Родион Нахапетов: «Снимая фильм, создаешь целый мир»

Актер и режиссер отмечает свой 75-летний юбилей

 
В понедельник, 21 января, актеру и режиссеру Родиону Нахапетову исполняется 75 лет. Сейчас он живет в США, но время от времени бывает в России. В один из прошлых приездов в Москву наш корреспондент побеседовал с артистом о жизни и творчестве.
 
– Родион Рафаилович, скажите, вы сейчас больше работаете в России или все-таки в Америке?
– Мы с женой Наташей Шляпникофф (она американка русского происхождения) живем как бы на два дома. Когда наш кино- или телепроект связан с Россией, мы находимся здесь, когда он американский – тогда мы, естественно, там. У меня три дочери: Катя живет и работает в Штатах, а Аня и Маша – в Москве. В России у меня подрастают внуки.
 
– Вы сейчас больше работаете как режиссер или участвуете в проектах как актер?
– Моя первая профессия – актер. Режиссером я стал потом. За «режиссерской спиной» на моем счету больше двадцати фильмов, а актерских ролей и вовсе не счесть. Актерская работа сравнима для меня с отдыхом: у актера свободнее график, да и ответственности меньше. Актер отвечает лишь за качество своей роли – монтажом он не занимается и фильм не редактирует. В общем, сниматься мне легко, и это доставляет удовольствие.
 
– Больше, чем работа режиссера?
– Как режиссер я получаю стопроцентное творческое удовлетворение – при том, что режиссерская работа гораздо тяжелее актерской. Снимая фильм, ты создаешь целый мир – по своим чертежам, ты сосредоточен на драматургии, выстраиваешь внутреннюю жизнь героев (не одного персонажа, а всех), занимаешься монтажом. Все это вместе – целый комплекс, который доставляет огромную радость, если получается, как задумал, и большое разочарование, если не получается.
 
– С вами как с режиссером советуются, когда вы снимаетесь?
– Нет, конечно. Скажем, снимаясь у Михалкова или у Панфилова – у разных больших режиссеров, я никогда не вмешивался, а лишь «подглядывал» за их работой, получая своеобразную практику.
 
– А как вы относитесь к тому, что сейчас часто берутся за съемки ремейков известных фильмов?
– Я это не приветствую. Разве можно представить себе ремейк «Летят журавли» без Татьяны Самойловой и Алексея Баталова? Лучше повторно выпустить великий фильм на экраны, чем делать его ремейк. Ремейки, как правило, делаются по шаблонам успешных (в кассовом отношении) фильмов, но наполнение, уровень творческих усилий в них не тот, что в оригинале. В свое время, помните, был популярен фильм «Влюбленные», в котором я снимался. Спустя 30 лет мы сняли фильм «Влюбленные-2». Но это был не ремейк, это было продолжение, то есть то, что случилось с героями спустя годы. В нем действуют те же герои, те же характеры, но обстоятельства совершенно иные. Интересно продолжение, развитие, но не повторение того же самого.
 
– Скажите, сейчас, когда между Россией и Америкой снова напряженные отношения, сказывается это как-то на вашей работе там или здесь, на взаимоотношениях с людьми?
– Конечно, очень обидно, что такое напряжение возникло. Взаимное недоверие не производит ничего позитивного. Вот уже несколько лет мы с Наташей пробиваем в Голливуде кинопроект «Вино из одуванчиков» по знаменитой повести Рэя Брэдбери. Надеюсь, что у меня с женой не возникнет дополнительных трудностей из-за русских фамилий. Кстати, в издательстве «Проза и К» готовится к изданию вторая книга моих воспоминаний, и в ней особое место отведено рассказу о нашей долгой дружбе с Рэем Брэдбери, вплоть до его смерти. Нам с Наташей доставляло огромное удовольствие беседовать с Брэдбери, слушать его рассказы о кинематографе, о жизни. Однажды Наташа показала ему мой дипломный короткометражный фильм «Вино из одуванчиков», Рэй был взволнован фильмом, сказал, что я как художник понимаю его стилистику, его метафоричность. И вскоре предложил мне сделать полнометражный фильм по его любимой повести. Когда сценарий был написан, Брэдбери с энтузиазмом его принял и благословил. Такое случается очень редко, чтобы автор оригинального произведения согласился с «версией» своего произведения, написанной чужим автором, да еще иностранцем. Фильм пока не снят, финансирование всегда представляет трудность – как в Штатах, так и у нас.
 
– Вы планируете делать этот фильм в Голливуде?
– Голливуд – это понятие широкое. Если вы имеете в виду мэйджор-студии, как Fox, Universal, Sony или Дисней, то я не думаю, что «Вино для одуванчиков» их заинтересует. История Бредбери очень персональная, очень интимная, она скорее для независимой кинокомпании.
 
– У вас в некоторых работах снимался Эрик Робертс…
– Я его очень ценю, он замечательный актер. Его часто снимают в ролях обаятельного подлеца, но мне кажется, он до конца еще не раскрыт, в нем заложено много положительных черт.
 
– У вас в США такие обширные возможности привлечения известных актеров?
– И в России тоже. Мне везло, я работал в России с такими замечательными артистами, как Иннокентий Смоктуновский, Борис Андреев, Олег Ефремов, Николай Гриценко, Донатас Банионис, Марина Неелова, Елена Соловей, Вера Глаголева и многими другими.
 
