Синдром «Матильды»

Кинокритик – о фильме «Праздник»

 
Резонансная ситуация вокруг фильма «Праздник» Алексея Красовского продолжает набирать обороты. На прошлой неделе режиссера вызвали на допрос в полицию, а сам фильм на несколько часов был удален с YouTube. Попытки провести закрытый показ картины в Петербурге и Нижнем Новгороде тоже не увенчались успехом – владельцы нескольких кинотеатров отказали режиссеру без объяснения причин. «Театрал» попросил кинокритика Леонида Павлючика дать оценку происходящему и рассказать о том, каким на самом деле получился этот фильм.

- Никаких оснований запрещать этот фильм я не вижу. Картина получилась безобидной и безвредной с идеологической точки зрения, но весьма уязвимой с художественной стороны.

В первую очередь, режиссер не определился с жанром. Фильм начинается как бытовая зарисовка о буднях блокады, потом, по ходу действия, проявляются фарсовые элементы, а в финале все превращается в некую гоголевскую фантасмагорию. Вот этот условный характер подачи материала надо было заявлять изначально, чтобы зритель понимал, что это вымышленная история, к которой не надо относиться как к фильму, основанному на реальных событиях.

Вся эта история с ученым-микробиологом, живущим в пригороде Ленинграда и работающим на оборону, который вместе с семьей под Новый год объедается курицей и пьет шампанское, по правде жизни невозможна. Если кто-то и «пировал» во времена блокады, то это могли быть какие-то высокие партийные чины, но точно не ученые. Они-то как раз разделили с народом весь ужас ленинградской блокады. Например, широко известна история об ученых из Института растениеводства, которые, погибая от голода, не позволили себе съесть и горстки семян. Они берегли семенной фонд до окончания войны, чтобы страна после Победы могла засеять поля. Поэтому такое обвинение в адрес интеллигенции, якобы жирующей во времена блокады, лично мне кажется искусственным и надуманным.

Я понимаю, что режиссер не собирался глумиться над историей, что он снимал фильм не про блокаду, а метил в сегодняшний день - в то ужасающее социальное расслоение, которое мы все сейчас наблюдаем. Но этот же сюжет можно было решить на любом другом историческом материале. Это могли быть поместья опричников Ивана Грозного, или дача какого-нибудь нынешнего «слуги народа». К сожалению, в нашей истории можно найти множество примеров огромного социального неравенства. И если бы режиссер поместил действие в день сегодняшний, то это не вызвало бы у ряда зрителей таких негативных эмоций. Никто бы не обвинил его в очернении действительности, ведь подобные сюжеты мы видим по телевизору каждый день. Зачем это все надо было переносить во времена блокады, я не понимаю. Считаю, что это ошибочный режиссерский ход.

В истории блокады Ленинграда, возможно, и были примеры злоупотребления властью. Наверное, в Смольном элита жила иначе, чем обычные ленинградцы, умирающие от голода. Но тогда и надо было делать героями фильма партийную элиту, основываясь при этом на документальные доказательства из архивов, на мнения очевидцев. А так получилась некая отвлеченная фантазия, весьма уязвимая для критики. При этом нельзя не отдать должное некоторым актерам, играющим в картине. Алена Бабенко и Тимофей Трибунцев, как мне кажется, поймали фантасмагорическую основу замысла режиссера. Это актеры опытные, умеющие читать текст и играть сверх текста. А вот молодые актеры (Павел Табаков, Анфиса Черных, Ася Чистякова) играют в бытовой манере, что конкретно для этого фильма губительно.

Если бы «Праздник» получил прокатное удостоверение, в лучшем случае его бы пару раз показали в двух-трех кинотеатрах, потому что фильм, действие которого заперто в нескольких комнатах, фильм, в котором нет увлекательной сюжетной интриги, не пошел бы в прокате широко. Максимум его бы посмотрело несколько тысяч человек. Теперь же, благодаря бессмысленной попытке запретов и окриков, фильм практически окупил свой бюджет в четыре миллиона рублей. Его посмотрело порядка миллиона зрителей, и режиссер может только благодарить тех, кто абсолютно необоснованно пытался перекрыть «Празднику» дорогу на экран.

Я бы назвал всю эту ситуацию синдромом «Матильды», поскольку чиновники и депутаты наступили ровно не те же грабли, что и с фильмом Алексея Учителя. Думаю, им пора извлечь из этих повторяющихся ситуаций урок. Их действия противоречат Конституции РФ, которая однозначно запрещает цензуру, а попытки запретить картину до выхода на экран - это есть не что иное, как самая оголтелая цензура.

Правоохранительные органы должны были интересоваться не режиссером картины, а теми людьми, которые пытаются нарушить Основной Закон. Если фильм нарушает законодательство, оскорбляет чувства зрителей, то запретить его можно только после выхода на экрана и только через суд. Поэтому всем запретителям фильмов, спектаклей, выставок я хочу дать совет: внимательно читайте Конституцию».


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Театр кукол им. Образцова просит о помощи

    В редакцию «Театрала» поступило письмо от коллектива Театра кукол им. Образцова: - Дорогие друзья, 12 июня в 14.30, в День России, куклы Театра Образцова вместе с коллективом выходят на улицу. Под символом нашего театра, под знаменитыми часами мы собираемся записать театрализованное обращение на горячую линию президента. ...
  • Умер актер Александр Кузнецов

    Актер театра и кино, театральный педагог Александр Кузнецов скончался в четверг, 6 июня, на 60-м году жизни после продолжительной болезни. Широкому зрителю он известен по главной роли в фильме «Джек Восьмеркин – "Американец"». ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Умер Франко Дзеффирелли

    Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли ушел из жизни в возрасте 96 лет. Об этом сообщил мэр Флоренции Дарио Нарделла. «Я хотел, чтобы этот день никогда не наступил, – написал Нарделла в своем блоге в Twitter. – Франко Дзеффирели ушел сегодня утром». ...
Читайте также


Читайте также

  • В Саратове госпитализирован худрук ТЮЗа

    Худрук саратовского ТЮЗа 76-летний Юрий Ошеров упал в оркестровую яму во время репетиции, об этом сообщила пресс-секретарь регионального Минкультуры Ирина Спешилова. Ошерова госпитализировали в областную больницу, так как там есть высококачественное диагностическое оборудование. ...
  • Заседание суда по делу «Седьмой студии» отложили до августа

    Назначенное на 17 июня заседание по делу «Седьмой студии» перенесено на август. Мещанский районный суд Москвы отложил рассмотрение дела до 16 августа.   Прошлое заседание прошло 15 апреля. На нем судья Ирина Аккуратова назначила комплексную экспертизу. ...
  • «ФЭСТ» просит защиты у президента

    Администрация Мытищ отказалась удовлетворить просьбу театра «ФЭСТ» в изменении устава. В ответ художественный руководитель «ФЭСТа» Игорь Шаповалов записал видеообращение к президенту страны, которое появилось в социальных сетях театра 15 июня. ...
  • Юрий Шерлинг уволен из Театра им. Образцова

    Заместитель директора Театра кукол им. Образцова Юрий Шерлинг был уволен днем в пятницу, 14 июня. Приказ о его увольнении подписал директор театра Владимир Бакулев.   «Я рассмотрел обращение коллектива и, разобравшись по существу высказанных претензий к первому заму, прекратил действие трудового договора с Юрием Борисовичем Шерлингом», – цитирует РИА слова директора театра. ...
Читайте также