«Это был сознательный выбор»

Дмитрий Крымов о грядущей премьере в МХТ, уходе из ШДИ и творческих планах

 
Режиссер Дмитрий Крымов готовится представить в Московском Художественном театре спектакль «Сережа» по мотивам романа Льва Толстого «Анна Каренина», а также роману Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» и специально написанному для постановки тексту Льва Рубинштейна «Вопросы».

Первые показы состоятся 9 и 10 октября. Главную роль исполнит одна из ведущих актрис «Школы драматического искусства» и Лаборатории Дмитрия Крымова Мария Смольникова, в прошлом сезоне сыгравшая в его спектаклях «Безприданница» (ШДИ) и «Му-Му» (Театр наций). Перед премьерой «Театрал» встретился с режиссером.

– Дмитрий Анатольевич, в основе спектакля два фундаментальных романа. Через какие общие смыслы вы их связываете?
– Честно говоря, пока остерегаюсь говорить об этом, поскольку не знаю, свяжется ли вообще. Это рискованная попытка. Когда вы посмотрите, вы сами ответите, удалась она или нет. И потом, я думаю, если публика открыта и готова услышать высказывание, пояснять ничего и не нужно. Вам может понравиться или не понравиться – главное, выслушайте. А разговор на тему: «Я хотел сделать то-то и то-то», выглядит как извинение. То, что я хотел, я с удовольствием покажу в спектакле – в меру своих способностей и в меру тех возможностей, которые дает театр, а в МХТ это и замечательный актерский состав, и сильная постановочная часть.

– Многих мхатовцев вы взяли из стажерской группы. Ваш замысел требует много молодежи?
– Нужны были люди, которые будут приводить в движение механизм спектакля. С одной стороны, у них безымянные роли, с другой – очень важные: они помогают нашему сюжету осуществиться. Это довольно странные характеры – почти монтировщики сцены, которые что-то приносят, что-то уносят – но они многое определяют.

– Вы ставите спектакль по мотивам «Анны Карениной», однако в нем не будет многих ключевых персонажей – ни Кити, ни Левина, ни Стивы. В центре, как и у Толстого, будет Анна?
– Скорее так: будет актриса, которая играет Анну.

– Как в спектакле «Безприданница» была актриса, которая играла Ларису?
– Да, здесь тот же самый ход.

– Что это за героиня? В чем ее конфликт?
– Конфликт в том, что она современная молодая женщина, и ей трудно примерить на себя эту судьбу. XIX век – это туман, от которого мы уже давно ушли. Поэтому спектакль – просто наша попытка нырнуть туда и вынырнуть обратно.

– В «Безприданнице» у Маши Смольниковой была глубоко трагическая роль, в то же время в ней было много иронии.
– Я бы очень хотел, чтобы здесь получилось так же.

– Вы ищите такую интонацию?
– Специально не ищу. Но юмор – это хорошо, он помогает отстраниться.



«Безприданница», сцена из спектакля  


– Марию вы пригласили на постановку в Театр наций, теперь – в МХТ. Она сыграла у вас множество ролей в ШДИ. Почему вам интересно с ней работать?
– Она чудная актриса. Тонкая художественная натура с большим генератором внутри. Я не вижу предела ее возможностей. Она способна быть и резкой, и женственной, и парадоксальной, и комичной. Потом, у нее есть качество, которое я очень ценю в актерах – умение глубоко войти в роль и моментально выйти: в самой драматичной сцене она может расхохотаться, потому что у нее сломался каблук. И ее это не выведет из равновесия, только развеселит – и тут же она вернется к своему персонажу. Она как самолет с вертикальным взлетом. В «Му-Му» она играет семилетнюю девочку, сейчас работает над «Анной Карениной». Многие сцены я знаю наизусть, тем не менее, некоторые вещи, которая она делает, каждый раз действуют на меня по-новому. Есть сцены, над которыми мы работаем подолгу, и мне даже начинает казаться, что я где-то перемудрил, раз у нее никак не получается. Но в итоге мы добиваемся того, что устраивает и ее, и меня.

«Му-Му», сцена из спектакля 



– Что теперь будет с остальными вашим ребятами? В ШДИ осталась большая лаборатория, и всю ее невозможно взять с собой в другие театры – там есть свои артисты.
– Я испытываю много боли и по поводу артистов, и по поводу художников, и по поводу спектаклей, которые пока еще идут, но все-таки как бы мною оставлены. Тем не менее, это был мой сознательный выбор, поскольку для меня было важно сохранить чистый разум, легкий настрой, спокойствие и достоинство – единственное состояние, в котором я могу делать спектакли. Там это было уже невозможно.

– К сожалению, в Москве очень мало открытых площадок, где можно было бы существовать с артистами в постоянных репетициях.  
– Да, поэтому у меня нет ответов. Я пока не знаю, где буду делать следующий спектакль, и не знаю, кого и куда буду брать.

– В одном из недавних интервью «Театралу» руководитель Управления театров и концертных организаций Наталья Викторовна Дрожникова упомянула, что Департамент культуры готов обсудить с вами возможность постоянной работы в одном из московских театров. А вы чувствуете необходимость это обсудить?
– Ну, если департамент сочтет нужным такой разговор и выступит его инициатором, почему бы и не придумать что-нибудь. Но вообще, это немножко абстрактный вопрос. Хочу ли я, чтобы на окраине Москвы начали стройку и закончили ее к моменту моей смерти? – нет.

