Родион Нахапетов: «Снимая фильм, создаешь целый мир»

Актер и режиссер отмечает свой 75-летний юбилей

 
В понедельник, 21 января, актеру и режиссеру Родиону Нахапетову исполняется 75 лет. Сейчас он живет в США, но время от времени бывает в России. В один из прошлых приездов в Москву наш корреспондент побеседовал с артистом о жизни и творчестве.
 
– Родион Рафаилович, скажите, вы сейчас больше работаете в России или все-таки в Америке?
– Мы с женой Наташей Шляпникофф (она американка русского происхождения) живем как бы на два дома. Когда наш кино- или телепроект связан с Россией, мы находимся здесь, когда он американский – тогда мы, естественно, там. У меня три дочери: Катя живет и работает в Штатах, а Аня и Маша – в Москве. В России у меня подрастают внуки.
 
– Вы сейчас больше работаете как режиссер или участвуете в проектах как актер?
– Моя первая профессия – актер. Режиссером я стал потом. За «режиссерской спиной» на моем счету больше двадцати фильмов, а актерских ролей и вовсе не счесть. Актерская работа сравнима для меня с отдыхом: у актера свободнее график, да и ответственности меньше. Актер отвечает лишь за качество своей роли – монтажом он не занимается и фильм не редактирует. В общем, сниматься мне легко, и это доставляет удовольствие.
 
– Больше, чем работа режиссера?
– Как режиссер я получаю стопроцентное творческое удовлетворение – при том, что режиссерская работа гораздо тяжелее актерской. Снимая фильм, ты создаешь целый мир – по своим чертежам, ты сосредоточен на драматургии, выстраиваешь внутреннюю жизнь героев (не одного персонажа, а всех), занимаешься монтажом. Все это вместе – целый комплекс, который доставляет огромную радость, если получается, как задумал, и большое разочарование, если не получается.
 
– С вами как с режиссером советуются, когда вы снимаетесь?
– Нет, конечно. Скажем, снимаясь у Михалкова или у Панфилова – у разных больших режиссеров, я никогда не вмешивался, а лишь «подглядывал» за их работой, получая своеобразную практику.
 
– А как вы относитесь к тому, что сейчас часто берутся за съемки ремейков известных фильмов?
– Я это не приветствую. Разве можно представить себе ремейк «Летят журавли» без Татьяны Самойловой и Алексея Баталова? Лучше повторно выпустить великий фильм на экраны, чем делать его ремейк. Ремейки, как правило, делаются по шаблонам успешных (в кассовом отношении) фильмов, но наполнение, уровень творческих усилий в них не тот, что в оригинале. В свое время, помните, был популярен фильм «Влюбленные», в котором я снимался. Спустя 30 лет мы сняли фильм «Влюбленные-2». Но это был не ремейк, это было продолжение, то есть то, что случилось с героями спустя годы. В нем действуют те же герои, те же характеры, но обстоятельства совершенно иные. Интересно продолжение, развитие, но не повторение того же самого.
 
– Скажите, сейчас, когда между Россией и Америкой снова напряженные отношения, сказывается это как-то на вашей работе там или здесь, на взаимоотношениях с людьми?
– Конечно, очень обидно, что такое напряжение возникло. Взаимное недоверие не производит ничего позитивного. Вот уже несколько лет мы с Наташей пробиваем в Голливуде кинопроект «Вино из одуванчиков» по знаменитой повести Рэя Брэдбери. Надеюсь, что у меня с женой не возникнет дополнительных трудностей из-за русских фамилий. Кстати, в издательстве «Проза и К» готовится к изданию вторая книга моих воспоминаний, и в ней особое место отведено рассказу о нашей долгой дружбе с Рэем Брэдбери, вплоть до его смерти. Нам с Наташей доставляло огромное удовольствие беседовать с Брэдбери, слушать его рассказы о кинематографе, о жизни. Однажды Наташа показала ему мой дипломный короткометражный фильм «Вино из одуванчиков», Рэй был взволнован фильмом, сказал, что я как художник понимаю его стилистику, его метафоричность. И вскоре предложил мне сделать полнометражный фильм по его любимой повести. Когда сценарий был написан, Брэдбери с энтузиазмом его принял и благословил. Такое случается очень редко, чтобы автор оригинального произведения согласился с «версией» своего произведения, написанной чужим автором, да еще иностранцем. Фильм пока не снят, финансирование всегда представляет трудность – как в Штатах, так и у нас.
 
