Мария Ревякина: «Примерно 50% бюджета «Золотой Маски» – государственные деньги»

 
31 октября «Золотая Маска» объявила номинантов сезона 2017-2018 (основная конкурсная программа фестиваля будет проходить в Москве с февраля по апрель). А недавно «Театрал» записал выступление гендиректора «Золотой Маски» Марии Ревякиной, состоявшееся в Санкт-Петербурге на Форуме театральных менеджеров. Мария Евсеевна рассказала об основных принципах национальной театральной премии России.
 
–  «Золотой Маске» в следующем году исполняется 25 лет. Большой срок для России. Хотя Эдинбургскому фестивалю уже за семьдесят, примерно столько же фестивалям Зальцбурга и Авиньона, Экс-ан-Прованс.

«Золотая Маска» создавалась в 1993-1994 годах в Союзе театральных деятелей России председателем Михаилом Александровичем Ульяновым и его заместителем, а ныне – гендиректором Большого театр Владимиром Георгиевичем Уриным с целью объединения российского театрального пространства. Почему? Потому что в начале девяностых в стране началась довольно серьезная разруха, публика перестала ходить в театр, прекратились гастроли. Союз театральных деятелей (в ту пору он еще назывался Всероссийским театральным обществом) поставил задачу объединить театральных людей всей не только в Москве, но и за ее пределами.

Какая логистика работы? Каждый год Секретариатом СТД утверждаются два экспертных совета. Один – по драме и театру кукол, второй – по музыкальному театру. Эксперты – это театральные критики и театроведы. Составы ежегодно обновляются полностью, и специалисты, которые работали в совете по драме могут вновь вернуться к этой деятельности минимум через два года, в совете по музыке – через один год.
Кто предлагает экспертов? Творческие комиссии СТД, Ассоциации театральных и музыкальных критиков. На Секретариате СТД списки экспертов обсуждаются и утверждаются, либо корректируются. После того, как решение Секретариата принято, списки новых экспертных советов публикуются на сайте «Маски» и на сайте СТД РФ. По такой же логике собирается жюри.

«Золотая Маска» – профессиональная премия, у нее нет денежного эквивалента, это знак профессионального и общественного признания. Михаил Ульянов и Владимир Урин придумали такой девиз: «Профессионалы –профессионалам».
В течение сезона эксперты отсматривают все премьеры московских и петербургских театров и премьеры российских театров, подавших заявку на фестиваль – это более тысячи новых постановок из более сотен театров страны. Затем из этого огромного количества спектаклей составляется шорт-лист – список номинантов Премии, который включает примерно 60-70 постановок. Кроме того, есть множество так называемых частных номинаций – за лучшую работу режиссера, хореографа, художника, лучшие актерские работы и т.д.

В декабре-январе начинается работа жюри. Прошу не путать с экспертами. Это уже совершенно отдельная группа профессионалов, куда входят представители самых разных театральных профессий – режиссеры, актеры, дирижеры, хореографы, художники-сценографы, художники по свету и обычно три-четыре критика, не больше. То есть почему «профессионалы – профессионалам»? Потому что сегодня я участвую в обсуждении твоих работ, завтра – ты моих.

Понятно, что не всем нравятся результаты премии, всегда есть обиженные: почему спектакль Х прошел, а Y не прошел? Но такова природа искусства. Для нас, организаторов, важно, чтобы соблюдались критерии отбора, менялись составы экспертных советов и жюри, чтобы обсуждения  проводились открыто (голосование у экспертных советов открытое, у жюри – тайное).

Обсуждения всегда проходят бурно. Эксперты много ездят, отлично знают карту театральной России. Сегодня ты смотришь спектакль в Хабаровске, завтра – в Якутии, послезавтра в Астрахани и так далее. Это очень серьезная работа и расходы на работу советов достаточно большие – порядка 20-22 млн рублей, чтобы оплатить командировки, гостиницы, суточные и гонорар.


В свою очередь, мы советуем театрам: когда к вам приезжают критики, пользуйтесь этим, устраивайте обсуждения спектаклей. Существует стереотип, что эксперт «Маски» не может, якобы, делиться своим мнением до объявления номинаций. Это не так. Как раз уже сам факт того, что «Маска» отметила спектакль, приехала его посмотреть, говорит о том, что постановка обладает достаточным уровнем, и потому обсуждение, как некий взгляд со стороны, может помочь коллективу разобраться в каких-то насущных вопросах.

Еще один важный нюанс. Поскольку интересных спектаклей довольно много, несколько лет назад появился лонг-лист. То есть в него входит примерно сто самых интересных постановок, выпущенных в России.

Кроме того, у нас и Внеконкурсная программа «Маска Плюс», где кураторы отбирают очень интересные, полярные, экспериментальные, сложные спектакли. И очень важно, что в рамках «Маски Плюс» всегда проводятся зрительские обсуждения после показов. Нам кажется, что эта творческая полемика очень полезна театру.