– У вас уже есть конкретные планы, чем вы будете заниматься дальше?
–  Нет, пока летаю в воздухе. Мысли заняты спектаклем.

– Давайте еще поговорим о нем. На какой стадии сейчас репетиции?
– Ну, сегодня записываем видео. Перед выпуском всегда кажется, что ничего не идет, и действительно корабль долго толкался в гавани, но сейчас мы вроде бы уже нашли верный курс.

Постановка называется «Сережа». Значит ли это, что в центре повествования будет сын Анны Карениной?
– Понимаете, назвать спектакль «Анна Каренина» – значит, заранее сложить свою голову на гильотину: у каждого своя «Анна Каренина», и ты никогда не оправдаешь чужих ожиданий. А если назваться «Сережа», люди будут готовы увидеть немножко другое. Сюжет толстовский лишь отчасти.

– Сережу мы увидим в детском возрасте?
– Да, это будет ребенок восьми лет.

– Кто будет играть?
– Не хотел бы пока говорить. Каренина и Вронского сыграют артисты МХТ Анатолий Белый и Виктор Хориняк. Работать с ними для меня огромное удовольствие и честь.

– Это будет история о том, как ребенок лишился матери?
– Наверное, да.

– Как вы думаете, если зритель идет не на классическое прочтение, а на авторскую интерпретацию, ему нужно готовиться?
– Да нет, как-то специально готовиться не нужно. Мне кажется, достаточно быть открытым. Доверять человеку, который хочет что-то рассказать тебе. И не нужно изначально вставать в позу: мол, у меня своя «Анна Каренина», а эта какая-то неправильная. В этом случае разговор становится бессмысленным. Да, еще неплохо быть хотя бы немножко начитанным. А вообще, главное – это интерес к происходящему.

Наверное, мхатовская публика отличается от зрителей «Школы драматического искусства». Возможно, здесь есть риск. Хотя, с другой стороны, те же самые опасения я испытывал, когда ставил в Театре наций. Я безумно благодарен зрителям, которые постоянно ходят на мои спектакли. В конце, когда я выхожу на поклон, ползала машет мне рукой – от этого просто ком в горле, но мне хочется верить, что мои спектакли интересны не только моей постоянной публике, но и людям вообще.




Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Александр Калягин: «Надеюсь, что Кончаловский получит более верную информацию»

    Прежде всего хочу сказать, что я не против, а рад, что может возникнуть новая премия. Как говорят, много денег не бывает, так и много премий не бывает. Не вижу ничего плохого, что кто-то из коллег будет поощрен этой новой премией. ...
  • Минкульт запретит артистам увольняться за месяц до выступления

    Минкультуры намерено обязать артистов уведомлять о своем увольнении в письменной форме не позднее, чем за месяц до планируемого выступления. Соответствующие поправки будут внесены в Трудовой кодекс РФ. «В целях исключения срыва показов театральных постановок и цирковых номеров предусмотрена норма, согласно которой творческий работник имеет право расторгнуть трудовой договор по своей инициативе, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за один месяц, за исключением случаев, когда трудовой договор заключен на срок менее четырех месяцев», - сообщили ТАСС в пресс-службе Минкультуры. ...
  • Марк Захаров: «Есть вещи, которые меня пугают»

    В субботу, 13 октября, художественному руководителю «Ленкома» Марку Захарову исполняется 85 лет. Однако юбилей – это всего лишь формальный повод напроситься на интервью к режиссеру, который всегда ироничен и мудр в рассуждениях и оценках. ...
  • «Он не спешил расставаться с детством»

    В пятницу, 19 октября, ушел из жизни актер Дмитрий Солодовник. Опытный артист, но совсем молодой человек – 12 января 2019 года ему исполнилось бы 40 лет. В следующем году Дмитрий мог бы отметить еще одну юбилейную дату – 20 лет работы в Малом театре. ...
Читайте также


Читайте также

  • В ЦДЛ отметят 100-летие Александра Галича

    В пятницу, 19 октября, в Центральном доме литератора (ЦДЛ) прозвучат песни и стихи Александра Галича на вечере, посвященном столетию со дня рождения поэта и драматурга. Вечер вместе с дочерью Галича Аленой будет вести бард Юлий Ким. ...
  • Сергей Безруков отмечает юбилей

    Одному из самых популярных и любимых публикой актеров Сергею Безрукову исполняется 45 лет. По традиции день рождения артист всегда проводит на сцене, общаясь с публикой в формате творческой встречи. Но на этот раз его поклонников ждет сюрприз. ...
  • «Никогда не забуду спектакль в Афганистане после бомбежки»

    Художественный руководитель Bond Street Theatre (США) Джоанна Шерман долгие годы занимается театром в горячих точках. И утверждает, что в момент социальных катастроф театр может лечить и придавать силы. Некоторыми деталями своей работы режиссер поделилась с участниками международного фестиваля «Минифест», который проходит в эти дни в Ростове-на-Дону. ...
  • «Мы не хотим Трампа, но хотим хороший театр»

    Американский режиссер Патрик Шарратта в России впервые. Его визит на фестиваль «Минифест» (проходит в Ростове-на-Дону) стал важным событием для театральных деятелей, поскольку Патрик уже не первый год подряд представляет интересы детского театра в ООН (официально его должность называется руководитель проектов World Development Foundation, INC). ...
Читайте также