– Вы планируете делать этот фильм в Голливуде?
– Голливуд – это понятие широкое. Если вы имеете в виду мэйджор-студии, как Fox, Universal, Sony или Дисней, то я не думаю, что «Вино для одуванчиков» их заинтересует. История Бредбери очень персональная, очень интимная, она скорее для независимой кинокомпании.
 
– У вас в некоторых работах снимался Эрик Робертс…
– Я его очень ценю, он замечательный актер. Его часто снимают в ролях обаятельного подлеца, но мне кажется, он до конца еще не раскрыт, в нем заложено много положительных черт.
 
– У вас в США такие обширные возможности привлечения известных актеров?
– И в России тоже. Мне везло, я работал в России с такими замечательными артистами, как Иннокентий Смоктуновский, Борис Андреев, Олег Ефремов, Николай Гриценко, Донатас Банионис, Марина Неелова, Елена Соловей, Вера Глаголева и многими другими.
 
– Вы как режиссер тяготеете к лирическим картинам?
– Я по натуре лирик, и это в какой-то степени связано с романтическими ролями, которые я играл.
 
– Положительные роли накладывали отпечаток на ваш характер?
– Образы, которые я играл, каким-то неведомым образом сомкнулись с моим собственным характером. Когда я смотрю фильм «Влюбленные», я вижу на экране не постороннего человека Родина, а вижу себя, свою юность. Нас с Родиным трудно разделить, так же как с Сашей Белобровым в «Торпедоносцах» или с Потоцким в «Рабе любви». Возможно, поэтому у зрителей всегда было ко мне хорошее отношение. В свое время мы с Наташей создали Фонд дружбы, который помогал российским детям с врожденными пороками сердца. Мы спасли более 200 детских жизней, и в этом мне отчасти помогли положительные образы, которые я создавал на экране.
 
– А сейчас ваш фонд функционирует?
– Функционирует, но поездки американских врачей-светил в Россию немного притормозились в связи с возникшей шероховатостью в отношениях между странами. Хотя благородные намерения врачей остаются прежними. Сейчас мы нацеливаем наши действия на обмен опытом по интернет-связи – скажем, с Центром сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева. У нас сложились добрые отношения с директором центра, академиком Лео Бокерия.
 
– Не приглашал ли вас в свои последние работы Михалков?
– У нас с Никитой Сергеевичем сохранились замечательные отношения, еще со времен «Рабы любви». Пригласит ли он меня как актера в свой очередной фильм – вопрос не ко мне. Если я понадоблюсь, я знаю, он меня найдет.
 
Справка
Родион НАХАПЕТОВ – советский, российский и американский актер, режиссер и сценарист. Родился 21 января 1944 года в городе Пятихатки Днепропетровской области. В 1960 году Нахапетов отправился в Москву поступать на актерский факультет ВГИКа. Попал на курс кинорежиссера Юлия Райзмана. Начал сниматься, будучи студентом третьего курса. Его дебютом стала роль инженера Гены в фильме Василия Шукшина «Живет такой парень». Самым важным актерским экзаменом тех лет Нахапетов считает работу над образом молодого Ленина в дилогии Марка Донского «Сердце матери» и «Верность матери». Несмотря на успехи в актерской деятельности (большую известность Нахапетову принесла роль оператора Потоцкого в фильме Никиты Михалкова «Раба любви»), Родион решил заняться режиссурой и поступил на курс к Игорю Таланкину. Защитив диплом кинорежиссера, Нахапетов снял на «Мосфильме» свой первый художественный фильм «С тобой и без тебя» (1973 год), где главные роли сыграли Марина Неелова и Юозас Будрайтис. Среди режиссерских работ Нахапетова особое место занимает фильм «Не стреляйте в белых лебедей» по повести Бориса Васильева. Долгие годы (с 1974 по 1988 год) продолжался творческий и семейный союз Родиона Нахапетова и актрисы Веры Глаголевой. В 1988 году Нахапетова приглашают в Лос-Анджелес для участия в кампании, связанной с прокатом фильма «На исходе ночи». В США Родион Нахапетов познакомился с Наташей Шляпникофф, работавшей в Ассоциации независимого телевидения, и вскоре они поженились. Позднее в качестве режиссера-постановщика Нахапетов снял в России комедию «Моя большая армянская свадьба» с участием армянских и российских звезд, а также психологический триллер «Заражение». Несколько созданных им фильмов вышли в США: «Пограничный блюз», «Трилогия убийства», «Кровь успеха», «Московские дни».