Отдельно скажу о программе «Детский уикенд». Сначала мы под нее выделяли три полных дня (то есть это дни, когда в рамках конкурса привозились и показывались спектакли в Москве), сейчас этот срок мы расширили, стремясь показать шире творческий диапазон спектаклей для детей и подростков в стране, обсудить проблемы, важные для театров, работающих для детей и подростков.

Есть ли у «Золотой Маски» сверхзадача помимо конкурса? Разумеется, есть. Недавно в Новокуйбышевске мы провели круглый стол, посвященный проблемам театров малых городов. И в числе прочего говорили о том, что в маленьком городе сегодня, как правило, выпускается одна премьера в сезон, но репертуар требует более динамичного обновления, поскольку при населении, скажем, в 60 тыс. человек, эту премьеру быстро посмотрит весь город.  Декорации хранить негде (их приходится списывать, утилизировать), денег на обновление не хватает, и наша задача – выявлять такие проблемы, выносить их на обсуждение, доводить до Министерства культуры и Госдумы.

Кстати, Комитет по культуре Госдумы довольно серьезно помог театрам малых городов. Два года назад ему удалось пролоббировать проект, согласно которому на развитие театров малых городов, на постановки, на приглашение режиссеров было выделено 670 млн рублей в год. И уже третий год  эта традиция продолжается. Сейчас выделено, как вы знаете, еще и 700 млн на развитие детских театров, ТЮЗов и театров кукол. То есть это тоже существенная поддержка, и мы очень рады, что именно Государственная Дума выступила с этой инициативой.

Что касается церемонии награждения «Золотой Маски», то обычно она проходит в середине апреля (ближайшая состоится 16 апреля 2019 года на Исторической сцене Большого театра). Вот здесь уже порядок таков. Жюри, посмотрев все спектакли афиши, тайно голосуют, а на церемонии наши коллеги, ведущие творческие деятели вскрывают конверты и объявляют лауреатов по номинациям.


Хотя, с нашей точки зрения, важнее всего – вся афиша «Золотой Маски», показ спектакля в Москве, его участие в конкурсной программе или во внеконкурсных программах. Потому что выбрать лауреата — это довольно-таки непростая задача, и иногда похожа на лотерею. Ну, как понять, кто лучше: Марина Неёлова или Алиса Фрейндлих?

Что еще из новинок? Четвертый год подряд мы делаем проект «Золотая Маска в кино». Выбираем спектакли-номинанты или спектакли-лауреаты, проводим профессиональную съемку, привлекаем высококлассных операторов, режиссеров канала «Культура» и «Матч-ТВ». Каждая такая съемка стоит около 2 млн рублей. Онлайн-трансляции проходят в кинотеатрах тех городов, где часовой пояс соответствует Москве. А в тех городах, где часовой поезд другой, устраивается так называемая отложенная трансляция, но по качеству это та же  трансляция онлайн. То есть пишется живой спектакль, перед началом и в антракте ведущие берут интервью у актеров, у зрителей, у режиссеров. И, естественно, у людей, приходящих в кинотеатры, создается полное ощущение, что они находятся в театре.

Этот проект уже полюбился в регионах, поскольку приехать на несколько дней в Москву – смотреть спектакли – всегда очень дорого. А тут по цене билета в кино зритель получает полноценную запись, может увидеть крупный план актеров, что очень важно не только для рядовых зрителей, но и для наших коллег профессионалов, работающих в глубинке. Я уже не говорю о том, что подобные трансляции открывают новые имена театральной России.

Также мы запустили трансляции на Яндексе. Тут принцип несколько иной, чем у «Золотой Маски в кино», но суть ясна: главная цель – домашний просмотр  предложенных нами спектаклей.


У «Маски» есть проект, который называется «Лучшие спектакли в регионах России». В этом году в ее маршруте – 10 городов. Весной «Маска» была в Екатеринбурге, Саратове, Ульяновске, только что закончили в Новокуйбышевске (впервые в малом городе!), далее – Чита, Сургут, Санкт-Петербург. С 2000 года, когда началась программа в регионах,  состоялось 107 проектов.

Финансирование. Примерно 50% бюджета «Золотой Маски» – государственные деньги, которые выделяются из трех источников – Министерство культуры, Правительство Москвы и грант Президента. Это касается, прежде всего, фестиваля, который  проходит в Москве, со всеми программами. 12-13% – это продажа билетов. Продажи небольшие, объясню почему. У нас много спонсоров, партнеров, инфо-партнеров и наших коллег из регионов, которым мы предоставляем места. Для этих нужд мы отдаем примерно 30% мест в каждом зале. Кроме того, часть билетов это квота СТД РФ.

Оставшуюся часть бюджета составляют спонсорские взносы. Генеральный партнер у нас очень давно Сбербанк,  который с 2002 г. нас поддерживает. Есть также целый ряд других замечательных партнёров, которые с нами уже многие годы – Евроцемент Груп, Северсталь, Норникель, Фонд Михаила Прохорова, Благотворительный Фонд Елены и Геннадия Тимченко.

