«Почему так рано?! Куда вы спешите?!»

Москва проводила в последний путь Дмитрия Брусникина

 
В понедельник, 13 августа, Москва простилась с замечательным педагогом, актером и режиссером Дмитрием Брусникиным, который скоропостижно скончался 9 августа на 61-м году жизни. Как отметил на панихиде художественный руководитель ЦИМа Виктор Рыжаков, «этот невероятно красивый человек всегда всё делал красиво – работал красиво, преподавал красиво, читал стихи красиво – он насыщал наш мир красотой и смыслом. И теперь, когда его не стало, это чувствуется особенно остро».

В МХТ им. Чехова еще закрыт сезон. Первый спектакль здесь состоится только 2 сентября. Однако трагедия собрала, сплотила, кажется, весь коллектив. Артисты, режиссеры, сценографы, бесчисленные работники закулисья, студенты… Многие вернулись в Москву из санаториев, с дач и курортов, чтобы проститься с Дмитрием Владимировичем. Примечательно, кстати, что по имени-отчеству его мало кто называл. В основном говорили по-дружески ласково – Дима (даже не Дмитрий). Настолько удивительно дружелюбным, искренним было его отношение ко всем членам театрального сообщества.

Он ушел на взлете, в самый, наверное, счастливый момент своей биографии, когда после долгих мытарств и ожиданий стал руководителем театра «Практика». 7 августа Дмитрий Брусникин был официально назначен на эту должность, а всего через двое суток его не стало. Об этом нелепом, трагическом совпадении говорили многие. Но всё было ясно без слов. Многие студенты, молодые артисты не скрывали своих слез. В абсолютной растерянности встречали друг друга на пороге театра артисты старшего поколения. Сотни людей приехали в Москву, чтобы возложить цветы, сказать прощальные слова. Ирина Мирошниченко, Наталья Тенякова, Сергей Юрский, Сергей Женовач, Андрей Мягков, Станислав Любшин, Николай Чиндяйкин, Владимир Машков, Константин Эрнст, Олег Меньшиков, Александр Галибин, Николай Рощин, Александр Кибовский и многие-многие другие.

Ректор школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий открыл церемонию, не скрывая горечи и досады. Голос заметно дрожал:

– Я не знаю, как всё это объявлять. Люди в коридоре стоят, на сцене… Мы идем, прощаемся с Димой Брусникиным, очень красивым, очень талантливым человеком и очень смелым.
Я, как ректор, должен что-то говорить про него, как педагога, актера, режиссера… Мы все прочли и прочтем, и это будут правильные слова, очень правильные.

Мы были знакомы больше сорока лет. Просто он был очень хорошим моим другом, очень близким, прекрасным… Вообще-то я умею красиво говорить, но с 9-го числа я думал и как-то ничего не придумал больше, чем сказать, что как мне надоело их хоронить. Да, конечно, они там встретятся, они там порепетируют… Нам здесь плохо.


Надо перестать бояться. Я иногда боюсь, а он нет. Это даже не к таланту имеет отношение, а к такому редкому качеству настоящего человека.

Следующим к микрофону подошел художественный руководитель МХТ им. Чехова Сергей Женовач:

– В голове до сих пор не укладывается, как это вообще могло случиться. Я Диму знаю около тридцати лет, и более светлого, доброго, открытого человека трудно себе представить. И как бы тут всё не складывалось, но провести через всю жизнь верность, какую-то юношескую, мальчишескую любовь к театру, молодняку, – может не каждый. И вот сейчас, казалось бы, на взлете уже, шестой десяток, возникает свой театр, ребята, которые в него верят, и он их любит и верит, какой-то новый этап открывается и вдруг эта нелепость, эта беда, это страшно несправедливо и неправильно. Дима, конечно, из той породы людей, для которых порядочность и человечность не пустые слова. Мы сегодня прощаемся с частью нашей жизни.

Говорят, что Дмитрий Брусникин болел, но вполне справедливо старался не придавать это широкой огласке. Как бы то ни было, известие о его уходе прозвучало для коллег как гром среди ясного неба.

– Прекрасный Дима... Почему так рано?! Куда вы спешите?! Почему вы уходите?! – сказала Наталья Тенякова. – Дима очень много успел сделать, был прекрасным актером, мы помним его замечательные спектакли, очень-очень неплохие фильмы. В нем была мужская стать, мужество и в то же время что-то тонкое, какая-то была незащищенность. Он был сильный, но в его легкой насмешливости ощущался трепет.

Мы с ним очень долго, может тысячу раз играли «Нового американца», где он изумительно играл Сергея Довлатова. Они во многом совпадали. Помню, мы поехали на гастроли в Америку, нас повезли на кладбище, но не показали, где могила писателя. И мы идем по кладбищу, огромному, как лес, идем-идем, и вдруг Дима говорит: «Я знаю, где он», – и приводит нашу толпу на могилу Довлатова. Но он не мог знать, где могила. Что это? Это совпадение.

Ему бы еще работать и работать. Он сделал театр, он сделал своих ребят артистами, он получил театр. Ну, что же? Почему так вдруг? Несправедливо. Ну, правда, они там с Ромочкой Козаком обсуждают, вспоминают, какими они были молодыми, талантливыми, прекрасными.


Дима, нельзя так рано. Прости за все и спасибо тебе за все. Ты изумительный человек. Мы будем тебя помнить всегда.
 
