Владимир Бельдиян: «Герои Беккета дают мне урок человечности»

 
Одной из премьер, которая пополнила в минувшем сезоне репертуар Симоновской сцены Театра Вахтангова, стал спектакль «В ожидании Годо». Режиссер Владимир Бельдиян – ученик Римаса Туминаса – для своей первой большой постановки обратился к пьесе Беккета.
 
– Владимир, «В ожидании Годо» редкий спектакль на нашей сцене. Вы тринадцатый режиссер, который отважился на постановку этой сложной пьесы.
– 13 – вахтанговское число. Сначала я думал, что пьеса «В ожидании Годо» про другое, она даже в разных переводах начинается с разных слов – «Бессмысленное дело», «Гиблое дело». Беккет писал пьесу на французском, потом сам же перевел ее на английский, определив жанр, как трагикомедия. Мы просмотрели пять или шесть переводов и слова Nothing to be done – «Ничего не поделаешь» или Will night never come – «Неужели ночь никогда не наступит» – показались нам более подходящими по смыслу, чем «Гиблое дело».  Но есть такие фразы, которые не переводятся Hope deferred make the something sick? – «Долго не сбывающаяся надежда причиняет нам боль» и нескладно звучат на русском...
  
– Как Римас Владимирович воспринял ваше предложение поставить Беккета?
– Ответ был спустя время весной мы стояли у входа в театр Вахтангова. Слепило яркое солнце. Мы курили, и я его спросил: «Ну, что,  я это делаю?» и он сказал: «Да, хорошо».
 
– Впервые, что непривычно для нашей сцены, спектакль идет в двух залах: первое действие в Камерном, а второе в Амфитеатре. Почему?
– Идея принадлежит Римасу Владимировичу. Он пошутил: «А, давай в двух залах сыграем». Посмеялись, а я подумал: «Почему бы и нет».

– А вдруг мистер Годо придет в первый зал, а все в это время будут во втором?
– Вы удивительно точно задали вопрос. А может он приходил вчера? На всякий случай во втором акте Владимир уходит в первый зал это проверить. Герои разговаривают, пытаются что-то понять, но чтобы продолжать ждать, надо опять все вспомнить. Представляете человека, который все помнит?
Вот и первый парадокс Беккета: человек надеясь на спасение, не может отличить плохое от хорошего, потому что плохое он забывает. Память ко многому обязывает, но надежда умирает последней. Однако если ты не помнишь, что с тобой было вчера это уже способ выжить сегодня.
 
– Ваши герои одиноки, они ведь все же вдвоем?
– Одиночество это уже не тема, это наш крест. Помню на заре 1990-х, в школе насаждалась идея «диалога», нам пытались привить демократические ценности, что все люди друг друга слышат, все друг друга понимают, все терпимы и толерантны, мой же отец считал, что человек существует в монологе, что сама жизнь – это монолог. У Чехова эпиграфом к рассказу «Тоска» служит: «Кому повем печаль мою?». Герой Иона говорит, а его не слышат. У Беккета персонажи тоже находятся в монологе. Они обречены на одиночество, но они вместе и в этом тоже парадокс.
 
– Кто из двух героев больше нуждается в другом?
– На первый взгляд, кажется, что беспомощный Эстрагон нуждается в крепком «духом» Владимире, но на самом деле Владимир не может без Эстрагона. Они хоть и влачат жалкое существование, но быть вдвоем это выход, чтобы совсем не опуститься на дно и, хотя Эстрагон спрашивает: «Может быть нам лучше поодиночке?», имеет он ввиду, что оставаться человеком и не терять достоинство друг перед другом тяжело. Однако, несмотря на то, что эта тяжесть трагична для обоих, они каждый день снова встречаются у дерева. «Ибо где двое собраны во имя мое, там и я буду среди них».

Кстати, наше мертвое, засохшее дерево – единственная декорация нашего спектакля на железной подставке – недавно пустило зеленые ростки, также как у Беккета во втором акте пьесы.
 
– Введение еще двух персонажей в пьесу это способ борьбы с пустотой?
– Это перевертыш, усложнение и провокация. Это еще одна древняя модель отношений. Нашу жизнь чередует: ожидание и действие. Первые двое ждут, вторые действуют и вот они встретились и у всех отношения достигли предела. Вторая пара яркие представители прогрессивного общества, достигшие кризиса. Один из них – идея, второй – спонсор, который вкладывает в идею деньги. Художник и власть. Ученый и чиновник. Жертва и палач. Когда эти две пары сходятся в одном месте, происходит авария.

Может поэтому пьеса Беккета претендует на то, чтобы быть картиной мира? Здесь есть и историческая подоплека: Владимир – православный, Эстрагон – француз, Поццо – итальянец в переводе его имя означает колодец, источник, Лакки – англичанин. Во время написания пьесы все это было актуально.
 
– Беккет не делит своих героев на положительных и отрицательных.
– Поначалу все как будто очевидно, но по мере узнавания все движется, меняется, перемешивается, так что уже невозможно выделить что-то одно, как в жизни – абсолюта нет.
 
– А они могут изменить судьбу или они дошли уже до точки невозврата?
– Возврата нет, только вперед. В индейском фольклоре есть поговорка «лошадь сдохла – слезь», лошадь сдохла, но никто не хочет слезать. Эстрагон однажды мог разом все изменить, когда работал на виноградниках, бросился в реку, а Владимир его вытащил, и теперь Эстрагон ему это припоминает: «Зачем ты меня вытащил?» Так что без Годо не разберешься.

