Подделки как искусство

Почему обман приносит музеям пользу

 
Для всех, кто профессионально занимается искусством, подделка – вещь противная. Мало того, что в одночасье улетучиваются тысячи и миллионы долларов, заплаченные на продажах и перепродажах (подделка ведь не потянет и на сотню), это еще и страшное пятно на репутации.
 
Взять хотя бы свежий скандал в Музее изящных искусств бельгийского города Гента. Напомню: вновь назначенный директор этого учреждения Катрин де Зегер решила произвести фурор и выставить «неизвестный русский авангард» из частной коллекции супругов Топоровских. В итоге этой уважаемой даме пришлось сначала скрываться от русских специалистов и журналистов, а потом и вовсе покинуть свой пост под давлением целой армии музейщиков. А все потому, что картины признали подделками.

Буквально через пару-тройку месяцев такая же напасть постигла музей французского городка Эльн, где среди всех работ местного героя-художника Этьена Террюса более половины оказались фальшивками. Примеров можно привести огромное количество. Всякий раз, когда всплывает какое-то новое произведение известного мастера, первая реакция арт-сообщества: а не подделка ли это? Начинается перетягивание каната: владельцы пытаются доказать подлинность, а их конкуренты ищут подвох. В один момент может случиться так, что сегодня картиной восхищаются как шедевром, а завтра на нее плюют как на фальшак.   

Вот тут и возникает довольно интересный вопрос: а всегда ли подделка так плоха и недостойна музея?
Для ответа требуется философское отступление. Доказано, что наше с вами европейское сознание слишком дорожит историей. Для нас (в отличие, скажем, от буддистов) крайне важно, в каком веке  и при каких обстоятельствах создавалось то или иное произведение. Мы готовы платить только за подлинную старину. Время – ценность. Второй момент – для нашего европейского сознания очень важно, чтобы картина была написана лично гениальным мастером с громким именем. Мы не смиримся, если за него это сделает какой-нибудь подмастерье или вообще аноним. Нам подавай аутентичность. Вот на этих двух опорах – на времени и на великой личности – держится все музейное хозяйство. Отсюда и прямой вывод: подделки разрушают музейные столбы, они – враги искусства.

Но тут я должен сказать ужасную вещь, противоречащую логике. На мой взгляд, подделки – очень полезные изобретения. Попробую объясниться. На самом деле, подделки и фальшивки музейные опоры только укрепляют. И вот почему. Во-первых, бездарность не подделывают. Чем больше подделок под какого-то художника, тем выше к нему интерес. Подделки – это инвестиции в определенное имя или направление. Во-вторых, любая подделка сразу стимулирует зрительский интерес. По каким признакам можно определить, что перед нами не подлинник, а фальшак? Где прокололся фальшивокартинник? Так начинается увлекательная детективная история, которая будоражит ум и чувства любого стороннего наблюдателя. Подделка – «стыдное удовольствие»: ее неприлично любить, но к ней все тянутся.

В этом плане самое лучшее, что смогли изобрести предприимчивые арт-менеджеры – громкие выставки подделок. Они пользуются огромной популярностью. Взять, например, недавнюю экспозицию в Спрингфилде, где посмотреть на фальшивого Моне, Вермеера, Ренуара и Вламинка пришло больше людей, чем на любое академическое шоу. Та же история произошла в Москве, когда Игорь Возняков, основатель «Дома иконы», решил продемонстрировать, как его надували с русскими классиками и продавали откровенные фальшаки. 

Для такого показа, конечно, требуется немалая смелость. Однако эта смелость с лихвой окупается – зрителю очень импонирует искренность, зритель любит участвовать в экспертизе, зритель вообще любит интриги. Естественно, я не призываю немедленно заняться производством подделок, чтобы разнообразить музейную жизнь. Но  в то же самое время пора уже отставить никому не нужный снобизм. Если Катрин де Зегер из Гента вместо конспирации и отключения телефона, объявила бы всемирное обсуждение «фальшивок авангарда» обнаруженных у русских олигархов, глядишь, не только бы сохранила свой пост, но еще бы и благодарность получила за ажиотаж вокруг высокого искусства.
  • Нравится


Самое читаемое

  • Скоропостижно скончался Дмитрий Брусникин

    Вечером в четверг, 9 августа, пресс-служба МХТ им. Чехова сообщила, что в возрасте 60-ти лет ушел из жизни актер, режиссер, педагог Школы-студии МХАТ Дмитрий Брусникин. Обстоятельства скоропостижной смерти неизвестны. Как сообщил «Театралу» источник в администрации МХТ, «причину пока никто не знает. ...
  • Дмитрий Брусникин: «Мы многого не успеваем»

    Замечательный режиссер, педагог, актер Дмитрий Брусникин, скоропостижно скончавшийся 9 августа на 61-м году жизни, не раз становился героем журнала «Театрал». И всегда в своих интервью он много говорил о молодом поколении, о смене традиций, о поиске интонации времени. ...
  • Директор театра «Практика» Борис Мездрич: «Я нахожусь в сложном положении»

    В связи со скоропостижным уходом из жизни художественного руководителя театра «Практика» Дмитрия Брусникина, «Театрал» дозвонился директору театра Борису Мездричу и попросил его сказать несколько слов… - Я нахожусь в сложном положении. ...
  • «Почему так рано?! Куда вы спешите?!»

    В понедельник, 13 августа, Москва простилась с замечательным педагогом, актером и режиссером Дмитрием Брусникиным, который скоропостижно скончался 9 августа на 61-м году жизни. Как отметил на панихиде художественный руководитель ЦИМа Виктор Рыжаков, «этот невероятно красивый человек всегда всё делал красиво – работал красиво, преподавал красиво, читал стихи красиво – он насыщал наш мир красотой и смыслом. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Я не ищу новых форм, я их нахожу»

    30 августа в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ) откроется выставка-инсталляция «Анатомия кубизма», которая впервые представит историю создания картины Пабло Пикассо «Авиньонские девицы», положившей начало кубизму. ...
  • «Название пока не говорю, чтобы не сглазить»

    В преддверии юбилея в Театральном музее им. Бахрушина завершается масштабная реконструкция. Корреспондент «Театрала» выяснил у гендиректора музея Дмитрия Родионова, какие сюрпризы ждут посетителей в ближайшее время. ...
  • В Санкт-Петербург привезут работы Рембрандта

    В Эрмитаже в сентябре откроется выставка «Эпоха. Шедевры Лейденской коллекции», на ней будут представлены 80 картин из частных собраний голландской живописи XVII века, а также картины из эрмитажной коллекции. Выставка из Лейденской коллекции будет представлена после того, как ее показ завершится в Москве в ГМИИ им. ...
  • Объявлена тема следующей Венецианской биеннале

    На пресс-конференции, прошедшей в Палаццо Джустиниан в Венеции, была объявлена тема 58-й Венецианской биеннале современного искусства, которая состоится с 11 мая по 24 ноября 2019 года – «May You Live in Interesting Times» («Чтобы ты жил в интересные времена!»). ...
Читайте также