Дмитрий Брусникин был не только замечательным партнером, педагог по сцене и режиссером, он был и настоящим другом, о чем говорил Михаил Ширвиндт:

– Дима был моим другом сорок лет. Все эти годы мы общались с разной интенсивностью, потому что творчески никогда не пересекались. Только выпивали – много, хорошо, весело. Иногда мы не виделись по несколько месяцев, а затем встречались и начинали говорить с какой-то прерванной фразы. Это было как-то подкожно. Несколько лет назад нас с ним, как и многих, сильно подкосила смерть Ромы Козака. Никто до сих пор не оправился от столь тяжелого удара. Единственное, что может быть в этой ситуации обнадеживающего, так это то, что Дима, наконец-то, встретился с Ромой. Возможно, это мое личное мнение, но я всегда считал, что и Дима, и Рома были любимыми учениками Олега Николаевича Ефремова. И вот этот круг замкнулся. Теперь они вместе, а мы без них. Это очень печально.

Пронзительную речь произнес и Авангард Леонтьев, попытавшись описать, сформулировать значение Дмитрия Брусникина для театрального мира:

– Таким необходимым человеком-надеждой был Дима для нас всех. Он был человеком очень скромным, не любил первого ряда, первой строчки, потому что он был человек существа.

Я помню его спектакль со студентами по «Раковому корпусу» Солженицына. Это был совершенно замечательный спектакль, который остался в памяти на всю жизнь, хотя он игрался в учебной аудитории, игрался без декораций. Казалось бы, как можно в 19-20 лет соотнести себя с этим материалом. А вот это удалось студентам Димы.

Вообще Дима обладал умением, которое уходит. К нему как-то не очень стремятся, оно уже и не востребовано. Умение сделать артиста-роль, человека-роль, умение сделать из студента из артиста самое главное – чтобы этот артист прекрасно играл, прекрасно себя чувствовал, чтобы он выражал смысл произведения и чтобы это «прекрасное» могла бы оценить публика. И публика это ценит, она это знает, помнит и взыскует.
Дима был соавтором выдающегося телевизионного спектакля «Чехов и Ко». Компанией был Художественный театр в момент своего 100-летия. Играла масса артистов всех поколений. Какие там работы! Какие там актерские шедевры! В сопряжении с Чеховым это давало замечательный результат. Дима умел без ухищрений, без внешних постановочных решений сделать замечательные роли и спектакли.
Ах, какая утрата человека высоконравственного. Как этого не хватает, как важно знать, что такой человек есть рядом, что на него можно положиться, на него можно взглянуть в трудную минуту.

Дима обладал еще настоящей мужской смелостью. Он не был «выступальщиком», на собраниях сидел в последнем ряду, но иногда он важно и тихо говорил несколько слов, и людям становилось ясно, что он выражает твое мнение. И говорил Дима тогда, когда многие говорить опасались.

Димочка, спасибо тебе, что ты был таким замечательным собеседником даже без беседы, таким участником диалога, таким близким сотням людей, таким надежным. Спасибо тебе за то, что ты был ориентиром.


В последний путь Дмитрия Брусникина провожали длительными овациями. Похоронен на Троекуровском кладбище.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • «Ничего лучше уже не придумать»

    В праздничные дни, по традиции, повторяем материалы, вышедшие в «Театрале» в минувшем году. Сегодня в нашей подборке – закулисье театра «Мастерская Петра Фоменко».  «Когда мы ставили «Бесприданницу» (это была первая премьера в здании Новой сцены), Петр Наумович шутил: Паратов будет приплывать на своей «Ласточке» прямо по Москве-реке и выходить на сцену через окно», – рассказывает «Театралу» главный администратор «Мастерской Петра Фоменко» Вера ЗАВГОРОДНЯЯ. ...
  • Ушел из жизни автор первой советской рок-оперы

    Либреттист, инсценировщик, переводчик Юрий Димитрин скончался в Санкт-Петербурге на 85-м году жизни. Об этом на своей странице в Facebook сообщил соавтор Юрия Георгиевича композитор Александр Журбин. В 1975 году Димитрин и Журбин написали первую для СССР рок-оперу «Орфей и Эвридика». ...
  • Виктор Рыжаков: «Будем вместе думать, каким будет наше завтра»

    В четверг, 9 января, глава московского Департамента культуры Александр Кибовский представил коллективу «Современника» нового художественного руководителя – Виктора Рыжакова. Встреча проходила в  закрытом формате. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Вы поистине народный…»

    Уважаемый, дорогой Борис Георгиевич! Сегодня Вы отмечаете юбилей и все Ваши коллеги, близкие, друзья, Ваши зрители поздравляют Вас с этой замечательной датой! От всей души присоединяюсь ко всем поздравлениям и я.   Вы поистине народный, всеми любимый артист, чье обаяние покорило миллионы зрителей Советского Союза. ...
  • Алла Сурикова: «Моя любовь к театру началась с этой пьесы»

    Кинорежиссер Алла Сурикова поделилась с «Театралом» своими впечатлениями о дипломном спектакле студентов курса Михаила Борисова в Институте им. Щукина – «Лиса и виноград», предрекая ему серьёзное сценическое будущее. ...
  • Старейшей мхатовской актрисе исполнилось 95

    К юбилею Маргариты Анастасьевой, которая 10 января отметила свое 95-летие, Музей МХАТа посвятил выставку «Марго. Королева. Первая из первых». Для Художественного театра Маргарита Викторовна – легенда. Она не только служит на прославленной сцене всю свою жизнь, сыграв десятки острохарактерных ролей, но и является выпускницей первого набора Школы-студии МХАТ. ...
  • «Она писала просто, ясно и безукоризненно точно»

    Наталья Крымова была камертоном не только театральной жизни. Многие годы ее статьи и телепередачи были одной из редких возможностей услышать живое слово, звучащее «поверх барьеров». Вместе с «Театралом» ее сегодня вспоминают коллеги. ...
Читайте также