«Табаков не любил разводить бюрократию»

 
Актер Авангард Леонтьев провел для «Театрала» экскурсию по памятным местам МХТ им. Чехова: мы побывали в мемориальном кабинете Немировича-Данченко, в воссозданных гримерках Станиславского и Ефремова, заглянули в гримерку Табакова, увидели уникальные произведения Шехтеля и редкие фотографии старейших актеров.
 

Памятник в Камергерском

У Табакова была идея фикс поставить памятник Немировичу-Данченко, потому что он считал, что Немирович находится в тени Станиславского, а роль его в Художественном театре не меньше, чем у Константина Сергеевича. Но все-таки памятник сделали сразу обоим отцам-основателям. Табаков добился, чтобы этот памятник появился в Камергерском переулке, а на служебном входе в театр установили бюсты Станиславскому, Немировичу и Ефремову.
Кстати, во дворе своего театра на улице Чаплыгина он поставил памятник драматургам, которые сыграли очень большую роль в судьбе «Современника» и Театра Табакова - это Александр Володин, Виктор Розов и Александр Вампилов.
Олег Павлович любил помогать людям при их жизни и заботиться об их памяти после их ухода. 

Гримерка Станиславского

Раньше гримерная Константина Сергеевича находилась на первом этаже закулисной части старого МХАТа, напротив двери на сцену была дверь «к Станиславскому». Когда я был студентом, она всегда была открыта, и мы туда с любопытством заглядывали.

Сейчас -  это воссозданная обстановка, но все вещи здесь подлинные. Эти многочисленные фотографии всегда висели на стенах гримерки: и портрет жены - актрисы Марьи Петровны Лилиной, и фото Владимира Ивановича Немировича-Данченко, и фото Саввы Морозова…


А в шкафу висит мундир Вершинина из «Трех сестер», которого играл Станиславский. Кстати, в эту гримерку приходил Антон Павлович Чехов.



Кабинет Немировича-Данченко

Это мемориальный кабинет Владимира Ивановича Немировича-Данченко, причем, настоящий, а не перенесенный после ремонта в другое место, в отличие от гримерок Станиславского и Ефремова.

Все фотографии на стенах - это подарки Немировичу.  Здесь и фото Чехова, и Саввы Морозова, и Леонида Андреева, и портрет Станиславского, и многих актеров.  Вот любимая актриса Немировича Данченко – Мария Германова.

Люстра и лампа в кабинете – это произведения самого Федора Шехтеля, создателя проекта реконструкции здания театра в Камергерском.
 
Гримерка Леонтьева

В МХТ меня пригласил Табаков в 2004 году, так что я работаю тут 14 лет, а до этого 36 лет я работал в созданном Ефремовым «Современнике». Но будучи еще студентом играл в спектаклях Художественного театра, так что это для меня родной дом.

Гримерка Ефремова

Гримерную Ефремова дважды переносили. Я бывал в его подлинной гримерной, когда преподавал в Школе-студии МХТ, а до этого я два года работал под руководством Олега Николаевича в «Современнике» – с 1968 по 1970-й год. Это были два прекрасных года в моей жизни, потому что Ефремов-руководитель – это отдельная история! Он настолько был интересен как личность! Все, кто с ним общался, очень многому научились у него не только для профессии, но и «для жизни».  Он любил говорить правду. И не любил, когда правду скрывают или боятся ее высказать вслух. В «Современнике», например, проводились демократические собрания, на которых вся труппа принимала самые важные решения – прием пьесы в работу, выпуск спектакля, снятие спектакля с репертуара, прием актера в труппу. Все эти вопросы решались большинством голосов. Труппа тогда была человек 35, и все по кругу высказывались, нельзя было отсидеться и промолчать. Допустим, выпускается спектакль в постановке Ефремова, а он мне не очень понравился, и вот я совсем еще мальчишка, со студенческой скамьи, сижу и думаю, как поступить: обидеть его своим мнением, но сказать правду или сказать полуправду, щадя его чувства как режиссера?! И побеждало в моих внутренних борениях (и думаю, не только в моих) – решение сказать правду, потому что Ефремов такой проницательный, и сразу увидит, что я вру ему в глаза, а это еще страшнее! Ефремов стимулировал честность и открытость в общении людей. Я стараюсь следовать этому и сейчас, хотя бывает трудно.