Мы также очень признательны  компании  JTI  и  ОАО РЖД и другим нашим друзьям и партнёрам, благодаря которым Фестивалю удается проводить столь масштабные программы, важные для театров всей России.

И в заключение хочу поделиться с вами результатами одного из недавних наших исследований. Что ставят в России чаще всего? Мы провели экспертизу и удивились. Оказывается, в драматическом театре 70% репертуара составляет классика, а в оперном и балетном эта цифра еще выше – 80%. То есть современная драматургия и современная музыка находятся в меньшем сегменте. Хорошо это или плохо – рассудит время. Я же скажу, что современная драматургия крайне необходима театру для создания живого диалога. Сейчас есть много современных пьес – не чернушных, без использования нецензурной лексики,  очень интересных, затрагивающих актуальные проблемы.

В РАМТе недавно выпустили спектакль для подростков (билетов не достать): «Почему я не хочу ходить в школу?» По окончании устраивается обсуждение, подростки спорят до битв, но вместе с тем они ведь становятся и внимательными зрителями, раз спектакль их так захватил.

Просто хочу вам напомнить: Антон Павлович Чехов в свое время был для Художественного театра абсолютно новый современный драматург,  и сколько скандалов было связано с его творчеством. Прошло время, и он уже классик, его ставят все, весь мир ему поклоняется. В свое время Щепкин, великий актер, не принимал Островского. Гоголя с его мистификациями тоже не все принимали, но прошло время и всё изменилось. Иными словами, не бойтесь брать современные пьесы, любой театр, расположенный даже в самой глубинке, нуждается в современном разговоре со своим зрителем.

Читайте также:
Мария Ревякина: «Мы продали 4500 билетов за короткий срок»



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Человек становится свободным, когда способен себя ограничить»

    В преддверии 99-го сезона, который открылся в Театре им. Вахтангова в пятницу, 6 сентября, художественный руководитель Римас ТУМИНАС объявил о предстоящих планах (подробнее см. материал «Театрала»). Однако его речь отличалась не только перечислением планов, но и злободневными рассуждениями, которые, возможно, разойдутся на цитаты. ...
  • «Звезда Театрала»-2019: шорт-лист объявлен!

    Первый этап голосования позади. За лето в каждой номинации Премии «Звезда Театрала» определились тройки лидеров и по традиции объявляется шорт-лист.   У читателей есть время до конца осени, чтобы зайти на страницу Премии и решить, чьи актерские и режиссерские работы в прошлом сезоне были лучшими. ...
  • «Я хотел закрыть театр на три дня»

    Вечером, 6 сентября, Театр им. Вахтангова открывает 99-й сезон премьерой спектакля Юрия Бутусова «Пер Гюнт», для которого, по словам Римаса Туминаса, нужно будет сделать другую афишу. Сейчас там изображен молодой человек с заклеенным ртом и глазами. ...
  • Сергей Женовач: «Будем развивать собственную труппу»

    В понедельник, 2 сентября, премьерным спектаклем Сергея Женовача «Бег» в Московском Художественном театре открылся 122-й сезон. Накануне днем состоялся традиционный сбор труппы, на котором художественный руководитель рассказал о творческих планах, а после ответил на вопросы журналистов. ...
Читайте также


Читайте также

  • Виктор Рыжаков: «Несправедливое решение должно быть отменено»

    Режиссер Виктор Рыжаков записал видео-обращение в защиту артиста Павла Устинова, приговоренного в понедельник, 16 сентября, к 3,5 годам лишения свободы по части 2 ст. 318 УК РФ. Суд признал его виновным в применении насилия к представителю власти: по версии следствия, 3 августа на несанкционированной акции на Пушкинской площади Устинов оказал сопротивление сотрудникам Росгвардии при задержании и вывихнул плечевой сустав одному из росгвардейцев. ...
  • «Дело моего сына было предрешено»

    В понедельник, 16 сентября, в Тверском суде Москвы вынесли приговор Павлу Устинову, обвиняемому в нападении на сотрудника ОМОН в ходе несанкционированной акции протеста 3 августа. Начинающему актеру, выпускнику Высшей школы сценических искусств Константина Райкина дали 3,5 года колонии общего режима. ...
  • «Мы не должны молчать»

    В понедельник, 16 сентября, актера Павла Устинова, выпускника Высшей школы сценических искусств Константина Райкина приговорили к 3,5 годам лишения свободы по части 2 ст. 318 УК РФ. Суд признал его виновным в применении насилия к представителю власти: по версии следствия, 3 августа на несанкционированной акции на Пушкинской площади Устинов оказал сопротивление сотрудникам Росгвардии при задержании и вывихнул плечевой сустав одному из росгвардейцев. ...
  • Павла Устинова осудили на 3,5 года

    Павел Устинов приговорен к 3 годам и 6 месяцам колонии общего режима за причинение вреда здоровью сотрудника Росгвардии при задержании во время несогласованной акции в центре Москвы 3 августа. Об этом в понедельник сообщает корреспондент «Театрала» из зала Тверского суда, где проходило слушание дела. ...
Читайте также