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Крайне прискорбно, что это заявление прозвучало в Год театра»

    Встревоженный неожиданным заявлением Дмитрия Медведева о том, что в России слишком много государственных театров, председатель СТД Александр Калягин обратился с письмом к Валентине Матвиенко. «Театрал» публикует текст этого письма полностью: «Уважаемая, дорогая Валентина Ивановна! Вчера состоялась встреча Председателя Правительства РФ Д. ...
  • Театральные деятели отреагировали на слова Медведева о сокращении театров

    Высказывание Дмитрия Медведева о том, что в России якобы «очень много государственных театров», вызвало широкий резонанс. Председателю правительства, сделавшему такое заявление во вторник, 12 февраля, на встрече с членами Совета Федерации, уже ответил глава СТД Александр Калягин (см. ...
  • Сергей Юрский: «Всё начнётся потом»

    В февральском номере «Театрала» редакция возобновила рубрику «Поэт в России – больше, чем поэт...», которую основал в нашем журнале Евгений Евтушенко. Но теперь мы решили публиковать стихи и прозу театральных деятелей – актеров и режиссеров. ...
  • Василия Ланового не пустили на рейс «Победы»

    Василия Ланового не пустили на рейс авиакомпании «Победа». Актер собирался лететь на гастроли в Ростов-на-Дону. Как рассказал Лановой телеканалу «Москва 24», при прохождении регистрации выяснилось, что его гастрольный кофр не проходит по размерам, разрешенным для провоза ручной клади в данной авиакомпании, и нужно оплатить дополнительную пошлину. ...
Читайте также


Читайте также

  • Игорь Гордин: «Стараюсь во всем найти юмор»

    В МТЮЗе у Камы Гинкаса Игорь Гордин играет самые сложные роли в спектаклях по Достоевскому, Олби, Аную. Но вторым домом для него стал Театр Наций, где актер репетирует сейчас уже четвертый спектакль. В «Иранской конференции» Ивана Вырыпаева в постановке Виктора Рыжакова ему предстоит сыграть в поистине звездной компании. ...
  • Андрей Могучий: «100 лет для театра – не так уж и много»

    Сегодня нашему театру исполняется 100 лет. Для театра это не так уж и много. Есть и постарше. БДТ — молодой театр. Созданный революцией Коммунальный Большой Драматический театр, так его назвали тогда, был театром, провозгласившим приверженность высоким идеалам искусства, театром, созданным для нового зрителя. ...
  • Юрий Бутусов: «Мы теряем человека»

    На минувшей неделе в Лондоне с успехом прошли гастроли Московского драматического театра им. Пушкина. В крупнейшем театральном центре не только английской столицы, но и Европы, пушкинцы показали несколько своих лучших работ. ...
  • Александр Домогаров: «Быть артистом – это больно»

    В конце января театральное агентство «Арт-Партнер XXI» Леонида Робермана представило публике премьеру  –театральную рапсодию «Генри и Эллен» по пьесе современного драматурга Дона Нигро. Одну из главных ролей в спектакле исполняет Александр ДОМОГАРОВ. ...
Читайте также