Беккет романтик. Все же его история – притча и его герои тоже. Они дают мне урок человечности. Даже если им плохо и конец их близок, я в каком-то смысле по-хорошему им завидую. Уж лучше пусть так, как они, пусть на четвереньках, но до конца оставаясь человеком.

 – Я смотрела вашу «Незримую коллекцию», «В ожидании Годо» и у меня создалось впечатление, что вы очень уважительно относитесь к пожилым людям.
– Я боюсь старости, но вы правы я уважительно к ней отношусь. Потому что за ней история. Говорят, что человек рождается с лицом, которое дала природа, а уходит со своим. Меня поражают портреты итальянских мастеров, нет двух одинаковых.
 
– В своих спектаклях вы не заслоняете собой актеров, позволяете им играть, раскрываться. Это потому что вы тоже актер?
– Мне нравится, когда хорошо играют, я стараюсь дать актерам такую возможность. Может быть, кто-то скажет, что это не ново, заклеит актерам рот скотчем, затем разденет, и вот уже – сцена. Но кто сказал, что это путь, по которому надо идти всем? Отказываясь от вчерашнего дня – я неизбежно загоню себя в тупик. История театра и это проходила. Новые изобретательные средства это хорошо, но не надо забывать, что главный в театре все-таки актер. 
 
– Показатель успеха спектакля – это не то, сколько зрителей купило билеты, а сколько из них уйдет после первого действия.
– Верно, хотя бывает, что несколько человек уходят по объективным причинам. Спектакль начинается в восемь часов, заканчивается в одиннадцать. Кто-то думает о завтрашней работе, кому-то до дома далеко ехать. Однако если кто-то не принимает спектакль, я могу это понять и принять этот вызов. Значит, не дождались.
 
– Чему вас научил Римас Владимирович?
– Всему и ничему. Иногда мне кажется, что я от него недостаточно взял, а иногда, что я уже много чего знаю, и это мешает. Во втором случае срабатывает инстинкт самосохранения – все хватит слушать, нужно делать все самому, но у него получается меня удивить, потому что он каждый раз какой-то новый, преображенный, современный, живой человек, хорошо чувствующий время.
  
– В этом году у вас хоть и небольшой, но все, же юбилей – вам тридцать. Пятнадцать ролей в театре, две – в сериалах, вы сняли три короткометражных фильма, поставили три спектакля, включая дипломный – это много или мало?
– Я надеюсь, что способен на большее. По крайней мере, мысль, что я мог бы умереть, как Пушкин в 37 лет, меня уже потешила и, хотя у меня в запасе еще есть время, я вижу и другие примеры. Беккет ушел из жизни в 83.
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Римас Туминас: «Все хотят счастья, а его нет»

    В эти дни в Китае продолжаются гастроли Театра им. Вахтангова со спектаклем Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Позади семь спектаклей в Гуанчжоу и Шанхае. Недавно труппа переехала в Пекин, где с 16 по 19 мая «Евгений Онегин» пройдет еще четыре раза. ...
  • Умер создатель Концептуального театра Кирилл Ганин

    Создатель и режиссер московского Концептуального театра Кирилл Ганин скончался на 53-м году жизни. Об этом сообщили его коллеги в социальных сетях. «Прощание с Ганиным состоится в пятницу 24 мая в 11:00 на Николо-Архангельском кладбище. ...
  • «Смоленск может лишиться единственного театра»

    На базе Смоленского драматического театра им. Грибоедова планируют создать филиал Мариинского театра. Об этом заявил губернатор Алексей Островский на встрече с Валерием Гергиевым.  «Театрал» дозвонился директору театра Людмиле Судовской, но она отказалась что-либо комментировать по поводу данной инициативы. ...
  • Принят закон, отменяющий театральные билеты

    С 1 июля театры начнут продавать билеты по новым правилам: вместо билета зрителю будет выдаваться кассовый чек. Об этом в понедельник, 29 апреля, сообщил на встрече «Директорской ложи» московских театров заместитель главы столичного Департамента культуры Леонид Ошарин. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Счастье, что стены рушатся!»

    В Италии, на острове Искья состоялась восьмая ежегодная церемония вручения премии имени Иосифа Бродского, по традиции приуроченная ко дню рождения поэта. Лауреатами 2019 года стали ведущие актеры Театра им. Вахтангова Ирина Купченко и Василий Лановой, историк Сергей Никитин и главный редактор журнала «Театрал» Валерий Яков. ...
  • «В театре ты постоянно на вулкане»

    25 мая глава Союза театральных деятелей, художественный руководитель театра Et Cetera Александр Калягин отмечает день рождения. Александр Александрович не раз становился героем интервью «Театрала», по случаю праздника мы собрали самые яркие его высказывания о театре и творческой судьбе. ...
  • Алексей Бородин: «Нам очень не хватает самоиронии»

    РАМТ готовится к открытию пятой по счету площадки – Сцены во дворе. О ближайших проектах в новом театральном пространстве, а также об ожиданиях от Года театра и кадровых изменениях в коллективе, где с начала сезона появился главный режиссер, «Театралу» рассказал художественный руководитель Алексей БОРОДИН. ...
  • «Театр возникает, когда ты полон жизни…»

    В этот день (24 мая 2000 года) ушел из жизни один из выдающихся режиссеров ХХ века, основатель «Современника», реформатор сцены, художественный руководитель МХАТа (в 1970-2000 гг.) Олег ЕФРЕМОВ. В память о нем «Театрал» приводит несколько цитат из интервью режиссера разных лет. ...
Читайте также