Подделки как искусство

Почему обман приносит музеям пользу

 
Для всех, кто профессионально занимается искусством, подделка – вещь противная. Мало того, что в одночасье улетучиваются тысячи и миллионы долларов, заплаченные на продажах и перепродажах (подделка ведь не потянет и на сотню), это еще и страшное пятно на репутации.
 
Взять хотя бы свежий скандал в Музее изящных искусств бельгийского города Гента. Напомню: вновь назначенный директор этого учреждения Катрин де Зегер решила произвести фурор и выставить «неизвестный русский авангард» из частной коллекции супругов Топоровских. В итоге этой уважаемой даме пришлось сначала скрываться от русских специалистов и журналистов, а потом и вовсе покинуть свой пост под давлением целой армии музейщиков. А все потому, что картины признали подделками.

Буквально через пару-тройку месяцев такая же напасть постигла музей французского городка Эльн, где среди всех работ местного героя-художника Этьена Террюса более половины оказались фальшивками. Примеров можно привести огромное количество. Всякий раз, когда всплывает какое-то новое произведение известного мастера, первая реакция арт-сообщества: а не подделка ли это? Начинается перетягивание каната: владельцы пытаются доказать подлинность, а их конкуренты ищут подвох. В один момент может случиться так, что сегодня картиной восхищаются как шедевром, а завтра на нее плюют как на фальшак.   

Вот тут и возникает довольно интересный вопрос: а всегда ли подделка так плоха и недостойна музея?
Для ответа требуется философское отступление. Доказано, что наше с вами европейское сознание слишком дорожит историей. Для нас (в отличие, скажем, от буддистов) крайне важно, в каком веке  и при каких обстоятельствах создавалось то или иное произведение. Мы готовы платить только за подлинную старину. Время – ценность. Второй момент – для нашего европейского сознания очень важно, чтобы картина была написана лично гениальным мастером с громким именем. Мы не смиримся, если за него это сделает какой-нибудь подмастерье или вообще аноним. Нам подавай аутентичность. Вот на этих двух опорах – на времени и на великой личности – держится все музейное хозяйство. Отсюда и прямой вывод: подделки разрушают музейные столбы, они – враги искусства.

Но тут я должен сказать ужасную вещь, противоречащую логике. На мой взгляд, подделки – очень полезные изобретения. Попробую объясниться. На самом деле, подделки и фальшивки музейные опоры только укрепляют. И вот почему. Во-первых, бездарность не подделывают. Чем больше подделок под какого-то художника, тем выше к нему интерес. Подделки – это инвестиции в определенное имя или направление. Во-вторых, любая подделка сразу стимулирует зрительский интерес. По каким признакам можно определить, что перед нами не подлинник, а фальшак? Где прокололся фальшивокартинник? Так начинается увлекательная детективная история, которая будоражит ум и чувства любого стороннего наблюдателя. Подделка – «стыдное удовольствие»: ее неприлично любить, но к ней все тянутся.

В этом плане самое лучшее, что смогли изобрести предприимчивые арт-менеджеры – громкие выставки подделок. Они пользуются огромной популярностью. Взять, например, недавнюю экспозицию в Спрингфилде, где посмотреть на фальшивого Моне, Вермеера, Ренуара и Вламинка пришло больше людей, чем на любое академическое шоу. Та же история произошла в Москве, когда Игорь Возняков, основатель «Дома иконы», решил продемонстрировать, как его надували с русскими классиками и продавали откровенные фальшаки. 

Для такого показа, конечно, требуется немалая смелость. Однако эта смелость с лихвой окупается – зрителю очень импонирует искренность, зритель любит участвовать в экспертизе, зритель вообще любит интриги. Естественно, я не призываю немедленно заняться производством подделок, чтобы разнообразить музейную жизнь. Но  в то же самое время пора уже отставить никому не нужный снобизм. Если Катрин де Зегер из Гента вместо конспирации и отключения телефона, объявила бы всемирное обсуждение «фальшивок авангарда» обнаруженных у русских олигархов, глядишь, не только бы сохранила свой пост, но еще бы и благодарность получила за ажиотаж вокруг высокого искусства.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умер Владимир Этуш

    Скончался Владимир Абрамович Этуш. В пятницу, 8 марта, актеру стало плохо. Скорая госпитализировала его в реанимационное отделение  одной из столичных клиник. Он был без сознания. Смерть наступила несколько часов спустя. ...
  • Евгений Князев: «Он должен был жить всегда»

    Утром в субботу, 9 марта, на 97-м году жизни не стало президента Щукинского театрального училища, народного артиста СССР Владимира Этуша. Накануне вечером он был госпитализирован в реанимационное отделение одной из московских клиник, однако спасти его жизнь не удалось. ...
  • Алексей Бартошевич: «Я был мхатовским ребенком»

    Для многих театроведов Алексей Бартошевич – ключевая фигура. Профессор ГИТИСа, один из крупнейших специалистов по творчеству Шекспира, автор научных трудов, Алексей Вадимович к тому же   представитель легендарной мхатовской семьи. ...
  • «Он для всех нас учитель с большой буквы»

    В субботу, 9 марта, не стало легендарного актера и педагога Владимира Этуша. Его ученики и коллеги скорбят о нем. Валерий Ушаков, актер театра им. Вахтангова: – Владимир Абрамович Этуш –  для всех нас учитель с большой буквы! Он хранил традиции актерской школы. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Современник» приглашает на выставку

    В среду, 20 марта, на Другой сцене «Современника» открылась интерактивная выставка «Театр начинается с палки». Вход на экспозицию бесплатный, предварительной регистрации не требуется. «Палка – первое, что предлагают студентам-сценографам экспериментального курса ГИТИСа (мастерская Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова), – пояснили в театре название выставки. ...
  • Музей МХАТ откроет выставку в «Михайловском»

    Выставка Музея МХАТ «Друзья мои, прекрасен наш союз!.. А. С. Пушкин и Московский художественный театр», приуроченная к Международному дню театра, откроется в музее-заповеднике «Михайловское» 31 марта. По информации пресс-службы Министерства культуры, выставочный проект будет посвящен постановкам театра по произведениям Пушкина. ...
  • В Бахрушинском музее расскажут о неизвестном Стравинском

    В Доме-музее Ермоловой (филиал Музея Бахрушина) 22 марта откроется выставка «Неизвестный Стравинский: история одного голоса». Экспозиция расскажет о жизни и творчестве оперного певца Федора Стравинского (отца композитора Игоря Стравинского). ...
  • Столичные театры едут в Подмосковье

    Проект «Подмосковная афиша московских театров. Памяти Олега Табакова» откроется 22 марта спектаклем МХТ им. Чехова на сцене города Зарайска, всего афиша представит 12 столичных постановок.   «В этом году для нас это одна из основных акций Года театра. ...
Читайте также