Зрительское фойе

В преподавательской работе я использовал то, чему научился сам у своих учителей в Школе-студии МХАТ, и мне повезло, что я потом работал в «Современнике», которым руководили тоже выпускники Школы-студии МХАТ. И я, и они – старшие мои товарищи и наставники – Ефремов, Волчек, Табаков – учились у одних и тех же непосредственных учеников Станиславского. Это были люди, которые работали со Станиславским, играли в его спектаклях - Василий Осипович Топорков, Павел Владимирович Массальский и Александр Михайлович Комиссаров. Они были – «дети», а мы – «творческие внуки» Станиславского и Немировича.

Вот мой главный учитель – Павел Владимирович Массальский, руководитель курса, на котором я учился. А это Александр Михайлович Комиссаров, тоже педагог нашего курса, который, кстати, играл Керубино в легендарном спектакле Станиславского «Женитьба Фигаро».


А это Виталий Яковлевич Виленкин - он был секретарем Немировича-Данченко в 1943 году во время создания Школы-студии МХАТ (между прочим, это было во время войны!), и сам был одним из ее основоположников. И всю жизнь там преподавал: сначала «Историю художественного театра», а потом, когда ему стало казаться, что практика Художественного театра слишком разошлась с идейными основами, он стал преподавать «Теорию стиха». Студентов учень любили его уроки.

Приемная перед кабинетом Олега Табакова

Олегу Павловичу приходилось решать тысячу вопросов на рабочем месте – в его кабинете, и не только. Он был человеком очень динамичным и любил решать проблемы на ходу, к нему не надо было записываться на прием, каждый мог к нему обратиться со своими просьбами не только официально – в кабинете, но и в артистической, и в коридоре. Олег Павлович тут же мог начать звонить, помогать. Он любил именно так действовать, чтобы не разводить бюрократию.

Гримерка Табакова

С Олегом Павловичем мы дружили. Когда я пришел в 1968 году в «Современник», Табаков взял надо мной негласное, добровольное наставничество. Иногда он тянул меня на радио или в кино, где можно было подзаработать. И, видимо, он рекомендовал меня с Михалкову в фильм «Несколько дней из жизни Обломова». Так что благодаря Табакову я попал в «кинематограф Михалкова», а это большая жизненная удача!

За этим столиком Олег Павлович гримировался и обычно параллельно что-нибудь ел.

Перед спектаклем Олег Павлович всегда раскладывал этот диван и около часа спал. Когда у него случился инфаркт – ему не было еще 30-ти лет, знаменитый доктор Кассирский (мне это рассказывал сам Табаков) сказал ему, что, если он не будет спать хотя бы 40 минут в середине дня, то он долго не протянет. И с тех пор Олег Павлович придерживался этого правила.




Надеюсь, в гримерной Табакова тоже сделают мемориальное пространство.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
Читайте также


Читайте также

  • «Нельзя держаться только за бренд»

    Недавно в столице Великобритании в международном культурном центре «Барбикан» прошли гастроли Московского драматического театра им. Пушкина, которые проводила киевский импресарио Оксана НЕМЧУК. «Театрал» записал интервью о закулисной стороне столь масштабного международного проекта. ...
  • «Табаков не любил разводить бюрократию»

    Актер Авангард Леонтьев провел для «Театрала» экскурсию по памятным местам МХТ им. Чехова: мы побывали в мемориальном кабинете Немировича-Данченко, в воссозданных гримерках Станиславского и Ефремова, заглянули в гримерку Табакова, увидели уникальные произведения Шехтеля и редкие фотографии старейших актеров. ...
  • В ожидании «Щелкунчика»

    Балет Большого театра «Щелкунчик», созданный по мотивам сказки Гофмана, один из главных символов новогодней Москвы. В преддверии спектакля костюмеры ГАБТа провели экскурсию для «Театрала». В пошивочных цехах, размещенных на девятом этаже Исторической сцены, подготовка к спектаклю начинается примерно за полтора-два месяца до первого показа. ...
  • «То ли люди, то ли куклы…»

    – Но все-таки, в чем секрет? Что ты делаешь, чтобы она оживала? – задаю вопрос актрисе Театра кукол им. Образцова Кате Малетиной. Мы сидим на полу за декорациями и разговариваем шепотом: прямо сейчас на Малой сцене идет репетиция нового спектакля «Золушка» (премьера – 25 декабря). ...
Читайте также