– Вы как режиссер тяготеете к лирическим картинам?
– Я по натуре лирик, и это в какой-то степени связано с романтическими ролями, которые я играл.
 
– Положительные роли накладывали отпечаток на ваш характер?
– Образы, которые я играл, каким-то неведомым образом сомкнулись с моим собственным характером. Когда я смотрю фильм «Влюбленные», я вижу на экране не постороннего человека Родина, а вижу себя, свою юность. Нас с Родиным трудно разделить, так же как с Сашей Белобровым в «Торпедоносцах» или с Потоцким в «Рабе любви». Возможно, поэтому у зрителей всегда было ко мне хорошее отношение. В свое время мы с Наташей создали Фонд дружбы, который помогал российским детям с врожденными пороками сердца. Мы спасли более 200 детских жизней, и в этом мне отчасти помогли положительные образы, которые я создавал на экране.
 
– А сейчас ваш фонд функционирует?
– Функционирует, но поездки американских врачей-светил в Россию немного притормозились в связи с возникшей шероховатостью в отношениях между странами. Хотя благородные намерения врачей остаются прежними. Сейчас мы нацеливаем наши действия на обмен опытом по интернет-связи – скажем, с Центром сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева. У нас сложились добрые отношения с директором центра, академиком Лео Бокерия.
 
– Не приглашал ли вас в свои последние работы Михалков?
– У нас с Никитой Сергеевичем сохранились замечательные отношения, еще со времен «Рабы любви». Пригласит ли он меня как актера в свой очередной фильм – вопрос не ко мне. Если я понадоблюсь, я знаю, он меня найдет.
 
Справка
Родион НАХАПЕТОВ – советский, российский и американский актер, режиссер и сценарист. Родился 21 января 1944 года в городе Пятихатки Днепропетровской области. В 1960 году Нахапетов отправился в Москву поступать на актерский факультет ВГИКа. Попал на курс кинорежиссера Юлия Райзмана. Начал сниматься, будучи студентом третьего курса. Его дебютом стала роль инженера Гены в фильме Василия Шукшина «Живет такой парень». Самым важным актерским экзаменом тех лет Нахапетов считает работу над образом молодого Ленина в дилогии Марка Донского «Сердце матери» и «Верность матери». Несмотря на успехи в актерской деятельности (большую известность Нахапетову принесла роль оператора Потоцкого в фильме Никиты Михалкова «Раба любви»), Родион решил заняться режиссурой и поступил на курс к Игорю Таланкину. Защитив диплом кинорежиссера, Нахапетов снял на «Мосфильме» свой первый художественный фильм «С тобой и без тебя» (1973 год), где главные роли сыграли Марина Неелова и Юозас Будрайтис. Среди режиссерских работ Нахапетова особое место занимает фильм «Не стреляйте в белых лебедей» по повести Бориса Васильева. Долгие годы (с 1974 по 1988 год) продолжался творческий и семейный союз Родиона Нахапетова и актрисы Веры Глаголевой. В 1988 году Нахапетова приглашают в Лос-Анджелес для участия в кампании, связанной с прокатом фильма «На исходе ночи». В США Родион Нахапетов познакомился с Наташей Шляпникофф, работавшей в Ассоциации независимого телевидения, и вскоре они поженились. Позднее в качестве режиссера-постановщика Нахапетов снял в России комедию «Моя большая армянская свадьба» с участием армянских и российских звезд, а также психологический триллер «Заражение». Несколько созданных им фильмов вышли в США: «Пограничный блюз», «Трилогия убийства», «Кровь успеха», «Московские дни».


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • В Москве откроют мемориальную доску Юрию Яковлеву

    В четверг, 25 апреля, в день рождения народного артиста СССР Юрия Яковлева, на стене дома, где он жил с 1980 года, состоится торжественное открытие мемориальной доски. Об этом «Театралу» сообщила пресс-атташе Театра им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
Читайте также


Читайте также

  • Элина Быстрицкая: «Я понимала, что мое место на фронте – рядом с отцом»

    Элина Быстрицкая не только Народная артистка СССР, лауреат премии «Звезда Театрала» в номинации «Легенда сцены», она ко всему же – участница Великой Отечественной войны.  В память об актрисе, скончавшейся утром 26 апреля, публикуем интервью из архива "Театрала". ...
  • «Мы много играли вместе...»

    Народная артистка СССР Элина Быстрицкая в пятницу, 26 апреля, скончалась на 92-м году жизни.  В последние несколько лет Элина Авраамовна не играла в спектаклях, но любовь друзей и коллег к ней не меркла. Василий Бочкарёв, актёр Малого театра:  – В 1962году Леонид Варпаховский ставил спектакль «Маскарад», в котором Элина Авраамовна играла баронессу Штраль. ...
  • «Иногда две строчки открывают мир»

    Крылатая фраза «Поэт в России – больше, чем поэт…» Евтушенко более десяти лет назад стала названием литературно-поэтической рубрики, которую неизменно вел в нашей редакции сам Евгений Александрович. После ухода Евтушенко мы решили закрыть его авторскую рубрику. ...
  • «На выбор профессии повлияла атмосфера в семье»

    В рубрике «Дети закулисья» мы представляем актера, главного режиссер театра «Сфера», Александра Коршунова, продолжателя известной актерской династии – сына актрисы Екатерины Еланской, создавшей театр «Сфера», и звезды Малого театра Виктора Коршунова, внука легендарных мхатовцев Клавдии Еланской и Ильи Судакова. ...
Читайте также