«Мир не готов принять свободного человека»

В Театре Вахтангова состоялась премьера «Брюсов переулок»

 
Драматург и режиссер Андрей Максимов представил на Новой сцене Театра Вахтангова спектакль «Брюсов переулок» по собственной пьесе, в основу которой легли стихи и проза поэта-символиста Валерия Брюсова (повесть «Последние страницы из дневника женщины» и др.). Это вторая работа Максимова в стенах Вахтанговского театра (в прошлом сезоне на Симоновской сцене вышла «Любовь у трона»), и вновь режиссер пригласил на главную роль Ольгу Тумайкину.

– Люблю творчество Валерия Брюсова – причем прозу больше, чем стихи, – рассказал Максимов после генеральной репетиции. – В ней есть необъяснимая тайна и необъяснимая притягательность. Он такой философ-фантазер, что в мировой литературе встречается нечасто.

Пьеса уже игралась в Театре на Покровке, однако для постановки в Вахтангова текст дорабатывался при содействии худрука Римаса Туминаса и в итоге был представлен в новой редакции.

Сюжет начинается с трагедии: героиня теряет мужа. Виктора убивают в стенах собственного дома, и Наталья, оказывается меж двух мужчин. Художник Модест и молодой революционер Владимир – имея близкие отношения с каждым, она, тем не менее, не связана ни с кем из них духовно, поэтому ни один не может сделать ее счастливой, погасить в ней одиночество, дать утешение, пристанище, успокоение, понимание себя. Она все время рвется на свободу, не желая связывать себя прочными узами, но свобода эта оказывается иллюзорной. 

– В спектакле есть замечательный эпиграф – слова Сартра, выразившего мысль Достоевского: «Если Бога нет, то все дозволено». В этой истории я пытался понять, что происходит с хорошими людьми, когда они забывают Бога, – продолжает Андрей Максимов. – Собственно говоря, это единственная их проблема. Потому что, когда человек имеет в виду Бога, жизнь становится понятна и пряма – он и не думает про свободу, про отстаивание своей территории.

Я считаю, любовь предполагает отсутствие свободы: либо ты влюблен, либо свободен. Но такая «несвобода» прекрасна. Если человек «несвободен» от Бога и от своего любимого – в этом, на мой взгляд, и заключается подлинная свобода. Еще мне кажется, когда любишь, задача в том, чтобы сделать человека счастливым, а не в том, чтобы остаться свободным.

В спектакле один состав. Роли исполняют Игорь Карташев, Юрий Поляк, Екатерина Крамзина, Виталийс Семёновс. Для Ольги Тумайкиной роль Натальи оказалась знаковой.

– Люди очень часто испытывают страх, – размышляет актриса о своей героине. – Если в одиночестве комфортно, становится страшно допустить в это хрупкое поле другого человека, который неминуемо начнет выставлять рамки и насаждать «свою» свободу. Первое, что приходит в голову: нет-нет, только не это. И мужчины, и женщины на самом деле ленятся принимать решения: не заявлять о них, а именно принимать.


Как говорит герой Виталийса Семёновса, главное людское предназначение – мучить друг друга. В свое время Брюсов почувствовал это как болезнь, витающую в воздухе, но в наши дни, люди, на мой взгляд, только и занимаются взаимным истязанием. Мы утратили способность просить прощения, делать шаг навстречу, мы растеряли юношеские идеалы и принципы. Признание в любви стало большим дефицитом. Если человеку дана любовь, ее нужно хранить, как дар. Но нет, людям нравится разрушать, а не созидать. Лично я вижу это очень часто. Даже не знаю, что должно произойти, чтобы люди начали вести себя по-человечески. 

Герой Семёновса – следователь, которому предстоит отыскать убийцу. Его монологи («Кому в России вы собрались жаловаться на правосудие?») вскрывают в пьесе еще один слой. В самом мотиве убийства легко считывается аллюзия на Раскольникова: «Тварь ли я дрожащая или право имею?». Так что свобода здесь звучит и в контексте права на поступок.

– Мне кажется, требовать свободы – нелепо, – говорит Виталийс Семёновс. – Хочешь быть свободным – будь им. Это личный выбор каждого. Кто мешает? Другой разговор, что свобода предполагает ответственность. Стать свободным – большой вызов самому себе, ведь за свободу нужно платить высокую цену. Мир не готов принять свободного человека, мир хочет удобного и понятного человека: ты хороший мальчик – садись, пять; а ты плохой – садись, два. Однако все мы в глубине души хотим быть хорошими. Поэтому не каждый способен на революцию в своей голове.

С моей точки зрения, в этом спектакле нет правых и виноватых. Человек приходит в мир с устоявшимися правилами и, если смеет подвергнуть их сомнению, – даже не нарушить, а просто спросить: почему так? – то попадает под каток.

Сценографическое решение (главный художник Театра Вахтангова Максим Обрезков) – предельно лаконично.

– Хотелось сделать изысканно и ненавязчиво, чтобы декорации не давили на артистов. Важно, чтобы были видны, прежде всего, сами артисты, их глаза, – поясняет художник.  

