Подделки как искусство

Почему обман приносит музеям пользу

 
Для всех, кто профессионально занимается искусством, подделка – вещь противная. Мало того, что в одночасье улетучиваются тысячи и миллионы долларов, заплаченные на продажах и перепродажах (подделка ведь не потянет и на сотню), это еще и страшное пятно на репутации.
 
Взять хотя бы свежий скандал в Музее изящных искусств бельгийского города Гента. Напомню: вновь назначенный директор этого учреждения Катрин де Зегер решила произвести фурор и выставить «неизвестный русский авангард» из частной коллекции супругов Топоровских. В итоге этой уважаемой даме пришлось сначала скрываться от русских специалистов и журналистов, а потом и вовсе покинуть свой пост под давлением целой армии музейщиков. А все потому, что картины признали подделками.

Буквально через пару-тройку месяцев такая же напасть постигла музей французского городка Эльн, где среди всех работ местного героя-художника Этьена Террюса более половины оказались фальшивками. Примеров можно привести огромное количество. Всякий раз, когда всплывает какое-то новое произведение известного мастера, первая реакция арт-сообщества: а не подделка ли это? Начинается перетягивание каната: владельцы пытаются доказать подлинность, а их конкуренты ищут подвох. В один момент может случиться так, что сегодня картиной восхищаются как шедевром, а завтра на нее плюют как на фальшак.   

Вот тут и возникает довольно интересный вопрос: а всегда ли подделка так плоха и недостойна музея?
Для ответа требуется философское отступление. Доказано, что наше с вами европейское сознание слишком дорожит историей. Для нас (в отличие, скажем, от буддистов) крайне важно, в каком веке  и при каких обстоятельствах создавалось то или иное произведение. Мы готовы платить только за подлинную старину. Время – ценность. Второй момент – для нашего европейского сознания очень важно, чтобы картина была написана лично гениальным мастером с громким именем. Мы не смиримся, если за него это сделает какой-нибудь подмастерье или вообще аноним. Нам подавай аутентичность. Вот на этих двух опорах – на времени и на великой личности – держится все музейное хозяйство. Отсюда и прямой вывод: подделки разрушают музейные столбы, они – враги искусства.

Но тут я должен сказать ужасную вещь, противоречащую логике. На мой взгляд, подделки – очень полезные изобретения. Попробую объясниться. На самом деле, подделки и фальшивки музейные опоры только укрепляют. И вот почему. Во-первых, бездарность не подделывают. Чем больше подделок под какого-то художника, тем выше к нему интерес. Подделки – это инвестиции в определенное имя или направление. Во-вторых, любая подделка сразу стимулирует зрительский интерес. По каким признакам можно определить, что перед нами не подлинник, а фальшак? Где прокололся фальшивокартинник? Так начинается увлекательная детективная история, которая будоражит ум и чувства любого стороннего наблюдателя. Подделка – «стыдное удовольствие»: ее неприлично любить, но к ней все тянутся.

В этом плане самое лучшее, что смогли изобрести предприимчивые арт-менеджеры – громкие выставки подделок. Они пользуются огромной популярностью. Взять, например, недавнюю экспозицию в Спрингфилде, где посмотреть на фальшивого Моне, Вермеера, Ренуара и Вламинка пришло больше людей, чем на любое академическое шоу. Та же история произошла в Москве, когда Игорь Возняков, основатель «Дома иконы», решил продемонстрировать, как его надували с русскими классиками и продавали откровенные фальшаки. 

Для такого показа, конечно, требуется немалая смелость. Однако эта смелость с лихвой окупается – зрителю очень импонирует искренность, зритель любит участвовать в экспертизе, зритель вообще любит интриги. Естественно, я не призываю немедленно заняться производством подделок, чтобы разнообразить музейную жизнь. Но  в то же самое время пора уже отставить никому не нужный снобизм. Если Катрин де Зегер из Гента вместо конспирации и отключения телефона, объявила бы всемирное обсуждение «фальшивок авангарда» обнаруженных у русских олигархов, глядишь, не только бы сохранила свой пост, но еще бы и благодарность получила за ажиотаж вокруг высокого искусства.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Юрий Бутусов: «Сгустился туман запретов и преследований»

    В понедельник, 3 декабря, в Театре им. Вахтангова вручается ежегодная премия зрительских симпатий «Звезда Театрала». Лауреатом в одной из главных номинаций – «Лучший спектакль большой формы» стала работа Юрия Бутусова «Гамлет» в Театре им. ...
  • Римас Туминас: «Никогда не считай себя первым»

    Вечером в пятницу труппа Театра Вахтангова вернулась из Милана, где в рамках проекта «Русские сезоны» представила спектакль «Евгений Онегин». Постановку сыграли дважды (28 и 29 ноября) на сцене театра «Пикколо ди Милано» Джорджо Стрелера. ...
  • Эдуард Бояков назначен худруком МХАТа им. Горького

    Продюсер и театральный режиссер Эдуард Бояков назначен новым художественным руководителем МХАТа имени Горького. Заместителем руководителя театра по творческой работе стал Сергей Пускепалис, а заместителем худрука по литературной части - писатель и публицист Захар Прилепин. ...
  • «Эта система порочная»

    Сегодня все театры оказались в системе БОР (бюджет, ориентированный на результат), в которой создана прямая взаимосвязь по формуле «результат – качество – конкуренция». Не первый  год подряд мы вместе с Союзом театральных деятелей, экспертами, учеными пытаемся доказать, что природа искусства зависит от множества других критериев и выделять прямую связь между, скажем, финансированием и посещаемостью – мягко говоря, неправильно. ...
Читайте также


Читайте также

  • В «Новом Иерусалиме» представят «Стиль Фаберже»

    В музее «Новый Иерусалим» 15 декабря откроется масштабная выставка «Стиль Фаберже. Превосходство вне времени». В экспозиции представят более 400 раритетов, многие из которых никогда не демонстрировались широкой публике. ...
  • К 100-летию Игоря Владимирова открывается выставка

    В среду, 12 декабря, в Санкт-Петербурге открываются выставка «Игорь Владимиров. Человек-театр». Экспозиция, посвященная 100-летия со дня рождения народного артиста СССР Игоря Владимирова, развернута в филиале Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства – в музее-квартире семьи актеров Самойловых. ...
  • В Москве откроется выставка советских елочных игрушек

    В Музее Победы 21 декабря откроется выставка, посвященная празднованию Нового года в СССР. На экспозиции покажут около 500 раритетов – елочные игрушки, открытки, карнавальные маски и сувениры. «Благодаря новогодней атрибутике мы можем проследить за самыми важными вехами в истории страны, -  рассказала куратор экспозиции Нина Забаровская. ...
  • Почему музеи стали напоминать супермаркет

    Мы живем во времена экстремальных величин. Либо все слишком маленькое – буквально «нано», «микро», «мини». Либо, наоборот, все предельно масштабное, мощное, рекордное – скорости, доходы, продажи... Как ни странно, к художественным достижениям это имеет непосредственное отношение. ...
Читайте также