Подделки как искусство

Почему обман приносит музеям пользу

 
Для всех, кто профессионально занимается искусством, подделка – вещь противная. Мало того, что в одночасье улетучиваются тысячи и миллионы долларов, заплаченные на продажах и перепродажах (подделка ведь не потянет и на сотню), это еще и страшное пятно на репутации.
 
Взять хотя бы свежий скандал в Музее изящных искусств бельгийского города Гента. Напомню: вновь назначенный директор этого учреждения Катрин де Зегер решила произвести фурор и выставить «неизвестный русский авангард» из частной коллекции супругов Топоровских. В итоге этой уважаемой даме пришлось сначала скрываться от русских специалистов и журналистов, а потом и вовсе покинуть свой пост под давлением целой армии музейщиков. А все потому, что картины признали подделками.

Буквально через пару-тройку месяцев такая же напасть постигла музей французского городка Эльн, где среди всех работ местного героя-художника Этьена Террюса более половины оказались фальшивками. Примеров можно привести огромное количество. Всякий раз, когда всплывает какое-то новое произведение известного мастера, первая реакция арт-сообщества: а не подделка ли это? Начинается перетягивание каната: владельцы пытаются доказать подлинность, а их конкуренты ищут подвох. В один момент может случиться так, что сегодня картиной восхищаются как шедевром, а завтра на нее плюют как на фальшак.   

Вот тут и возникает довольно интересный вопрос: а всегда ли подделка так плоха и недостойна музея?
Для ответа требуется философское отступление. Доказано, что наше с вами европейское сознание слишком дорожит историей. Для нас (в отличие, скажем, от буддистов) крайне важно, в каком веке  и при каких обстоятельствах создавалось то или иное произведение. Мы готовы платить только за подлинную старину. Время – ценность. Второй момент – для нашего европейского сознания очень важно, чтобы картина была написана лично гениальным мастером с громким именем. Мы не смиримся, если за него это сделает какой-нибудь подмастерье или вообще аноним. Нам подавай аутентичность. Вот на этих двух опорах – на времени и на великой личности – держится все музейное хозяйство. Отсюда и прямой вывод: подделки разрушают музейные столбы, они – враги искусства.

Но тут я должен сказать ужасную вещь, противоречащую логике. На мой взгляд, подделки – очень полезные изобретения. Попробую объясниться. На самом деле, подделки и фальшивки музейные опоры только укрепляют. И вот почему. Во-первых, бездарность не подделывают. Чем больше подделок под какого-то художника, тем выше к нему интерес. Подделки – это инвестиции в определенное имя или направление. Во-вторых, любая подделка сразу стимулирует зрительский интерес. По каким признакам можно определить, что перед нами не подлинник, а фальшак? Где прокололся фальшивокартинник? Так начинается увлекательная детективная история, которая будоражит ум и чувства любого стороннего наблюдателя. Подделка – «стыдное удовольствие»: ее неприлично любить, но к ней все тянутся.

В этом плане самое лучшее, что смогли изобрести предприимчивые арт-менеджеры – громкие выставки подделок. Они пользуются огромной популярностью. Взять, например, недавнюю экспозицию в Спрингфилде, где посмотреть на фальшивого Моне, Вермеера, Ренуара и Вламинка пришло больше людей, чем на любое академическое шоу. Та же история произошла в Москве, когда Игорь Возняков, основатель «Дома иконы», решил продемонстрировать, как его надували с русскими классиками и продавали откровенные фальшаки. 

Для такого показа, конечно, требуется немалая смелость. Однако эта смелость с лихвой окупается – зрителю очень импонирует искренность, зритель любит участвовать в экспертизе, зритель вообще любит интриги. Естественно, я не призываю немедленно заняться производством подделок, чтобы разнообразить музейную жизнь. Но  в то же самое время пора уже отставить никому не нужный снобизм. Если Катрин де Зегер из Гента вместо конспирации и отключения телефона, объявила бы всемирное обсуждение «фальшивок авангарда» обнаруженных у русских олигархов, глядишь, не только бы сохранила свой пост, но еще бы и благодарность получила за ажиотаж вокруг высокого искусства.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Человек становится свободным, когда способен себя ограничить»

    В преддверии 99-го сезона, который открылся в Театре им. Вахтангова в пятницу, 6 сентября, художественный руководитель Римас ТУМИНАС объявил о предстоящих планах (подробнее см. материал «Театрала»). Однако его речь отличалась не только перечислением планов, но и злободневными рассуждениями, которые, возможно, разойдутся на цитаты. ...
  • «Звезда Театрала»-2019: шорт-лист объявлен!

    Первый этап голосования позади. За лето в каждой номинации Премии «Звезда Театрала» определились тройки лидеров и по традиции объявляется шорт-лист.   У читателей есть время до конца осени, чтобы зайти на страницу Премии и решить, чьи актерские и режиссерские работы в прошлом сезоне были лучшими. ...
  • Сергей Женовач: «Будем развивать собственную труппу»

    В понедельник, 2 сентября, премьерным спектаклем Сергея Женовача «Бег» в Московском Художественном театре открылся 122-й сезон. Накануне днем состоялся традиционный сбор труппы, на котором художественный руководитель рассказал о творческих планах, а после ответил на вопросы журналистов. ...
  • «Я хотел закрыть театр на три дня»

    Вечером, 6 сентября, Театр им. Вахтангова открывает 99-й сезон премьерой спектакля Юрия Бутусова «Пер Гюнт», для которого, по словам Римаса Туминаса, нужно будет сделать другую афишу. Сейчас там изображен молодой человек с заклеенным ртом и глазами. ...
Читайте также


Читайте также

  • Третьяковка открыла продажу билетов на выставку Поленова

    Василий Поленов, Ранний снег. 1891. Государственная Третьяковская галерея Третьяковская галерея открыла в четверг, 13 сентября, предварительную продажу билетов на выставку Василия Поленова, которая будет проходить на Крымском Валу с 17 октября по 26 января. ...
  • Музей Рерихов приглашает на бесплатные экскурсии

    Музей Рерихов на ВДНХ (филиал Музея Востока) запускает бесплатные экскурсии по экспозиции. Посетителям расскажут о картинах Николая Рериха, а также о скульптурах из коллекции его семьи. «Еженедельно по средам в 17.00 посетители смогут присоединиться к экскурсии, узнать редкие факты о произведениях и жизни художника и получить ответы на интересующие вопросы. ...
  • Музей Москвы расскажет о себе

    7 сентября в новом пространстве первого корпуса Провиантских складов откроется бесплатная экспозиция «Музей Москвы. Точка отсчёта» — подробный рассказ о становлении музея и его роли в жизни столицы.   Название проекта «Точка отсчёта» содержит несколько смыслов. ...
  • Музей современного искусства посвятит выставку Дмитрию Брусникину

    С 22 октября по 17 ноября в Московском музее современного искусства (ММОМА) состоится масштабная выставка «Человек размером с дом» в память об актёре и режиссере театра и кино, художественном руководителе Театра «Практика» Дмитрии Брусникине, об этом сообщила пресс-служба музея. ...
Читайте также