«Театр помогает человеку найти свое предназначение»

Директор Международного института театра при ЮНЕСКО в интервью «Театралу»

 
В пятницу, 24 августа, в Москве завершается Конгресс международной ассоциации университетских театров. И пока его участники подводят итоги, «Театрал» побеседовал со специальным гостем форума  генеральным директором Международного института театра при ЮНЕСКО, критиком и драматургом Тобиасом Бьянконе.

 Международный институт театра и Международная ассоциация университетских театров тесно сотрудничают с момента зарождения ассоциации. В чем заключается миссия вашего тандема?
– Художественные, образовательные и человеческие ценности – вот, что представляют, и за что борются наши организации. Посмотрите, куда движется современный мир. Вместо того, чтобы создавать мир без конфликтов, мир, где все могли бы получить хорошее образование, работу и вести достойную жизнь, некоторые из мировых лидеров преследуют националистические интересы, вводят санкции против других стран ради власти над ними и толкают весь мир к пропасти – новым страданиям, конфликтам и войнам.

 Чем конкретно занимается Международный институт театра?
– МИТ был основан 70 лет назад с целью стать мостом, объединяющим людей – мостом между актером и зрителем, мостом между артистами-любителями и артистами-профессионалами и, наконец, мостом между театрами разных стран. Объединить весь театральный мир – вот наша главная миссия. Мир у нас один, но культуры разные, у всех есть свои слабые и сильные стороны. Я считаю, что в России – лучшая актерская школа. Но мы должны научиться уважать и то, как по-разному подходят к сценическому мастерству люди из других стран.

Если говорить конкретно, то вместе с Ассоциацией молодежных театров мы продвигаем образование в области театрального искусства. Ведь именно оно открывает двери, помогает людям, делает их сильнее, предоставляет возможности личного и профессионального развития. Обучение и тренировка могут принимать разные формы: опытный драматург, знакомящий начинающих писателей с процессом создания пьесы; мастера кабуки, буто, гагаку в Японии, рассказывающие об этих направлениях студентам из разных стран; итальянский проект по обучению заключенных актерскому мастерству в Чили; проведение ритуального мирного танца в Судане с участием детей-солдат из враждующих племен. Это лишь несколько примеров тех образовательных мероприятий, которые проводят наши организации.

Мы знаем немало гениальных артистов из числа людей самых разных профессий. Вот найти эти таланты, раскрыть их и вывести на сцену как раз помогают университетские театры.

 Какое влияние на формирование личности человека может оказать обучение театральному мастерству?
– Очень хороший вопрос. Обучая другого человека основам исполнительского искусства, вне зависимости от его возраста, пола, культуры, религиозных убеждений, расы и положения в обществе, мы помогаем человеку найти его самое высокое предназначение. Раньше во всех учебных заведениях Европы и Америки был предмет актёрского мастерства. В школах ставились спектакли, было много преподавателей. В настоящее время в США нет даже министерства культуры, всё нацелено на получение прибыли.

Моя мечта, чтобы актёрскому мастерству обучали с начальной школы. Ведь театр, прежде всего, это искусство диалога. Обучение актерскому мастерству помогает отличить добро от зла, правду от лжи, учит правильному выражению своих эмоций, преодолению внутренних психологических барьеров, умению уважать самого себя. Каждый человек в жизни играет много ролей, и театр ему в этом может очень помочь.

 Каковы основные проблемы современного университетского театра? 
– В первую очередь это финансирование, недостаток поддержки со стороны ректоратов и некоторые национальные особенности. Например, в Венгрии в какой-то период финансировались постановки только венгерских авторов. Других драматургов государство не признавало. Это удивительно, ведь театр по своей сути интернационален.

 Москва впервые принимает Конгресс международной ассоциации университетских театров. В этот раз вы выступаете почетным гостем форума и его экспертным наблюдателем. Как вы оцениваете организацию всего мероприятия?
– Я очень люблю Москву, приезжаю сюда уже седьмой раз. Помимо столицы, успел посетить Петербург, Нижневартовск, Омск и Якутск. Могу сказать, что в России любое международное мероприятие организуется на самом высшем уровне, в том числе и нынешний конгресс. Я вижу счастливые лица людей на спектаклях, мастер-классах и дискуссионных площадках форума. Это и есть главное доказательство, что все проходит отлично. Русское гостеприимство всегда на высоте!


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.
  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Повалять дурака»: пять актерских розыгрышей

    По одной из версий День смеха появился после того, как в 15 веке произошёл переход со старого стиля на новый, и отмечать Новый год стали 1 января. Над жителями, которые продолжали праздновать 1 апреля, подсмеивались. Со временем все, конечно, перестроились, но праздник остался. ...
  • Полина Райкина: «В «Сатириконе» тогда был целый детский сад»

    Сегодня день рождения отмечает актриса театра «Сатирикон» Полина РАЙКИНА. Публикуем ее интервью «Театралу» для нашего спецпроекта «Дети закулисья». – Полина, вы же самое что ни на есть потомственное «дитя закулисья». ...
  • «Я вывел формулу: в каждом живет и Христос, и Иуда»

    Немецкому писателю Жану Полю Рихтеру, чье легкое перо подарило человечеству фразу «мировая скорбь», принадлежит афоризм: «Воспоминания – это единственный рай, из которого никто не может быть изгнан». У Павла Хомского отношение к воспоминаниям было совершенно легкомысленное. ...
  • Иннокентию Смоктуновскому исполнилось бы 95 лет

    В субботу, 28 марта, исполняется 95 лет со дня рождения выдающегося российского актера Иннокентия Смоктуновского. «Театрал» публикует рассказ о нем его дочери Марии.  – Я родилась в 1965 году, и Ленинградский период не помню. ...
Читайте также