Внимание приковывают ряды черных шинелей, вывешенных над авансценой (в финале они стремительно обрушатся вниз, превратятся в черную массу – словно череда мужчин, загубленных не то войной, не то любовью, в которой не было Бога).

– Можно говорить про любовь и свободу, но мне хотелось бы сказать про войну, – отметил композитор Фаустас Латенас, написавший музыку для спектакля. – Когда-то мама рассказывала мне, что накануне Второй мировой вся Литва веселилась и танцевала. И в Вильнюсе, и в деревнях постоянно проходили праздники, стоял шум и гам. И никому не приходило в голову, что такой сумбур в чувствах, когда не понимаешь, кто с кем и для чего, объясняется нависающей над людьми великой опасностью. Когда жизнь безопасна, люди концентрируются на обычных делах – ходят на работу, воспитывают детей, не суетятся. Но все меняется в предощущении войны. В такое время человек предпочитает отворачиваться и не замечать, торопится жить очертя голову, шутить над трагедией, насмехаться над смертью. Мне кажется, герои пьесы, интуитивно ощущая приближение катастрофы, перестают жить нормально – они только думают, что живут, но на самом деле мечутся в какой-то агонии.

И все-таки  центральной темой остается одиночество, непонятость, неуслышанность или, словами Максимова, «любовь, ее отсутствие и ее имитация». Наверное, в «Последней странице…» это главная тема.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.  

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Крайне прискорбно, что это заявление прозвучало в Год театра»

    Встревоженный неожиданным заявлением Дмитрия Медведева о том, что в России слишком много государственных театров, председатель СТД Александр Калягин обратился с письмом к Валентине Матвиенко. «Театрал» публикует текст этого письма полностью: «Уважаемая, дорогая Валентина Ивановна! Вчера состоялась встреча Председателя Правительства РФ Д. ...
  • Театральные деятели отреагировали на слова Медведева о сокращении театров

    Высказывание Дмитрия Медведева о том, что в России якобы «очень много государственных театров», вызвало широкий резонанс. Председателю правительства, сделавшему такое заявление во вторник, 12 февраля, на встрече с членами Совета Федерации, уже ответил глава СТД Александр Калягин (см. ...
  • Сергей Юрский: «Всё начнётся потом»

    В февральском номере «Театрала» редакция возобновила рубрику «Поэт в России – больше, чем поэт...», которую основал в нашем журнале Евгений Евтушенко. Но теперь мы решили публиковать стихи и прозу театральных деятелей – актеров и режиссеров. ...
  • Василия Ланового не пустили на рейс «Победы»

    Василия Ланового не пустили на рейс авиакомпании «Победа». Актер собирался лететь на гастроли в Ростов-на-Дону. Как рассказал Лановой телеканалу «Москва 24», при прохождении регистрации выяснилось, что его гастрольный кофр не проходит по размерам, разрешенным для провоза ручной клади в данной авиакомпании, и нужно оплатить дополнительную пошлину. ...
Читайте также


Читайте также

  • Мартовский «Театрал» уже в продаже!

    На страницах первого весеннего номера (см. подписка) вы прочтете: - о чем говорил «Театралу» Сергей Юрский за несколько дней до своего ухода; - что думает историк Леонид Млечин о современных бедах; - где Ольга Прокофьева черпает вдохновенье; - в чем режиссер Лука де Фуско видит сходство между итальянский и русским театром; - как Владимир Машков вновь удивил своих зрителей; - зачем Сергею Пускепалису понадобился Лесков; - о чем болит душа у Теоны Дольниковой; - что Марк Розовский расслышал в советских песнях; - как Театр имени Пушкина довел Лондон до слез - почему Юрий Ерёмин не любит пышных торжеств; - кем гордится Иосиф Райхельгауз: «Школа современной пьесы» вернулась в свой дом; - в чем секрет обаяния Кирилла Рубцова; - может ли появиться новый тип актера: личное мнение искусствоведа Дмитрия Трубочкина; - какие сюрпризы готовит фестиваль «Мир русского театра»; - какие проблемы тревожат директоров столичных театров; - где поужинать истинному театралу; - почему Театр им. ...
  • «Всегда есть несогласные»

    В Театре наций выходит премьера мюзикла «Стиляги» в постановке Алексея Франдетти. Историю, посвященную молодежной субкультуре 50-х годов, многие помнят по одноименному фильму Валерия Тодоровского на сценарий Юрия Короткова «Буги на костях». ...
  • Театр им. Комиссаржевской «пересмотрел» «Доктора Живаго»

    Главный режиссер Санкт-Петербургского Театра им. Комиссаржевской Леонид Алимов выпускает в новой редакции спектакль «Доктор Живаго», премьера которого состоялась в феврале 2018 года. Новую версию постановки покажут 6 марта. ...
  • «Московская оперетта» готовит премьеру по Островскому

    Премьерные показы мюзикла «Доходное место» по пьесе Александра Островского пройдут 23 и 24 февраля на сцене Московского театра оперетты. Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра.  «Композитор Геннадий Гладков сумел создать яркую и образную палитру спектакля, добавив к современному музыкальному языку и  сегодняшним стремительным ритмам мелодические традиции XIX века. ...
Читайте также