Синдром «Матильды»

Кинокритик – о фильме «Праздник»

 
Резонансная ситуация вокруг фильма «Праздник» Алексея Красовского продолжает набирать обороты. На прошлой неделе режиссера вызвали на допрос в полицию, а сам фильм на несколько часов был удален с YouTube. Попытки провести закрытый показ картины в Петербурге и Нижнем Новгороде тоже не увенчались успехом – владельцы нескольких кинотеатров отказали режиссеру без объяснения причин. «Театрал» попросил кинокритика Леонида Павлючика дать оценку происходящему и рассказать о том, каким на самом деле получился этот фильм.

- Никаких оснований запрещать этот фильм я не вижу. Картина получилась безобидной и безвредной с идеологической точки зрения, но весьма уязвимой с художественной стороны.

В первую очередь, режиссер не определился с жанром. Фильм начинается как бытовая зарисовка о буднях блокады, потом, по ходу действия, проявляются фарсовые элементы, а в финале все превращается в некую гоголевскую фантасмагорию. Вот этот условный характер подачи материала надо было заявлять изначально, чтобы зритель понимал, что это вымышленная история, к которой не надо относиться как к фильму, основанному на реальных событиях.

Вся эта история с ученым-микробиологом, живущим в пригороде Ленинграда и работающим на оборону, который вместе с семьей под Новый год объедается курицей и пьет шампанское, по правде жизни невозможна. Если кто-то и «пировал» во времена блокады, то это могли быть какие-то высокие партийные чины, но точно не ученые. Они-то как раз разделили с народом весь ужас ленинградской блокады. Например, широко известна история об ученых из Института растениеводства, которые, погибая от голода, не позволили себе съесть и горстки семян. Они берегли семенной фонд до окончания войны, чтобы страна после Победы могла засеять поля. Поэтому такое обвинение в адрес интеллигенции, якобы жирующей во времена блокады, лично мне кажется искусственным и надуманным.

Я понимаю, что режиссер не собирался глумиться над историей, что он снимал фильм не про блокаду, а метил в сегодняшний день - в то ужасающее социальное расслоение, которое мы все сейчас наблюдаем. Но этот же сюжет можно было решить на любом другом историческом материале. Это могли быть поместья опричников Ивана Грозного, или дача какого-нибудь нынешнего «слуги народа». К сожалению, в нашей истории можно найти множество примеров огромного социального неравенства. И если бы режиссер поместил действие в день сегодняшний, то это не вызвало бы у ряда зрителей таких негативных эмоций. Никто бы не обвинил его в очернении действительности, ведь подобные сюжеты мы видим по телевизору каждый день. Зачем это все надо было переносить во времена блокады, я не понимаю. Считаю, что это ошибочный режиссерский ход.

В истории блокады Ленинграда, возможно, и были примеры злоупотребления властью. Наверное, в Смольном элита жила иначе, чем обычные ленинградцы, умирающие от голода. Но тогда и надо было делать героями фильма партийную элиту, основываясь при этом на документальные доказательства из архивов, на мнения очевидцев. А так получилась некая отвлеченная фантазия, весьма уязвимая для критики. При этом нельзя не отдать должное некоторым актерам, играющим в картине. Алена Бабенко и Тимофей Трибунцев, как мне кажется, поймали фантасмагорическую основу замысла режиссера. Это актеры опытные, умеющие читать текст и играть сверх текста. А вот молодые актеры (Павел Табаков, Анфиса Черных, Ася Чистякова) играют в бытовой манере, что конкретно для этого фильма губительно.

Если бы «Праздник» получил прокатное удостоверение, в лучшем случае его бы пару раз показали в двух-трех кинотеатрах, потому что фильм, действие которого заперто в нескольких комнатах, фильм, в котором нет увлекательной сюжетной интриги, не пошел бы в прокате широко. Максимум его бы посмотрело несколько тысяч человек. Теперь же, благодаря бессмысленной попытке запретов и окриков, фильм практически окупил свой бюджет в четыре миллиона рублей. Его посмотрело порядка миллиона зрителей, и режиссер может только благодарить тех, кто абсолютно необоснованно пытался перекрыть «Празднику» дорогу на экран.

Я бы назвал всю эту ситуацию синдромом «Матильды», поскольку чиновники и депутаты наступили ровно не те же грабли, что и с фильмом Алексея Учителя. Думаю, им пора извлечь из этих повторяющихся ситуаций урок. Их действия противоречат Конституции РФ, которая однозначно запрещает цензуру, а попытки запретить картину до выхода на экран - это есть не что иное, как самая оголтелая цензура.

Правоохранительные органы должны были интересоваться не режиссером картины, а теми людьми, которые пытаются нарушить Основной Закон. Если фильм нарушает законодательство, оскорбляет чувства зрителей, то запретить его можно только после выхода на экрана и только через суд. Поэтому всем запретителям фильмов, спектаклей, выставок я хочу дать совет: внимательно читайте Конституцию».


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • В Москве откроют мемориальную доску Юрию Яковлеву

    В четверг, 25 апреля, в день рождения народного артиста СССР Юрия Яковлева, на стене дома, где он жил с 1980 года, состоится торжественное открытие мемориальной доски. Об этом «Театралу» сообщила пресс-атташе Театра им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
Читайте также


Читайте также

  • В Мытищах продолжается конфликт между администрацией и театром

    «Администрация городского округа Мытищи прислала нам письмо, в котором полностью отвергает все решения, принятые 27 марта на совещании в Правительстве Московской области», – заявил в интервью «Театралу» художественный руководитель театра ФЭСТ Игорь Шаповалов. ...
  • «Жестоко содержать в изоляторе человека с заболеванием сердца»

    Судебное заседание, на котором будет рассматриваться изменение меры пресечения директору Большого театра кукол Александру Калинину, состоится через месяц, точная дата пока не названа. Об этом в интервью «Театралу» сообщил адвокат Калинина Леонид Крикун. ...
  • «Театр превратился в штаб»

    Директор Большого театра кукол Александр Калинин проведет ближайший месяц в СИЗО. Как сообщал «Театрал», Калинин был заключен под стражу 19 апреля в связи с обвинением в получении взятки в размере 1,2 млн рублей, свою вину он отрицает. ...
  • «Важна поддержка театрального сообщества»

    В понедельник, 22 мая, будет подана апелляция на изменение меры пресечения директору Большого театра кукол  Александру Калинину. Театральные деятели высказались в поддержку директора  БТК, арестованного на прошлой неделе по подозрению в получении взятки. ...
Читайте также