Удачи и поражения

Итоги сезона от Марины Шимадиной

 
«Театрал» по традиции попросил критиков и экспертов подвести итоги сезона, определив успехи, поражения и тенденции. Сегодня – слово Марине Шимадиной, обозревателю «Театрала».

1. В первую очередь хотелось бы отметить беспрецедентный случай с «Гоголь-центром», который весь сезон работает без своего художественного руководителя и, тем не менее, не падает духом и выпускает один спектакль за другим. Первая премьера – «Маленькие трагедии» Кирилла Серебренникова по большей части поставлена и отрепетирована самим режиссером, но выпускалась уже без его участия и прозвучала мощно, актуально – как предвестие надвигающейся катастрофы. А танцевальный спектакль «Шекспир» в постановке Евгения Кулагина и Ивана Естегнеева показал, насколько универсальна и пластична труппа «Гоголь-центра», способная справится на приличном уровне даже с contemporary dance.

К безусловным удачам сезона надо отнести «Му-Му» Дмитрия Крымова в Театре наций. Новая, куда более внушительная площадка, дала режиссеру размах и эпическое дыхание для широких обобщений о природе театра.

«Солнечная линия» Виктора Рыжакова в ЦИМе – новая ступень в его долгом и плодотворном сотрудничестве с драматургом Иваном Вырыпаевым, но теперь уже в команде с Юлией Пересильд и Андреем Бурковским, прекрасно освоившим отстраненный вырыпаевский язык.

И еще одна камерная, скромная, но выдающаяся по уровню мастерства постановка – «День рождения Смирновой» Людмилы Петрушевской в постановке Александры Толстошевой во флигеле МТЮЗа. Три отличных женских роли и тонкая, точная работа режиссера.
 
2. Неудачи случаются у всех, перечислять их не хочется. Не хватило, наверное, солидарности театральных деятелей в ситуации, когда их коллеги стали заложниками следственных органов. Да, были выступления на «Золотой маске», была акция поддержки фигурантов дела «Седьмой студии» в июне 2017 года, но массовый характер они, к сожалению, не приобрели.
 
3. Тенденция, увы, печальная. Неизвестно, каким будет новое Министерство культуры, но старое показало свою враждебную настроенность по отношению к современному, новаторскому театру, и этот вектор вряд ли изменится в ближайшем будущем. Тем не менее, последний фестиваль «Золотая маска» продемонстрировал, что сегодня режиссеры всерьез заняты анализом недавней истории, ошибок прошлого: главные награды конкурса достались спектаклям «Чук и Гек» Александринского театра и «Страх. Ненависть. Отчаяние» Малого драматического, посвященным главной катастрофе XX века, фашизму и тоталитаризму. Но сможет ли театр удержать свои либеральные позиции в ситуации идеологического давления сверху – большой вопрос.

Читайте также:
Итоги сезона от Павла Руднева
Итоги сезона от Ольги Егошиной



  • Нравится


Самое читаемое

  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Точки возврата не будет»

    В пятницу, 5 апреля, в Ярославль с рабочим визитом приехал художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин в сопровождении представителей Министерства культуры. Они приняли участие в общественных обсуждениях вопроса об объединении театров в Первый национальный и встретились с коллективом Волковского театра. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Театре Вахтангова выходит премьера «Новая квартира»

    Премьера спектакля итальянского режиссера Джорджио Сангати по пьесе Карло Гольдони «Новая квартира» состоится 24 апреля на Новой сцене Театра Вахтангова. Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра.   «В этой пьесе нет места маскам и уличным сценам комедии дель арте: действие переместилось с площадей в квартиры венецианцев, – рассказал режиссер накануне премьеры, его слова цитирует пресс-служба. ...
  • «Каждый может сотворить чудо»

    В четверг вечером, 18 апреля, на сцене детской театральной студии «Маленькая Луна» (при «Театре Луны») состоялась премьера музыкального спектакля «Алые паруса». Режиссер и актриса «Театра Луны» Алена Захарова поставила нежную и романтическую историю о дружбе и первой любви. ...
  • Зрители «Сферы» увидят «Гиперболоид инженера Гарина»

    28 апреля 2019 года в 18. 00 на Основной сцене театра «Сфера» пройдет премьера спектакля «Гиперболоид инженера Гарина» в постановке режиссера Глеба Черепанова по одноименному роману Алексея Толстого. Художник-постановщик спектакля - Ольга Хлебникова. ...
  • Атлантида, которая никак не хочет затонуть

    Практически одновременно в РАМТе и в Губернском театре появились постановки, воскрешающие быт и атмосферу застойных 1970 – 1980-х годов. Сергей Безруков выпустил спектакль-караоке по повести Василия Шукшина «Энергичные люди» (отметив в премьерном интервью, что давнюю идею подстегнул и актуализировал 90-летний юбилей писателя). ...
Читайте также