Подделки как искусство

Почему обман приносит музеям пользу

 
Для всех, кто профессионально занимается искусством, подделка – вещь противная. Мало того, что в одночасье улетучиваются тысячи и миллионы долларов, заплаченные на продажах и перепродажах (подделка ведь не потянет и на сотню), это еще и страшное пятно на репутации.
 
Взять хотя бы свежий скандал в Музее изящных искусств бельгийского города Гента. Напомню: вновь назначенный директор этого учреждения Катрин де Зегер решила произвести фурор и выставить «неизвестный русский авангард» из частной коллекции супругов Топоровских. В итоге этой уважаемой даме пришлось сначала скрываться от русских специалистов и журналистов, а потом и вовсе покинуть свой пост под давлением целой армии музейщиков. А все потому, что картины признали подделками.

Буквально через пару-тройку месяцев такая же напасть постигла музей французского городка Эльн, где среди всех работ местного героя-художника Этьена Террюса более половины оказались фальшивками. Примеров можно привести огромное количество. Всякий раз, когда всплывает какое-то новое произведение известного мастера, первая реакция арт-сообщества: а не подделка ли это? Начинается перетягивание каната: владельцы пытаются доказать подлинность, а их конкуренты ищут подвох. В один момент может случиться так, что сегодня картиной восхищаются как шедевром, а завтра на нее плюют как на фальшак.   

Вот тут и возникает довольно интересный вопрос: а всегда ли подделка так плоха и недостойна музея?
Для ответа требуется философское отступление. Доказано, что наше с вами европейское сознание слишком дорожит историей. Для нас (в отличие, скажем, от буддистов) крайне важно, в каком веке  и при каких обстоятельствах создавалось то или иное произведение. Мы готовы платить только за подлинную старину. Время – ценность. Второй момент – для нашего европейского сознания очень важно, чтобы картина была написана лично гениальным мастером с громким именем. Мы не смиримся, если за него это сделает какой-нибудь подмастерье или вообще аноним. Нам подавай аутентичность. Вот на этих двух опорах – на времени и на великой личности – держится все музейное хозяйство. Отсюда и прямой вывод: подделки разрушают музейные столбы, они – враги искусства.

Но тут я должен сказать ужасную вещь, противоречащую логике. На мой взгляд, подделки – очень полезные изобретения. Попробую объясниться. На самом деле, подделки и фальшивки музейные опоры только укрепляют. И вот почему. Во-первых, бездарность не подделывают. Чем больше подделок под какого-то художника, тем выше к нему интерес. Подделки – это инвестиции в определенное имя или направление. Во-вторых, любая подделка сразу стимулирует зрительский интерес. По каким признакам можно определить, что перед нами не подлинник, а фальшак? Где прокололся фальшивокартинник? Так начинается увлекательная детективная история, которая будоражит ум и чувства любого стороннего наблюдателя. Подделка – «стыдное удовольствие»: ее неприлично любить, но к ней все тянутся.

В этом плане самое лучшее, что смогли изобрести предприимчивые арт-менеджеры – громкие выставки подделок. Они пользуются огромной популярностью. Взять, например, недавнюю экспозицию в Спрингфилде, где посмотреть на фальшивого Моне, Вермеера, Ренуара и Вламинка пришло больше людей, чем на любое академическое шоу. Та же история произошла в Москве, когда Игорь Возняков, основатель «Дома иконы», решил продемонстрировать, как его надували с русскими классиками и продавали откровенные фальшаки. 

Для такого показа, конечно, требуется немалая смелость. Однако эта смелость с лихвой окупается – зрителю очень импонирует искренность, зритель любит участвовать в экспертизе, зритель вообще любит интриги. Естественно, я не призываю немедленно заняться производством подделок, чтобы разнообразить музейную жизнь. Но  в то же самое время пора уже отставить никому не нужный снобизм. Если Катрин де Зегер из Гента вместо конспирации и отключения телефона, объявила бы всемирное обсуждение «фальшивок авангарда» обнаруженных у русских олигархов, глядишь, не только бы сохранила свой пост, но еще бы и благодарность получила за ажиотаж вокруг высокого искусства.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Марина Брусникина стала худруком театра «Практика»

    Режиссер Марина Брусникина назначена художественным руководителем Московского театра «Практика». Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра. Ранее «Практику» возглавлял Дмитрий Брусникин, он ушел из жизни 9 августа. ...
  • Александр Калягин: «Надеюсь, что Кончаловский получит более верную информацию»

    Прежде всего хочу сказать, что я не против, а рад, что может возникнуть новая премия. Как говорят, много денег не бывает, так и много премий не бывает. Не вижу ничего плохого, что кто-то из коллег будет поощрен этой новой премией. ...
  • Минкульт запретит артистам увольняться за месяц до выступления

    Минкультуры намерено обязать артистов уведомлять о своем увольнении в письменной форме не позднее, чем за месяц до планируемого выступления. Соответствующие поправки будут внесены в Трудовой кодекс РФ. «В целях исключения срыва показов театральных постановок и цирковых номеров предусмотрена норма, согласно которой творческий работник имеет право расторгнуть трудовой договор по своей инициативе, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за один месяц, за исключением случаев, когда трудовой договор заключен на срок менее четырех месяцев», - сообщили ТАСС в пресс-службе Минкультуры. ...
  • Марк Захаров: «Есть вещи, которые меня пугают»

    В субботу, 13 октября, художественному руководителю «Ленкома» Марку Захарову исполняется 85 лет. Однако юбилей – это всего лишь формальный повод напроситься на интервью к режиссеру, который всегда ироничен и мудр в рассуждениях и оценках. ...
Читайте также


Читайте также

  • Выставка к юбилею Музыкального театра откроется на Страстном бульваре

    Во вторник, 16 октября, на Страстном бульваре откроется выставка «Музыкальный театр. Истоки».   Основой выставки стали эскизы декораций и костюмов, созданные выдающимися художниками, сотрудничавшими с Оперным театром им. ...
  • Третьяковская галерея продлила часы работы выставки Куинджи

    Третьяковская галерея продлила часы работы выставки Архипа Куинджи в связи с ее популярностью. Теперь по воскресеньям экспозиция будет работать до 21.00. Об этом сообщает пресс-служба Министерства культуры. «В связи с большой популярностью выставки «Архип Куинджи», открывшейся для публики 6 октября в Инженерном корпусе, Третьяковская галерея продлевает часы ее работы по воскресеньям до 21:00, вход и кассы работают до 20:00», – говорится в сообщении на сайте ведомства. ...
  • Открывается выставка к 80-летию балета «Ромео и Джульетта»

    Новый выставочный проект «Переписать Шекспира. Версия Прокофьева», приуроченный к 80-летию балета «Ромео и Джульетта», открывается 11 октября в Музее Прокофьева. «Выставка обращается к истории создания и постановки легендарного балета «Ромео и Джульетта», раскрывает новые грани драматургии Шекспира и музыки Прокофьева», – отметили в пресс-службе музея. ...
  • В Москве откроется выставка, посвященная Валерию Левенталю

    В Бахрушинском музее 10 октября открывается выставка, посвященная театральному художнику Валерию Левенталю. В экспозицию вошли живописные работы мастера и эскизы его декораций для спектаклей российских и зарубежных театров. ...
Читайте также