главный секрет успеха – не бояться экспериментировать», – считает художник. В помощь начинающему скульптору – обучающие видеоролики и мастер-классы на YouTube. 

Профессия художник: как научиться рисовать на шоколаде? 
Освоить шоколадную живопись – куда проще. На элементарном уровне ей можно обучить и взрослого, и ребенка. Кстати, в ассортименте «Конфаэль» для этого есть специальные «шоколадные раскраски» – детские наборы, состоящие из шоколадной плитки и шоколадных красок. На плитку нанесен контур, благодаря которому малыш может самостоятельно раскрасить картинку, а с обратной стороны – нарисовать собственную. Самое приятное в этом деле – после творческой практики получившиеся живописное произведение можно будет съесть.



 Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 


  • Нравится


Самое читаемое

  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • «Ничего лучше уже не придумать»

    В праздничные дни, по традиции, повторяем материалы, вышедшие в «Театрале» в минувшем году. Сегодня в нашей подборке – закулисье театра «Мастерская Петра Фоменко».  «Когда мы ставили «Бесприданницу» (это была первая премьера в здании Новой сцены), Петр Наумович шутил: Паратов будет приплывать на своей «Ласточке» прямо по Москве-реке и выходить на сцену через окно», – рассказывает «Театралу» главный администратор «Мастерской Петра Фоменко» Вера ЗАВГОРОДНЯЯ. ...
  • Ушел из жизни автор первой советской рок-оперы

    Либреттист, инсценировщик, переводчик Юрий Димитрин скончался в Санкт-Петербурге на 85-м году жизни. Об этом на своей странице в Facebook сообщил соавтор Юрия Георгиевича композитор Александр Журбин. В 1975 году Димитрин и Журбин написали первую для СССР рок-оперу «Орфей и Эвридика». ...
  • Виктор Рыжаков: «Будем вместе думать, каким будет наше завтра»

    В четверг, 9 января, глава московского Департамента культуры Александр Кибовский представил коллективу «Современника» нового художественного руководителя – Виктора Рыжакова. Встреча проходила в  закрытом формате. ...
Читайте также


Читайте также

  • Хлеб и зрелища

    В воздухе витает аромат свежей выпечки, стол засыпан мукой, пекарь в белом колпаке ловкими движениями замешивает тесто. Нет, это не утро в кулинарной лавке. Это спектакль Театра Вкуса «Семейная пекарня». О внутренней кухне уникального направления рассказывает его основатель Юрий МАКЕЕВ (материал подготовлен в рамках спецпроекта «Театрала» «Мастер-класс»). ...
  • Чайковский для «чайников»

    Опера. Стоит только сказать это слово, и воображение рисует помпезный зал в золоте и амурах и тучных солистов, поющих сложные арии на непонятном языке (даже если этот язык – русский). Еще немного – и потянет в сон. Пришло время развеять мифы. ...
  • Владимир Шульга: «Импровизация – это состояние души»

    В бумажных выпусках «Театрала» каждый месяц продолжается спецпроект, посвященный тайнам театральных профессий. Недавний наш гость – актер театра «Школа современной пьесы», народный артист России Владимир Шульга рассказал о том, как не растеряться на сцене, если партнер начинает импровизировать. ...
  • Административный ресурс

    «В нашей работе ни дня без сюрприза. Однажды перед спектаклем ко мне подошла разгневанная женщина и стала жаловаться на билетера, который отказывается пропускать ее в театр. Я попросила показать билет, и выяснилось, что билетер ни в чем не виноват – просто дама ошиблась театром. ...
Читайте также